Рабочая программа по ИЗО, 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Рабочая программа с КТП, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ СОШ №1, Майкопского района, п.Тульского   на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции  - духовно нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования  и программы «Изобразительное искусство»- авторов  Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г..Изобразительное искусство, в одной части: 3 класс. М.: Дрофа,2016 г.. Разработана  на основе УМК «Школа России».

     НР и ЭО по региональному приказу 10-15% включены в программу.

Цель: третьего года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.                                                              

Задачи:                                                                                                                                              

Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;                                                                                                                                  Фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;                                                                           Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО;                                                                    

Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;

Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;                                                                Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями  

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным  планом   начального общего образования МБОУ СОШ № 1  на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3  классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Распределение учебного материала и время его изучения.

Период обучения

Количество часов

1 четверть

                        9 часов

2 четверть

                        7 часов

3 четверть

                        9 часов

4 четверть

                        9 часов

Итого за год:

                        34 часа

Виды и формы контроля:

ТК –        текущий контроль

Пр.К. –    промежуточный контроль

П.Р. –      практическая работа

К.Р. –      контрольная работа

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

                   ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

.

     В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 «Б» классе должны быть достигнуты определенные результаты.

     Личностные результаты.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству,
  • Формирование представлений о добре и зле.
  • Обогащение нравственного опыта.
  • Развитие нравственных чувств.
  • Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
  •  Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения  содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

  • Понимание учебной задачи.
  • Определение последовательности действий.
  • Работа в заданном темпе.
  • Проверка работы по образцу.
  • Оценивание своего отношения к работе.
  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
  • Владение отдельными приемами контроля.
  • Умение оценить работу товарища.
  • Умение планировать учебные занятия.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Умение организовать работу по алгоритму.
  • Владение пооперационным контролем.
  • Оценивание учебных действий своих и товарища.
  • Умение работать по плану и алгоритму.
  • Планирование основных этапов работы.
  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные.

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.
  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.
  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
  • Наблюдение природы и природных явлений.
  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.
  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.
  • Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные.

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного

искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств

произведений.

Предметные.

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона).

                                                              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей малой родины, — без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль Мастеров Изображения, Украшения, Постройки в создании среды жизни человека.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой темы должны строиться на основе вопроса: «А что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира (дома, улицы и т. д.)?» Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

                                                                                                       Дорогой друг! (1ч)

Искусство в твоем доме (8 ч)

      Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
      
Твои игрушки
      
Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
      
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.
      
Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).
      
Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
      
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
      
Посуда у тебя дома
      
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
      
Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска.
      
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса).
      
Мамин платок
      
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
      
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
      
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.
      
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
      
Обои и шторы в твоем доме
      
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.
      
Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
      
Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.
      
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).
      
Твои книжки
      
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
      
Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.
      
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки.
      
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
      
Поздравительная открытка
      Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
      
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
      
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
      
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
      В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
      На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

      Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
      
Памятники архитектуры — наследие веков
      
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
      
Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.
      
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
      
Парки, скверы, бульвары
      
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
      
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
      
Ажурные ограды
      
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
      
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших городах, деревянные резные украшения домов.
      
Фонари на улицах и в парках
      
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
      
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: слайды разных фонарей.
      
Витрины магазинов
      
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
      При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
      
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
      
Транспорт в городе
      
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
      
Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта.
      
Что сделал художник на улицах моего города (села)
      
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище (8 ч)

      В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
      
Театральные маски
      
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
      Конструирование выразительных острохарактерных масок.
      
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: маски разного характера.
      
Художник в театре
      
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
      
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
      
Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
      
Литературный ряд: выбранная сказка.
      
Театр кукол
      
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
      
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
      
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм.
      
Театральный занавес
      
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
      
Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (или обои).
      
Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
      
Афиша, плакат
      
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
      
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
      
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
      
Художник и цирк
      
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
      
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.
      
Зрительный ряд: фрагменты циркового представления.
      
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
      Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.

Художник и музей (10 ч)

      Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
      Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
      
Музеи в жизни города
      
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
      
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
      
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
      
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
      
Картина-пейзаж
      
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
      Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
      
Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.
      
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан, А. Рылов, А. Куинджи, В. Бялыницкий-Бируля).
      
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
      
Картина-портрет
      
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
      
Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.
      
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
      
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
      
Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.
      
Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.).
      
Исторические картины и картины бытового жанра
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
      
Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
      
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Дата

по плану

Дата

по факту

                                                                                                   Дорогой друг! (1ч.)

1

Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

Развитие умения  передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки.

Научить использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

                                                                                      Искусство в твоем доме  (8 ч.)

2

Твои игрушки.

Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.

3

Посуда у тебя дома.

Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским».

4

Обои и шторы у тебя дома.

Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой; строгий – для кабинета).

5

Мамин платок.

Познакомить с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

6

Твои книжки.

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки – раскладушки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами,

7

Твои книжки.

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки – раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.

8

Поздравительная открытка.

Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах.

9

Труд художника для твоего дома.

РК «Художники Адыгеи»

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Проверочная работа.

                                                                                     Искусство на улицах твоего города  (7 ч.)

10

Памятники архитектуры.

РК «Памятники архитектуры в Адыгее»

Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны

11

Витрины на улицах.

Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари

12

Парки, скверы, бульвары.

РК «Парки, скверы Адыгеи»

Ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари.

13

Ажурные ограды.

Ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари.

14

Волшебные фонари.

Ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

15

Удивительный транспорт.

Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.

16

Труд художника на улицах твоего города.

Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Проверочная работа

                                                                                                Художник и зрелище (8 ч.)

17

Художник в цирке.

Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними;формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом

18

Художник в театре.

Познакомить с элементами оформления зрелища;  дать представление о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример);  научить передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними;

19

Театр кукол.

Дать общие сведения о  театре, рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.

20

Театр кукол.

Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами.

21

Маска.

Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.

22

Афиша и плакат.

Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.

23

Праздник в городе.

развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

24

Школьный карнавал.

Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление

                                                                                                         Художник и музей (10 ч.)

25

Музей в жизни города.

РК «Адыгейский национальный музей»

.Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России

26

Картина – особый мир.

РК «Картинная галерея в Майкопе»

. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.Как воспитывать в себе зрительские умения.

Мир в картине. Роль рамы для картины.

27

Музеи искусства.

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

28

Картина-пейзаж.

Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже

29

Картина-портрет.

Знакомство с жанром портрета.  3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты.Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир

. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Изображение в картинах событий из жизни людей.

30

Картина-натюрморт.

Формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы и развитие умения определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью  верной передачи особенностей натуры.

Знакомство со светотенью, развитие чувства пропорции, соразмерности.

31

Картины исторические и бытовые.

Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра.Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра

32

Скульптура в музее и на улице.

РК «Скульптуры на улицах Майкопа»

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры

33

Подготовка к художественной выставке.

Научить анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях; понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждом триместре; научатся фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето.

Научиться выполнять коллективную творческую работу.

Экскурсия

34

Художественная выставка.

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?

                                       

                                           МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс. М- Просвещение. 2014 г.

  1. Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. М- Просвещение. 2014 г.

  1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный

      труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2011 г.

       4.  Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под

      ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2011 г.

Учебно – практическое оборудование:

Краски акварельные или гуашевые.

Кисти беличьи № 3,5,10.

Кисти из щетины № 3, 10 ,13.

Емкости для воды.

Стеки.

Пластилин.

Ножницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...