Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Бондарева Светлана Александровна

Рабочая программа "Живопись" дополнительного курса по изобразительному искусству для обучающихся 1 классов. 

  Работа красками на большом формате бумаги, кистью развивает творческие способности учащихся, корректирует навыки письма, позволяет учащимся эмоционально выражать чувства на бумаге, а значит, способствует положительной адаптации учеников в первом классе.Тематический план основан на окружающем нас мире и составлен с учетом возрастных особенностей ребенка в первом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа образовательного дополнительного курса по изобразительному искусству «Живопись» для учеников первого класса разработана Бондаревой Светланой Александровной учителем изобразительного искусства, Высшей категории МБОУ СШ № 1, городского округа – город Камышин Волгоградской области

Пояснительная записка.

Введение.

 У каждого из нас бывают такие моменты в жизни, которых мы ждем, к которым мы готовимся, создавая все условия для успешной реализации тех или иных событий.

 Для каждого гражданина нашей страны было и остается значимым событием ежегодная подготовка к школе, а особенно волнительной кажется деятельность   первоклассников. Ребенок с нетерпением ждет этого момента, как войдет в просторный, светлый класс, где для него начнется новый, более взрослый этап в его жизни.

Родители волнуются не меньше, заранее стараются купить все необходимое для ученика. От того как интересно будет первокласснику в школе, зависит желание учиться в будущем. Легко ли будет первоклассник  усваивать школьную программу,  и на сколько  легко будет проходить адаптация ребенка в новых условия большой школы.

Программа образовательного дополнительного курса по изобразительному искусству «Живопись» разработана для учеников первого класса Бондаревой Светланой Александровной учителем изобразительного искусства МБОУ СШ № 1 город Камышин. Актуальность данной программы заключается в том, что вся практическая работа осуществляется на больших листах бумаги сразу красками, без предварительного рисунка. Тематический план основан на окружающем нас мире и составлен с учетом возрастания по сложности. Работа красками на большом формате бумаги, кистью развивает творческие способности учащихся, корректирует навыки письма, позволяет учащимся эмоционально выражать чувства на бумаге, а значит, способствует положительной адаптации учеников в первом классе.

Общая характеристика учебного курса

    Данная программа дополнительного учебного курса по изобразительному искусству «Живопись» рассчитана на учащихся первого класса и соответствует стандартным требованиям.  Содержание данной программы подобрано согласно возрастным особенностям первоклассника. С первых занятий ученики  знакомится со спецификой работы гуашью, кистью.  Учится  компоновать лист, смешивать краски. Первые уроки знакомят учащихся с основами цветоведения: цветовой круг, теплые и холодные цвета, цветовой и тоновой контраст. Учащиеся учатся приемам рисования, знакомятся с цветом, мазком, линией и пятном. На последующих уроках даются понятия как ритм, конструкция, композиция. Изучение теоретического материала гармонично сочетается с выполнением творческих задач, которые ставятся перед учениками с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки контингента. Учитель часто выступает в роли проводника, демонстрируя ход работы на листе бумаги.

  Дети знакомятся с рисованием с натуры и по представлению, создают различные орнаменты. Многообразные зимние пейзажи сменяются весенней тематикой.  Написание цветов позволяет учащимся закрепить знания света и тени. Изображая сирень,  учащиеся знакомятся с техникой точечных мазков. И в заключение весенней темы предлагается учащимся написать весенний пейзаж в теплых тонах. Акцентируется внимание на сложность форм некоторых предметов, формируются знания о градации цвета в весеннем натюрморте.

  В мире, который окружает нас, человек,  занимает определенное место. У учащихся формируются отношения в коллективе, отличные от раннее знакомых отношений в семье, желание выражать  чувства проявляется все сильнее, на занятиях учащиеся знакомятся  с основами изображения человека. Учащимся предлагается изобразить в цвете свою семью, своих друзей, свою первую учительницу. Данная серия работ может быть полезной школьному психологу.

  Темы сюжетных композиций предлагаются  учащимся с учетом их уровня подготовки и контингента учащихся. Личный наглядный пример учителя в практической работе дает положительный результат в творческой деятельности учащихся.

  Итоговым занятием является посещение выставки собственных работ.

  Изучение практического и теоретического материала сопровождается большим количеством наглядного материала с применением ИКТ, желательно наглядный показ практической работы самим учителем с использованием документ - камеры. Данная авторская программа дает возможность подготовить учащихся к освоению основного курса по изобразительному искусству в школе.

  Учащиеся с удовольствием посещают эти уроки об этом подтверждают рисунки детей, практически на каждом рисунке дети дорисовывают солнце – знак удовольствия, любви, тепла.

