Мастер-класс «Техника рисования пеной для бритья»
статья по изобразительному искусству (изо)

Решетникова Ирина Михайловна

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисование пеной для бритья41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для студентов - практикантов 2 курса очной формы обучения колледжа БГУ по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и педагогов начальных классов ГБОУ «СКОШИ №2»

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЕНОЙ ДЛЯ БРИТЬЯ

Учитель: Решетникова И.М.


"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский


Цель:  Повысить мотивацию будущих педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования. Содействовать повышению мастерства педагогов через реализацию активных форм работы.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми.
  2. Способствовать формированию представлений у педагогов о рисовании непосредственно пеной для бритья и получения рисунка при её помощи
  3. Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка.
  4. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого  мышления, фантазии педагогов.
  5. Способствовать творческой самореализации педагогов.
  6. Создать психологически-комфортную обстановку.

1 этап:

Вступительное слово.

Современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

Многие педагоги согласятся со мной, что удивить школьников с интеллектуальным нарушением  довольно сложно. Как увлечь ребенка, чем заинтересовать? Найти ответ на этот вопрос мне помогла проектно - исследовательская деятельность, в ходе которой мои учащиеся много экспериментировали, исследовали самые разные предметы окружающей жизни.. Наблюдая за их неподдельным интересом к новым, еще неопознанным объектам я поняла, что нужно постоянно искать что-то интересное для детей, то, что вызывает у них восторг. Нетрадиционные техники рисования как нельзя лучше помогут и педагогам и родителям заинтересовать ребенка, оторвать его от компьютерных игр, организовать досуг, как в школе, так и дома.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает и увлекает обучающихся. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Совместная творческая деятельность учит учащихся договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем  развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Вам наверно, хорошо известны такие способы нетрадиционного рисования как:

Набрызг

Рисование пальчиками, ладошками

Штампики

Клеевая картина

Кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой)

Солевые рисунки

Граттаж

Рисование на мокрой бумаге ….

Предлагаю вашему вниманию Мастер-класс "Рисование на пене для бритья. Такая техника рисования вызовет у ваших детей восторг, удивление и незабываемые впечатления от общения с вами. Кроме того, вы разовьете у своего ребенка фантазию и воображение, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, сформируете умение передавать характерные особенности художественному образу и повысите интерес к изобразительной деятельности. Попробуйте- и убедитесь сами!

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

2 этап:

(с практической частью)

Материалы:

Пена для бритья

Клей ПВА

Краски (гуашь, акварель, пищевые красители, акриловые)

Вода

Бумага

Инструменты:

Плоская поверхность (доска для лепки, тарелка, поднос, плотный целлофановый пакет и др.)

Линейка (угольник)

Кисть, стека, ложка.

Ёмкость для смешивания материалов.

Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. Основателем данной техники считается итальянский художник и гравёр Джованни Кастильоне (17 век). Данной технике около 300 лет.

Слово «монотипия» происходит от двух греческих слов:

«моно» — один, «типос» — отпечаток.

Это такой вид нетрадиционной техники рисования, при котором получается всего один уникальный отпечаток. Поверхности основы монотипии могут быть разные: бумага, целлофан, пластик, линолеум, металлический лист, стекло, вода и др. Отпечатывают монотипию обычно на бумагу, но можно и на ткань.

В данной технике мы будем сегодня рассматривать 2 приёма работы, предварительная подготовка к которым одинакова.

- Уважаемые гости! Сейчас на улице еще, холодно. А так хочется, чтобы снега растаяли, и природа украсила бы все вокруг разноцветными красками, красивыми цветами, которые окружали бы нас повсюду. Все мы мечтаем об отдыхе на природе. Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть.

Давайте подумаем, что означает тот или иной цвет? Синий – это васильки, астры, анютины глазки и т. д., красный – мак, роза, георгин и т. д.

– А вы знаете, что времена Екатерины II даже был разработан “Реестр о цветах”, где красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену. Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания.

Сегодня мы с вами попробуем нарисовать чудесные цветы.

