Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2022-2023 уч.год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Елена Александровна Хлызова

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК " Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 23»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______Е.А.Хлызова

«_06_»__06____2022 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_______Т.К. Байковой

«__06_»__06___2022г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______Л.И.Горбова

Приказ № 250

          от «  06  » июня2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

                          ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

4 класс

на   2022/2023    учебный год

                                                                 

                                                                                          Составитель: учитель начальных классов

                                                                                             

                                                                                                 Хлызова Елена Александровна                                                                                                              

Улан – Удэ

2022 г.

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года); в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО 2011 года под редакцией Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, УМК. «Школа России»,   сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

Изучение курса  «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующей цели:

1.Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

2.Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

Поставленная цель реализуется в конкретных задачах обучения:

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами

Роль и место учебного предмета:

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность  первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,

эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате  изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры:   представление о

специфике изобразительного   искусства, потребность в художественном творчестве

и в общении  с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут  развиваться образное мышление,  наблюдательность  и воображение,

учебно-творческие способности,  эстетические чувства, формироваться  основы анализа произведения искусства; будут проявляться  эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям  действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности –способности оценивать и выстраивать  на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в  искусстве, отношение к себе,    другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру  в целом; устойчивое представление о добре и зле , должном и  недопустимом, которые станут базой  самостоятельных поступков и действий на  основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устое, нашедших отражение и  оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям , заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно- продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению  трудностей, открытость миру, диалогичность;  установится осознанное уважение и принятие  традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической,  социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием  понятия «Отечество», «родная  земля», «моя семья и род », «мой дом», разовьется  принятие культуры и  духовных традиций многонационального народа Российской  Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на  мир в его органическом  единстве и разнообразии  природы, народов, культур и  религий; будут заложены основы российской  гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, российский народ и  историю России,

появится  осознание своей этнической и  национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся :

Овладеют  практическими умениями и  навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре,  архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и  выражать свое отношение к событиям  и явлениям окружающего мира, к  природе,  человеку и обществу; воплощать  художественные образы в различных  формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения  учебных и художественно-практических

задач,  познакомятся с возможностями использования в творчестве  различных ИКТ- средств;

получат  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении  значимых для человека явлений  жизни и искусства, будут способны вставать на  позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий  потенциал, применяя   полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих   ситуаций в повседневной

жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

– различать  основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и  дизайн,

Декоративно -прикладное искусство)  и  участвовать в  художественно-творческой деятельности, используя различные художественные   материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла ;

– различать основные  виды и жанры пластических искусств, понимать  их специфику;

– эмоционально –ценностно   относиться к природе,  человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер ,эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

– узнавать,  воспринимать, описывать и эмоционально оценивать  шедевры своего национального, российского и мирового  искусства, изображающие природу, человека, различные стороны  (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

– приводить  примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать  на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать  произведения изобразительного искусства ;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных  средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

– видеть  проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе,  на улице, в  быту;

– высказывать  аргументированное суждение о художественных  произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

– создавать   простые композиции на заданную  тему на плоскости и в  пространстве;

– использовать  выразительные средства изобразительного  искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

– различать  основные  и составные, тёплые и холодные цвета; изменять  их эмоциональную напряжённость с помощью  смешивания с белой и  чёрной красками; использовать их для передачи  художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

– создавать  средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека:  передавать на плоскости и в объёме пропорции   лица, фигуры; передавать характерные черты

внешнего облика , одежды, украшений человека ;

– наблюдать , сравнивать, сопоставлять и анализировать  пространственную

форму предмета ; изображать предметы различной  формы; использовать простые

формы  для создания выразительных образов  в живописи , скульптуре, графике, художественном конструировании;

– использовать  декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий  и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента ; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России  (с учётом  местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

– пользоваться   средствами выразительности языка живописи , графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные   оттенки цвета, при создании живописных  композиций на заданные темы;

– моделировать  новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами  изобразительного искусства  и компьютерной графики;

– выполнять  простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе  Paint.

Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

– осознавать  значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

– выбирать  художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать  художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека , сказочного героя, предмета  , явления и т.