Цель:

-- Способствовать познанию окружающего мира, созданию условий для творческого развития и познавательного интереса в изобразительной деятельности.

Задачи:

-- формировать представление о возможностях мира красок;

-- развивать практические умения и навыки в изобразительной деятельности;

--  вызывать  эмоциональную отзывчивость на прекрасное, что окружает в жизни;

-- создавать комфортные условия для адаптации учеников первого класса;

-- воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам живописи.

Место учебного предмета в учебном плане

 Данная программа рекомендуется как образовательный дополнительный курс для учащихся первого класса. Его можно проводить после обеденного перерыва или в неурочный день.

  Программа рассчитана на 34 часов, с учетом 1 раз в неделю, учащиеся должны иметь папку листов формата А3, гуашевые краски, кисти натуральные размером № 3, № 8, палитру, стакан для воды, салфетку (по возможности фартук с нарукавниками или халат).

 Достоинства: учащимся предоставляется возможность реализовать свое отношение к новому школьному миру, раскрепощаться и вдохновляться на уроках живописи, проявлять свое творчество и фантазию.

Недостатки: работа требует аккуратности, следует соблюдать некоторые правила поведения, чтобы не разлить воду, не измазать краской соседа по парте и не перепачкаться самому.

Содержание курса

1 класс

«Живопись»

  1. Основы цветоведения

Введение. Радуга.

Осенние цветы

Пейзаж

Пейзаж плохой погоды

Осенний пейзаж

Пейзаж. Закат

Пейзаж. Рассвет

Пейзаж – фантазия

  1. Основы композиции

Рисование круглого кувшина

Рисование коробки с подарками

Рисование животных

Рисование бабочек

Рисование игрушек

Любимая сказка

Коллективная работа «Новый год!»

  1. Роль белила в хроматических цветах

Зимний пейзаж

Еловый лес зимой

Следы на снегу

Морозный день

Иней на деревьях

Зимние забавы

  1. Эскизы с натуры

Натюрморт с натуры

Натюрморт по представлению

Ветка дерева

Листья деревьев

  1. Техники и приемы в живописи

Подснежники

Тюльпаны

Мимоза

Сирень

Яблони в цвету

День Победы!

Здравствуй, лето!

Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование

1 класс

ЖИВОПИСЬ (36 часов)

№ УРОКА

дата

ТЕМА УРОКА (занятия)

план

факт

  1. Основы цветоведения (8 часов)

1.1

Введение. Радуга.

1.2

Осенние цветы.

1.3

Пейзаж.

1.4

Пейзаж плохой погоды.

1.5

Осенний пейзаж

1.6

Пейзаж. Закат.

1.7

Пейзаж. Рассвет.

1.8

Пейзаж – фантазия.

  1. Основы композиции ( 8 часов)

2.1

Рисование круглого кувшина.

2.2

Рисование коробки с подарками.

2.3

Рисование животных.

2.4

Рисование бабочек. Монотипия.

2.5

Рисование игрушек.

2.5

Любимая сказка.

2.7

Игрушки на ёлку.

2.8

Коллективная работа «Новый год!»

  1. Роль белила в хроматических цветах (6 часов)

3.1

Зимний пейзаж.

3.2

Еловый лес зимой.

3.3

Следы на снегу.

3.4

Морозный день.

3.5

Иней на деревьях.

3.6

Зимние забавы

  1. Эскизы с натуры (4 часа)

4.1

Натюрморт с натуры

4.2

Натюрморт с натуры

4.3

Ветка дерева.

4.4

Листья деревьев.

  1. Техники и приемы в живописи (8 часов)

5.1

Подснежники.

5.2

Тюльпаны.

5.3

Мимоза

5.4

Сирень

5.5

Яблони в цвету

5.6

День Победы!

5.7

Здравствуй лето!

5.8

Обобщающий урок. Выставка работ.

Использованная литература

  1. Сокольникова Н.М.

Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: Ч.2. Основы живописи._ Обнинск: Титул, 2001.

  1. В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина

Комплект «Изобразительное искусство». – 1 – 4 классы. 2008.

  1. Кузин В.С.

Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984.

  1. Кузин В.С.

Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

  1. Беда Г.В.

Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.

  1. Ростовцев Н.Н.

Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для стедентов худож.-граф. Фак.пед.ин-тов. – 2 изд., доп и переаб._ М.: Просвещение 1980.

  1. Шпикалова Т.Я.

Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» для  школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственног...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство

Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета   «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса

Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса

Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...