Упражнение на релаксацию «Первоцветы». Фонограмма.

- Закройте глаза и представьте себя цветами – первоцветами. Снег ещё не растаял, вдруг вдалеке вы увидели лучик солнца и стали к нему стремительно пробиваться сквозь толщу снега. Солнышко согревает воздух и снег быстро тает. Наши стебельки тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью вот мы оказались на поверхности. Представим улыбки людей, которые любуются нами. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.

Музыкальный фон («Вальс цветов» П.И.Чайковского)

Практическая часть (алгоритм действий):

Для пейзажной монотипии нам понадобится твердая поверхность , белая бумага, кисти и цветная гуашь.

  • На лист картона нанесём пену. Потрясём баллончик и покроем пеной лист. Баллончик надо стараться держать вертикально. Много не накладываем, достаточно слоя в 1—2 см.
  • Теперь разровняем поверхность пены линейкой.
  • Берём в руки кисточки. Давайте вырастим цветы!
  • Нанесём цветную тушь в виде пятнышек, клякс, струек, и обратным концом кисти водим по пене в хаотичном порядке
  • Растяните капли краски при помощи палочки. Создайте свой неповторимый рисунок.
  • Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет — букет, клумба, куст?
  • Теперь берём шпажку (палочку) и тупым концом закручиваем на пятнышке спираль. Начинать надо не от центра цветка, а от края, захватывая белую пену.
  • Взяли зелёную тушь и поставили точки под цветами — основания.
  • Нарисуем стебли и листочки.
  • Теперь закручиваем листья. Начинаем сверху. Делаем спираль, но в форме капли. Захватывайте немного белого от краёв, чтобы получились мраморные разводы.
  • Немного расправим шпажкой стебель и вытянем чашелистики.
  • И вот начинается сама монотипия. Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём хорошую плотную бумагу (для черчения, ватман), накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.
  • Снимаем верхний лист с пены. Берём снова линейку (лучше пластмассовую) и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении.

Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.

При помощи кисти наносим рисунок на поверхность пены, не повреждая её вглубь. Работаем всем ворсов кисти без сильного нажима.

Первый рисунок, конечно, самый красивый, но интересные абстрактные картины можно получить, если использовать раскрашенную пену второй или третий раз.

3 этап:

(с практической частью)

«Объёмные» краски:

Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски.

  • Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья.
  • Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или (и) проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно.

«Тюбик»:

  • «Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик).
  • Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

Рефлексия.

Заключение.

Обучающимся очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Надеюсь, что мой мастер-класс поможет вам использовать в своей работе этот нетрадиционный материал для развития творческих способностей детей.

Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Техника выполнения аппликации"

Предоставленный материал является учебно-методической разработкой занятия по направлению "Оригами и аппликация" в рамках внеурочной деятельности в 1 классе...

Спряжение глаголов брить, стелить

Тема урока:  Спряжение  глаголов брить, стелитьПланируемые результаты:Предметные:1.уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.2.уметь определять спряжение глаголов с безудар...

Мастер-класс техника "ЦУМАМИ-КАНЗАШИ"

Декоративно – прикладное искусство –удивительный вид творчества, дающийвозможность раскрыть свои способностилюбому человеку, тем более ребенку.Ведь переживание ребенком чувства красоты про...

Мастер – класс. Техника цветовых растяжек в живописном рисунке.

Цель: научиться плавно смешивать краски, получать новые оттенкиЗадачи:Познакомить с этапами работы и методами наложения растяжек, развивать умения раскрашивать плоскость листа не одним локальным ...

Мастер-класс «Техника плетения из фольги (FoilArt) на уроках технологии в начальной школе»

Конспект проведения мастер-касса, презентация к конспекту....

Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению»

Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению» Описание: Дыхательная разминка, артикуляционные упражнения, распевание, и...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности: Необычные средства изображения "Мыльная феерия" (рисование мыльной пеной)

Форма проведения: занятие-практикумЦель:  Активизация интереса учащихся к систематическим занятиям изобразительной деятельностьюДидактическая цель: Создание условий для развития познавательных, т...