ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Ошорова Кира Анатольевна

изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изо38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, примерной авторской программы Неменской Л. А., на основе учебно-методического комплекта «Школа России», Основной образовательной программой МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ, учебным планом МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ.

        Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости  на прекрасное безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

       Задачи: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;

-  совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

-  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.        

                   Программа ориентирована на работу по  УМК «Школа России»:

А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др./под ред. Б. М.Неменского. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. – 8-е изд. - М: Просвещение, 2013.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Урочно - традиционные, внеурочные, урочные – нетрадиционные.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся  в художественно-творческой деятельности, который приобретается  закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Обучающиеся научатся: узнают  о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;узнают  основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств;пониманию образной природы искусства;эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;узнают названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

Обучающиеся  получат возможность научиться: передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;  моделированию из бумаги, лепки из пластилина,  изображению средствами аппликации и коллажа; характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передаче особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Формы организации учебного процесса:

  • традиционный урок;
  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

         

Методы и средства обучения

   Частично-поисковый, исследовательский, продуктивный, эвристический, метод сравнения; цифровые образовательные ресурсы, дидактические материалы, тсо, наглядные средства и оборудование.

Содержание курса  изобразительное искусство

             

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

 Искусство в твоём доме

8

2

Древние города нашей Земли

8

3

Каждый народ — художник

10

4

Искусство объединяет народы

8

Итого

34

Тема 1. Искусство в твоём доме

   Знакомство с истоками родного искусства – знакомство со своей Родиной. В предметах быта, постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.  Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Народные праздники.

Тема 2. Древние города нашей земли

    Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.  Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.

Тема 3. Каждый народ – художник

     Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир- своё искусство.  Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и не случайно, в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. Страна восходящего солнца. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.

Тема 4. Искусство объединяет народы

    Каждый народ по-своему воспевает красоту мира. Но есть общие для всех людей представления о самых главных явлениях жизни. Искусство учит сопереживать, помогает разным народам понимать друг друга, объединяться и в радости и в горе. Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды.

                                   

                                           Тематическое планирование

                                           

Тема

Кол час

Дата     проведения

1р         Искусство в твоём доме                                                                                       8ч

1

Пейзаж родной земли. Учимся рисовать пейзаж.

1

2

Пейзаж родной земли. Рисование по представлению.

1

3

Деревня – деревянный мир. Рисование по воображению.

1

4

Красота человека. Учимся рисовать портрет.

1

5

Красота человека. Работа с тканью.

1

6

Народные праздники. Коллективное панно.

1

7

Народные праздники. Коллективное панно.

1

8

Обобщение темы «Истоки родного искусства». Выставка лучших работ.

1

2р                    Древние города нашей земли (8 ч)                                                       8ч

9

Проект «Родной угол». Приступаем к созданию макета.

1

10

Древние соборы. Работа с пластиком.

1

11

Города русской земли. Конструирование из бумаги.

1

12

Древнерусские воины-защитники. Рисование по представлению.

1

13

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Рисование по воображению.

1

14

Узорочье теремов. Готовим основу для панно.

1

15

Пир в теремных палатах.

1

16

Оформление панно. Выставка лучших работ.

1

3р                         Каждый народ – художник (10 ч)                                                   10ч

17

Страна восходящего солнца. Передаём образ японской девушки.

1

18

Страна восходящего солнца. Рисование по представлению.

1

19

Народы гор и степей. Рисование на тему.

1

20

Народы гор и степей. Рисование на тему.

1

21

Города в пустыне. Декоративное рисование.

1

22

Древняя Эллада. Рисование на тему.

1

23

Древняя Эллада. Аппликация из бумаги.

1

24

Европейские города Средневековья. Витраж.

1

25

Европейские города Средневековья. Коллективное панно.

1

26

Многообразие художественных культур в мире.

Обобщение темы «Каждый народ – художник». Выставка лучших работ.

1

4р                   Искусство объединяет народы (8 ч)                                                     8ч

27

Материнство. Создаём портрет.

1

28

Материнство. Завершаем работу над портретом.

1

29

Мудрость старости. Создаём портрет.

1

30

Сопереживание. Рисование на тему.

1

31

Герои – защитники. Работа с пластилином.

1

32

Юность и надежды. Рисование на тему.

1

33

Обобщение темы «Искусство объединяет народы». Выставка лучших работ.

1

34

Игра-викторина «Экскурсия по музею изобразительных искусств»

1