ИЗО. Узоры на крыльях бабочки.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Цель: приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

Задачи:

образовательная – обобщить знания по работе цветом, линией, пятном;

развивающая - способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся;

воспитательная – формировать у учащихся нравственно- эстетическую отзывчивость на  прекрасное в жизни и в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo._uzory_na_krylyah_babochki.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного  искусства в 1 классе.

 Программа:    Неменский  Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»  1 класс.

Тема: Узоры  на  крыльях  бабочки.

Тип урока: получение   новых знаний.

Вид урока:  комбинированный.

Цель: приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

Задачи:

образовательная – обобщить знания по работе цветом, линией, пятном;

развивающая - способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся;

воспитательная – формировать у учащихся нравственно- эстетическую отзывчивость на  прекрасное в жизни и в искусстве.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

развивать воображение и аналитические возможности глаза; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; умение действовать по плану и планировать свою деятельность;  развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

 сравнивать и группировать предметы и их образы; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;   договариваться и приходить к общему решению в деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Оборудование  для учителя:  мультимедийный  проектор, заготовка раскрашенной  бабочки и заготовки  половинок крыльев  для  определения симметрии (демонстрационный  материал), презентация к уроку.

Оборудование  для  учащихся:  заготовка раскрашенной  бабочки для  определения симметрии,  заготовки  трафаретов (из белого листа) бабочек,  листы бумаги, карандаш, резинка, акварель,  кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка .

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод.

3. Применение ИКТ (презентация).

Зрительный ряд: презентация «Бабочки».

Музыкальный ряд: лёгкая музыка. 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята. У нас урок изобразительного искусства.

-Я думаю, что вместе с красками и кисточками вы принесли на наш урок и хорошее настроение.

 - Давайте поприветствуем  друг друга  и пожелаем удачи.

-Проверьте, всё ли готово к уроку.

Дети приветствуют друг друга и желают  удачи.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

II Целеполагание

- Посмотрите на улицу.

-Солнышко проснулось, улыбнулось нам в окошко и своими яркими лучами разбудило всех вокруг.

- Отгадайте, кто ещё проснулся  рано утром? 

Загадывает загадку:

-Спал цветок и вдруг проснулся,

больше спать не захотел.

Встрепенулся, всколыхнулся,

взвился вверх и улетел…

(это бабочка)

- Конечно, это бабочка.

Ребята, посмотрите  на крылья бабочек. - Для чего ей нужен такой яркий наряд?

- Вы, наверное, уже догадались, что же  мы сегодня будем рисовать?

Рассмотрим узоры на крыльях бабочек.

И сами  нарисуем ЧТО?

Угадывают загадку.

(высказывания детей)

 Рассматривают узоры на крыльях. (высказывания детей)

Приходят к выводу, о том, чему будет посвящен урок и чем они будут заняты на уроке.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные: развитие способности смыслового и образного  восприятия.

III Введение в тему урока.

Наблюдение. Беседа.

1.  - Кто из вас видел бабочек?

- В какое время года мы можем видеть бабочек?  

-Какие они?

 -   А ещё  можем сказать, что бабочки лучезарные,  яркие, стремительные, невесомые.

- На нашей планете Земля существует огромное количество бабочек. Все они разные, не похожи друг на друга. Об этих красавицах люди придумали много сказок и легенд.  В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.

-Давайте представим с вами  теплый летний день.  Над зелёной лужайкой  порхают разноцветные бабочки .

-За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена.

- Знаете ли вы названия бабочек, которых видели?

-Какая бабочка  больше всего понравилась?

2.

(Учитель  организует беседу по определению цветовой гаммы, формы крыльев, разнообразию узоров у бабочек: «Павлиний глаз», «Зорька», «Махаон».)

-Давайте вместе пофантазируем и попробуем увидеть, что  изображено  на крыльях  бабочек.

А)   - С помощью подсказок -  предметных картинок отгадайте, о какой бабочке мы будем сейчас говорить?

( картинки: павлин и глаза)

(Показ бабочки  «Павлиний глаз»)  - Эта бабочка – Павлиний глаз. Встречается она  в Японии, а также в странах Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они занесены в Красную книгу.

- Посмотрите на форму крыльев и рисунок на них.

-Как можно это назвать?

–  Из чего состоит узор на крыльях?

– Совершенно верно, из кругов.

–На что они похожи?

Б)  - А это бабочка «Зорька». Она летает на опушках и лесных полянках.

-А вы знаете,  почему её так назвали?

 - Эта  белая  бабочка  названа  «Зорькой»,  или «Авророй»  потому, что вершинная  часть передних крыльев у самцов оранжево-желтая.  Размах  её крыльев до 40 мм.