д. — в живописи  , графике и скульптуре , выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы,  цветоведени , усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

– видеть,  чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и  мнениям;

– изображать  пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

– изображать  многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в  коллективных работах на эти темы.

Количество часов ,отводимых на изучение данного курса:

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год,

во 2—4 классах — 34  ч в год + 1 ч (повторение)

Формы контроля знаний и умений обучающихся и их количество:

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены

Учебно-методические материалы , использованные при составление и реализации программы:

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Учебники

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под   ред. Б.М. Неменского.- М. : Просвещение, 2012.

Рабочие тетради

Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская» 4 класс : Б. М. Неменский – М. : Просвещение, 2012.

Методические пособия для учителя

Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 класс. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013г

Национально-региональный компонент:

В  программу внесены дополнения с использованием НРК (4 часа):

-темы уроков дополнены фрагментами, содержащими  краеведческий материал, что способствует  формированию у детей интереса к природе родного края, быту бурятского народа их культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.

-Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;

-Местоположение   республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии

-Краеведческий   материал по истории г.Улан -Удэ;

-Лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы;

национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);

-Знакомство с современной одеждой ;

предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);

использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);

-Герб города. Флаг Бурятии (символика);

-Знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ

Технология обучения, механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Используемые технологии обучения:  информационно-коммуникационные, игровые, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения, технологии интегрированного обучения, технологии  диалогового взаимодействия (групповые работы, педагогические мастерские..)

Содержание  учебного курса.

Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа:

• Истоки искусства твоего народа – 9 часов

• Древние города нашей земли- 7 часов

• Каждый народ-художник - 10 часов

• Искусство объединяет народы- 8 часов

ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА (9ч.)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

КАЖДЫЙ  НАРОД —ХУДОЖНИК (10 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней  Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания  искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Календарно- тематическое планирование.

КТП составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшим (учителем) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

№ урока

Список разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата проведения

Истоки родного искусства

8 ч

1

Пейзаж родной земли

1

2

Пейзаж родной земли

1

3

Деревня — деревянный мир

1

4

Деревня — деревянный мир

1

5

Красота человека

1

6

Красота человека

1

7

Народные праздники

1

8

Народные праздники (обобщение темы)

1

Древние города нашей земли

7 ч

9

Родной угол

1

10

Древние соборы

1

11

Города Русской земли

1

12

Древнерусские воины-защитники

1

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

1

14

Узорочье теремов

1

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

Каждый народ — художник (11 часов)

11ч

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

19

Народы гор и степей

1

20

Народы гор и степей

1

21

Города в пустыне

1

22

Древняя Эллада

1

23

Древняя Эллада

1

24

Европейские города Средневековья

1

25

Европейские города Средневековья

1

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

Искусство объединяет народы (9 часов)

27

Материнство

1

28

Материнство

1

29

Мудрость старости

1

30

Мудрость старости

1

31

Сопереживание

1

32

Герои-защитники

1

33

Юность и надежды

1

34

Искусство народов мира

1

Список литературы.

1.  Компанцева Л. В. «Поэтические образы в детском рисунке»,  Москва «Просвещение»,1985 г.

2.  Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,ч. 2, Москва «Просвещение», 2008 г.

3.  Костерин Н. П. «Учебное рисование», Москва, « Просвещение», 2004 г.

4.  Неменская Л.А.. «Ты и искусство. Учебник для 3 класса» - Москва, «Просвещение», 2007 г.

5.  Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

6.  Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

7.  Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

8.  Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

9.  Ростовцев  Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М: Агар, 1998;

10.Рылова Л. Б. «Изобразительное искусство в школе». - Ижевск, 1998;

11. Федотова И.В. «Изобразительное искусство 3 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской». -  Волгоград, « Учитель», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс 2022 - 2023 уч.год

Программа создана на основе "Конструктора рабочих программ"...

Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023

Новые рабочие программы ФГОС-3 для 1 класса по программе "Школа России" 2022-2023...

Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023

Новые рабочие программы ФГОС-3...

Рабочая программа по математике 4 класс 2022-2023 уч.год

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс....

Рабочая программа по технологии 4 класс 2022-2023 уч.год

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс 2022-2023 уч год

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального о...

Рабочая программа по математике 2 класс 2022-2023 учебный год ( 4 часа в неделю,136 часов)

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...