Особенности изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья по изобразительному искусству (изо)

Известно, что без специального обучения и воспитания дети, имеющие проблемы в развитии, на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию. Данная статья будет интересна педагогам, родителям, студентам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Известно, что без специального обучения и воспитания дети, имеющие проблемы в развитии, на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию.

Подавляющее большинство детей при поступлении в школу не могут выполнить даже самые примитивные изображения. Их графическая деятельность носит манипулятивный характер и находится на уровне доизобразительного черкания. Многие дети не понимают поставленной перед ними задачи: вместо того чтобы рисовать, они стучат карандашом, грызут его, мнут или рвут бумагу. Некоторые из них хаотично воспроизводят различные штрихи, почти не обращают внимания на оставляемый карандашом след, выходят за пределы листа бумаги (чертят на столе), продолжают «рисовать» даже тогда, когда карандаш сломался.
Предметное изображение появляется только под влиянием обучения. У умственно отсталых детей нет «подготовительного акта к изобразительному рисованию» (В. М. Бехтерев).
Тематика рисунков умственно отсталых детей крайне ограничена и во многом зависит от содержания предшествующих занятий. В основном же они рисуют традиционные домики и некоторые предметы. Умственно отсталые обучающиеся не подчиняют свой рисунок определенному сюжетному замыслу. Как правило, они изображают один предмет или несколько не связанных по смыслу предметов.

Рисунки умственно отсталых школьников имеют следующие характерные особенности:
- неполнота, фрагментарность изображений (только стена или крыша у дома; ствол дерева без веток; «головоног» вместо человека и т.п.);

- отсутствие в рисунках целостного образа («разорванность» изображения, разбросанность элементов по пространству листа бумаги: дверь у дома висит в воздухе, окна размещены вне стен; руки у человека нарисованы отдельно от туловища и т.п.);
- упрощение и искажение формы изображаемых объектов (отсутствие замкнутости при изображении контуров предметов и их частей; уподобление одной формы другой: квадрат в виде круга, круг в виде треугольника; смешение и искажение форм);
- наличие различного рода нелепостей, обусловленных непониманием смысла изображенных частей или деталей предметов (дом с двумя крышами — вверху и внизу; дверь на крыше дома; ветки только с одной стороны дерева и т.п.);
- неправильная передача в рисунке пространственных отношений между элементами одного предмета, перестановка этих элементов и размещение их на листе бумаги изолированно друг от друга;

- отсутствие цветовых характеристик в нарисованных предметах (раскрашивание изображения любым, первым попавшимся карандашом);

- непропорциональность частей рисунка, смещение изображения относительно центра листа, несоответствие размеров рисунка и листа бумаги.

Качественное своеобразие рисунков умственно отсталых детей в значительной мере объясняется недоразвитием их сенсорной сферы и специфическими особенностями познавательной деятельности. Многие недостатки обусловлены нарушением моторики и задержкой в развитии зрительно-двигательной координации.

Для изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений характерно:

- отсутствие стойкого интереса к результатам;

- слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

- затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

- обилие графических штампов;

- статичность рисунков по форме и содержанию;

- отсутствие преднамеренного выбора цвета, соответствующего замыслу изображения;

- бедность цветовых решений;

- отсутствие или неразвитость сюжетных построений;

- отсутствие планирующей речи;

- наличие сопровождающей речи примитивно фиксирующего характера.

Подавляющее большинство учащихся, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается как на уроках рисования, так и во время внеклассной работы по изобразительной деятельности. Лишь в отдельных случаях можно услышать: «Я не знаю, что рисовать».

Особую активность учащиеся проявляют во время «свободного» рисования, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натуры определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы.

Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Младшие школьники, могут быть равнодушны, безразличны к выполнению задания, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувства, не вызывает никаких переживаний.

Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только на качественной стороне рисунков, но и на их тематике, которая оказывается крайне ограниченной. Это характерно как для младших, так и для старших школьников.

В рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что умеют и что позаимствовали от своих товарищей. Обычно это заученные изображения (дом, машина, корабль, самолет, цветы и т.п.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между объектом и его изображением, Например, рисуя дом в несколько этажей, ученик изображает в нем одну дверь, размер которой равен его высоте

Характерно, что школьники могут заполнить лист бумаги изображением двух-трех предметов, ничем не связанных между собой. Детей не интересует содержание — их более всего занимает сам процесс воспроизведения формы, которой они овладели.

Многие учащиеся не могут осуществить в рисунке свой предварительный замысел. В процессе выполнения он обычно меняется.

Некоторые дети склонны к тому, чтобы рисовать буквы и цифры, которые они выучили. Такие рисунки занимают иногда всю страницу и напоминают работы из тетрадей по письму или математике.

Иногда рисунки детей состоят из одних и тех же повторяющихся фигур. Чаще всего это квадраты, треугольники или круги неправильной формы.

Характерно, что изображение одного и того же предмета может повторяться бессчетно. Это могут быть снежинки в виде крестиков или точек, звезды на небе, птицы, капли дождя и т.д. «Прилипчивость» к одному роду действий, «графическое пережевывание» одной и той же формы — черта, присущая умственно отсталым школьникам

Ограниченность тематики рисунков проявляется еще и в том, что учащиеся очень часто пользуются так называемыми графическими штампами, т. е. заученным воспроизведением какой-либо картины. Чаще всего таким «штампом» является изображение дома, из трубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходящимися лучами

Стереотипность усвоенного примитивного способа передачи изображения без каких-либо вариантов и изменений сохраняется в изобразительной деятельности умственно отсталых детей долгое время.