- Давайте рассмотрим узоры на крыльях этой  бабочки. Опишите их.

В)  - Рассмотрим  бабочку «Махаон». Эта бабочка считается одной из самых красивых.

- У неё изящной формой крылья.  

- Посмотрите, сколько цветов присутствует в ее окраске!

- Жёлтые  краски- краски  солнышка, краски  неба - синие, краски – радуги.

-Давайте посмотрим, из чего состоит узор ее крыльев?

– Конечно,  кроме кругов мы видим   волнистые линии  и пятна.

Дети делятся своими впечатлениями.  

-Красивые, легкие, игривые…

Рассматривают иллюстрацию бабочки .

Высказывания детей.

 

-Павлиний глаз

-Узор

- Из кругов.

 -Похожи  они  на глаза.

(Высказывают свои предположения)

Анализируют узоры на крыльях бабочек «Зорька».

Рассматривают бабочку «Махаон»  

Подсчитывают, сколько цветов в её окраске.

Выясняют, из чего составлены узоры на её крыльях.

Познавательные УУД:

ознакомление с многообразием бабочек;

сравнивать и группировать предметы и их образы;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные УУД:

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Личностные: развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к  природе).

Коммуникативные: формирование собственного мнения

IV Физкультминутка

Вот и утро! Бабочки, хватит спать!

Перед тем, как вылетать.

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Вверх крыло, вниз крыло,

(Поднимаем сразу одну руку вверх, опускаем вниз, а потом повторяем движения другой рукой)

Нам сегодня повезло –

Будем долго мы летать,

Двумя крыльями махать!

(Машем двумя руками очень быстро)

Выполняют упражнение.

V

Творческо-практическая деятельность

1. - Посмотрите, что случилось?

 - Бабочка потеряла свою вторую половинку.  Давайте поможем ей найти её.  Будьте внимательны.

 - Выполняя  задание, вы воспользовались одним важным законом, который называется  «симметрия» (появляется на доске табличка со словом). 

- Давайте попробуем  согнуть бабочку вдоль туловища пополам, что произойдет?

-Совпадает не только форма крыльев, но  и узор. Симметрия - когда при делении пополам одна половина повторяет другую как в зеркале, зеркальное отражение.

2. Учитель знакомит с новой техникой – монотипией, показывает этапы работы.

- Сейчас мы поучимся рисовать новым способом. Он очень интересный и, надеюсь, вам понравиться.

Учитель показывает работу по плану.

  1. Возьмём заготовку бабочки и согнём  её  вдоль  туловища. Определим симметрию.
  2. Одну половину  пропитаем  водой, а на другой  половинке сделаем красками пятна и волнистые линии.
  3. Сложим очень аккуратно пополам и прижмем
  4. Раскроем – и посмотрим, что получилось.

- Эта техника называется монотипией, второй такой рисунок повторить невозможно.

Контроль выполнения.

(Высказывания детей)

(Учащиеся находят вторую половинку, объясняют, доказывают свой выбор).

Дети  берут  заготовки бабочек,     сгибают  вдоль и высказывают свои предположения.

 -Половинки совпали, они одинаковые.

Выполнение работы  по  плану.

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: задавать существенные вопросы;

общение с соседом по парте.

Познавательные УУД:

 Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

VI Анализ работ. Рефлексия.

1- (Звучит лёгкая музыка). Представьте себе раннее утро. Солнышко поднимается из-за горизонта и ласкает нас тёплыми  яркими  лучами. Кругом тишина. Все в природе отдыхает. Давайте присядем, голову наклонили направо, голову наклонили влево. Руки  подняли вверх. Потянулись. Бабочки проснулись (встали), полетели к солнышку, выше, выше (на носочках кружатся). 

-А теперь возьмите своих бабочек и прикрепите  их   на нашу  поляну с помощью магнитиков.

2. - Нравятся вам бабочки?

- Какая из  бабочек больше всего нравится? Почему? Какая самая аккуратная?

  - Каждая бабочка хороша по-своему.

- Что нового научились делать? Какие новые  слова узнали?

-Что больше всего понравилось на уроке?

 Что показалось трудным?

-Оцените  свою  работу на  уроке.

Вы хорошо поработали на уроке.

- Спасибо за урок.

Дети выполняют движения.

(Прикрепляют бабочек  на доску с  цветочной полянкой).

Показ работ.

Учащиеся делятся впечатлениями.

Оценивание с помощью смайликов.

Коммуникативные умение выражать свои  мысли.

Личностные : ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы.