Проектная работа по изобразительному искусству
проект по изобразительному искусству (изо)

Дубинникова Альбина Гальтербаровна

Пректная работа по ИЗО слушателя курсов повышения квалификации учителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_po_izo.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

                                                                                                             

                                                                                         Выполнила: Дубинникова А.Г.

                                                                      слушатель курсов повышения

                                                                      квалификации учителей по              

                                                                      программе «Новые тенденции в  

                                                                      преподавании предметов  

                                                                      образовательной области  

                                                                      «Искусство» в условиях

                                                                       реализации ФГОС ОО»

                                                                       Должность: учитель ИЗО

                                                  Место работы: МБОУ «Тат- Пишленская СОШ»

                                                                       

                                   

                                                 

Оглавление

 1.  Введение

 2. Реферативная часть

2.1 Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства.

 3.Проектная часть

 4.Заключение

 5.Список используемых источников

1. Введение

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других"
                                                                                                       Б.Асафьев

Урок изобразительного искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. За 24 года работы в школе я постоянно находилась в поиске новых творческих идей, которые сделали бы мой труд интересным, познавательным, и, конечно же, способствовали развитию творческих способностей моих учеников. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. И для меня как для учителя, важно развить у ребенка его творческие возможности.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Оно необходимо в любой сфере человеческой деятельности.

Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.

Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы школьников на уроках ИЗО.

Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
  2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке;
  3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности

2.Реферативная часть

2.1 Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия;
  • чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у детей технические навыки рисования.
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
  • развивать воображение и творческие способности детей.
  • обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • побуждать ребенка экспериментировать.
  • поощрять и поддерживать творческие находки.
  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
  • способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.

Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, аэрография, лепка, , аэрография, граттография и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.

Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши, пластилин. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Художественные салоны и магазины сейчас предлагают множество новых художественных материалов, как отечественных, так и зарубежных. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение

Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Метод монотипии.

Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое переносится потом на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

Рисование на мокрой бумаге.

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Идет дождь", и т.д.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

3.Проективная часть

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:

  • развитием способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
  • приемами осознанного решения различных творческих задач;
  • направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;
  • диалогичность;
  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;
  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с учителями – музыки, информатики, истории, технологии, педагогом-психологом и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

На уроках я использую следующие художественные техники:

  • рисование (в различных видах и жанрах),
  • аппликация и коллаж),
  • лепка,
  • бумагопластика,
  • роспись самостоятельно выполненных изделий,
  • рисование пальцем, граттаж, монотипия и др.

Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг, роспись по стеклу и керамикеработа с текстилем, кожей.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - основа творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. Художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы.

Результаты моей деятельности:

1) Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации, о чем свидетельствует их активное и результативное участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях и образовательных проектах различного уровня.

2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет-100%

4.Заключение

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в "умении рисовать", но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческие способности.

Считаю опыт своей работы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» перспективным, так как он позволяет обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.

                  5.  Список использованной литературы

  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  3. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –
  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
  5. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.

6 Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

9 Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

10. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной работы по изобразительному искусству «Волшебный карандаш»

Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование — наиболее эмоциональные сферы деят...

входная контрольная работа по изобразительному искусству 2 класс. "Школа 21 века"

Тестовая контрольная работа по системе Н. Ф. Виноградовой. Авторы учебника - Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская....

Демонстрационный материал к итоговой контрольной работе по изобразительному искусству для 1 класса

Демонстрационный материал к итоговой контрольной работе по изобразительному искусству для 1 класса составлен к КИМам  Ярковой Людмилы Николаевны http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2...

Стандартизированная письменная работа по изобразительному искусству 1 класс (конец учебного года)

Стандартизированная письменная работа по   изобразительному искусству 1 класс (конец учебного года). В работе представлены задания базового и повышенного уровня. Таблица для анализа работы и...

Контрольная работа по изобразительному искусству, 1 полугодие, 3 класс

Контрольная работа по изобразительному искусству за 1 полугодие, 3 класс ("Школа России")...