Однако тематика рисунков учащихся старших классов несколько шире. Наряду с традиционными рисунками встречаются работы, рассказывающие о школьной жизни. Кроме того, учащиеся пытаются отразить события, происходящие в стране.

Необходимо особо подчеркнуть, что независимо от темы, на которую выполнен рисунок, уровень изобразительных средств даже у старшеклассников остается очень низким.

Нам уже приходилось говорить о копировании рисунков. Учащиеся специальной школы любят срисовывать готовые изображения. Однако такое копирование часто приводит к сильному искажению оригинала.некоторые рисунки только отдаленно напоминают изображаемый предмет. Отдельные элементы перерисованного изображения зачастую передаются без осмысления и превращаются в этих случаях в бесформенную массу.

В специальных школах иногда можно встретить учащихся, которые производят впечатление настоящих художников. Их рисунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника исполнения — уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов.

В результате детального изучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит о хорошей зрительной и моторной памяти этих рисовальщиков. Однако сознательного построения рисунка и тем более проявления творчества в их работе не наблюдается

У большинства детей отмечаются резкой степени нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Такие нарушения принято квалифицировать как сопутствующие умственной отсталости.

Уровень развития пространственных представлений и пространственной ориентировки является в значительной мере показателем общего уровня познавательной деятельности ребенка.

В процессе занятий рисованием перед учеником встает несколько задач, которые касаются прежде всего композиции рисунка.

Понятие «композиция» обозначает составление, расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке.

Изобразительные задачи. Связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях.

Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения

1) лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются. В таких работах каждый предмет нарисован обособленно, вне связи с другими.

2) Все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе. В рисунках такого рода по нижнему краю листа проводится горизонтальная линия и на ней размещаются в профильном положении изображения предметов. Это так называемое фризовое построение.

3) Лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя вертикальной. Предметы, расположенные на земле, изображаются в нижней части листа, а те, которые находятся на линии горизонта или в воздухе, в верхней. Этот способ построения сюжетного рисунка обеспечивает передачу глубины пространства.

В силу особенностей своего развития учащиеся специальной школы не в состоянии должным образом понимать пространственные ситуации, связанные с процессом рисования. Специфические затруднения выявляются при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги. Умение ориентироваься на листе бумаги имеет особое значение, потому что учащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственный характеристики.

Учащиеся затрудняются в решении задач, в которых требуется определить правую и левую стороны, вверх низ, середину листа. Ориентировка у.о. д-ов на плоскости листа бумаги находится на низком уровне и следовательно тормозит формирование изобразительных навыков.

Умение учащихся ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов.

Многие школьники допускают разнообразные ошибки по пространственному размещению изображений не только в рисунках, выполненных по представлению, но и с натуры. Аналогичные ошибки нередки и в декоративном рисовании, особенно при воспроизведении с образца геометрических орнаментов. Наибольшее число неточностей наблюдается при передачи внутренних линий.

Учащиеся затрудняются в выполнении графических действий и более простого характера, например при необходимости соединить расставленные в определенном порядке точки-ориентиры. Особенно много ошибок возникает в тех случаях когда задание имеет несколько абстрактное содержание. В этом случае дети, пренебрегая указаниями, не соотносят свои действия с образцом, теряют ориентиры, а иногда и вовсе их игнорируют.

Это свидетельствует о наличии у школьников резко выраженного недоразвития пространственной ориентации, что проявляется в процессе изобразительной деятельности

Дети не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве, описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Кроме того, многие школьники не различают или неправильно используют термины, указывающие на положение предметов : «справа», «слева, «вверху», «внизу», «над», «около»

Передача в рисунке расположения предметов в пространстве.

Слабое умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов, проявляются в графических работах учащихся. Это выражается в том, что реально существующее расположение предметов при передаче в рисунке настолько упрощается, что нередко обнаруживаются всевозможные нелепости и крайний примитивизм

Для работ учащихся коррекционной школы характерно чрезмерное измельчение рисунка. Увеличение изображения отмечается очень редко.

Особенно сложной задачей для детей является передача расстояния между изображаемыми предметами.

Анализ детских рисунков показывает, что нередко встречаются грубые нарушения соотношения размеров изображаемых предметов: человек выше дома, скворечник больше собачьей будки.

Не обладая в достаточной степени анализирующим восприятие, учащиеся спец школы плохо разбираются в случаях частичного загораживания одних предметов другими.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги – важное звено в подготовке ребенка к обучению в школе. Овладение этим умением помогает преодолевать трудности, возникающие у учащихся специальной школы при письме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Включение изобразительной деятельности в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по 2 варианту, продиктовано необходимостью включения доступн...

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....

Особенности временных представлений обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

преодоление трудностей в формировании временных представлений у обучающихся...

Методические рекомендации по организации уроков изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с обучающимися с интеллектуальными нарушениями...

«Особенности формирования сенсорных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целом, отстает по срокам формирования и проходит неравномерно....