Технологическая карта урока изобразительного искусства "Человек и его украшения. Кокошники и щиты сказочных героев" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Куракина Мария Сергеевна

Цель деятельности учителя:

формирование представления о связи характера сказочного героя и украшения, его назначения.

Задачи урока:

Дидактические:

1) обобщить знания учащихся об украшениях сказочного героя.

2) продолжить развитие  умения выражать в работе характер сказочного героя (через форму украшения).

Развивающие:

1) развивать творческие способности при выполнении задания.

2) развивать внимание, сосредоточенность, фантазию.

3) развивать способность к эстетичной оценке проделанной работы.

Воспитательные:

1) воспитывать художественный вкус посредством практической деятельности ребёнка.

2) формировать эмоционально-ценностное отношение к области изобразительного искусства.

3) способствовать воспитанию  любви и уважения к искусству через знакомство с украшениями.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) обобщить и углубить знания об украшениях человека.

2) формировать навыки работы красками, работы с трафаретом.

Личностные:

1) формировать понимание красоты в жизни человека;

2) развивать творческий потенциал при выполнении задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 

 

Дата: 8.12.22

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 2

Урок: 1

Время: 8:00        

Кабинет: 109

Студент:  Куракина Мария

Группа: 31

Учитель:

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

 

Тема урока: «Человек и его украшения. Кокошники и щиты сказочных героев.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель деятельности учителя: формирование представления о связи характера сказочного героя и украшения, его назначения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

-Обобщить знания учащихся об украшениях сказочного героя;

-Продолжить развитие  умения выражать в работе характер сказочного героя (через форму украшения).

Предметные:

 - Обобщить и углубить знания об украшениях человека;

- Формировать навыки работы красками, работы с трафаретом.

 

 

Развивающие: 

-Развивать  творческие способности при выполнении задания;

-Развивать внимание, сосредоточенность, фантазию;

-Развивать способность к эстетичной оценке проделанной работы.

Личностные:

Формировать понимание красоты в жизни человека;

- Развивать творческий потенциал при выполнении задания.

 

 

 

 

Воспитательные: 

-Воспитывать художественный вкус посредством практической деятельности ребёнка;

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к области изобразительного искусства;

-Способствовать воспитанию  любви и уважения к искусству через знакомство с украшениями.

УМК: «Школа России» 2 класс, 3-я четверть, комплект учебников авт. Неменский Б.М., Коротеева Е.И.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование 

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. 

-Здравствуйте, ребята, отложите все на край парты.

-Итак, урок изобразительного искусства.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

-Давайте улыбнёмся друг другу!

 Настраиваются на урок.

 

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке 

 

2.  Актуализация знаний и мотивация 

2 мин 

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение  материалов предшествующих уроков,  активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

- Вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти?

-Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке?

-Верно, на предыдущем занятии мы узнали, что можно изобразить образ человека не только похожим, но и раскрыть его характер. На какие две группы можно разделить всех героев сказок?

У вас на руках готовые образы персонажей, давайте повторим, что предаёт человеку злой образ, а что добрый?

 

-«О чём говорит искусство?»

-Изображением характера человека.

-На добрых и злых.

Чтобы предать злой образ нужно использовать жесткие и резкие линии, а также тяжёлые, преимущественно темные.

А чтобы предать добрый образ необходимо использовать плавные линии, преимущественно светлые тона.

Л: строит речевое высказывание

 

М:  активно участвует в общей  работе

 

П: учится структурировать знания

презентация

3. Постановка учебной задачи 
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

Учитель в занимательной (познавательной ) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач  

У каждого героя есть только ему нужные предметы, которые помогают ему в сказке и служат украшением его внешности. Предмет сказочного героя помогает увидеть его характер и его поступки.

Украшения - как форма, цвет и украшения (эмблема) помогает узнать герой добрый или злой.

Так, приведём примеры, у красной шапочки предметами атрибутики являются…

 у Морозко…

у Кощея…

 у Незнайки…

-Предположите, о чем мы продолжим разговор сегодня на занятии?

-Верно, а именно мы рассмотрим - Женские украшения – кокошники, а мужские украшения - щиты Воинов.

-Сформулируйте цель работы на уроке.

-Проверьте правильность ваших предположений.

 

 

- корзинка и Красная Шапочка,

волшебный ледяной посох, Корона с шипами и плащ накидка, у незнайки шляпа.

-Человек и его украшения.

- выполнить украшение для сказочного героя.

М: учится формулировать учебную задачу, 

осуществляет целеполагание

 

 

Презентация,  

Художественные  изделия 

 

 

 

 

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин 

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

 

игра

 

 

 

 

 

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

 

 

 

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

4.1. Учитель  организует проблемную (эвристическую)   беседу или полилог по открытию нового знания

-Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть на доску, что вы видите?

- А что такое кокошник, кто знает?

-Что вы видите, что такое щит?

-Можете ли вы определить, какой элемент декора принадлежит доброму персонажу, а какой отрицательному герою?

-Совершенно верно.

 

 

 

 

 

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

-Посмотрите на экран, определите какой и почему кокошник принадлежит доброй героине, а какой злой? Обоснуйте свой ответ.

-А какому воину, по вашему мнению, преграждении данный щит, посмотрите на экран. Докажите как вы определили.

А сейчас посмотрите на экран и попробуйте определить, какие изображения и знаки подойдут для украшения кокошника доброй, а какие для украшения злой героине.

Какие знаки-элементы подойдут для щита вражеского войско, для родного русского воина?

-  Какой вывод мы можем сделать?

- Украшения многое говорили и говорят о своем хозяине, а главное говорят о его характере.

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания

(расписать словесно по этапам)

-Сегодня мы изготовим одну форму кокошника, используя способ симметричного вырезания.

1 этап-Возьмем черновой лист. Сложим лист пополам горизонтально;

2 этап-возьмемся за сгиб и снизу вырежем стрелку острую и вырез под голову:

3 этап- вырезаем края кокошника острыми колючими линиями;

4 этап- развернем форму.

-Ребята, какому герою принадлежит изготовленное изделие?

-Какими элементами можно дополнить? Обоснуйте свой ответ.

Аналогично – показ изготовления одной формы щита.

Какому герою принадлежит? Обоснуй свой ответ.

 

 

 

 -Кокошники и щиты.

-Кокошник - это старинный головной убор.

-Щит – это защитный атрибут воина.

 -Несмотря на то, что они не имеют красок – белые, мы можем определить по форме, что например, кокошник, имеющий плавные линии – относится к доброму герою, а щит с ломаными, резкими обрывистыми линиями принадлежит герою отрицательного характера.

 

 

 

 

 

-Знаки с прямыми, острыми углами, темные-мрачные тона – для вражеского войска, для отрицательных персонажей, а для родного – плавные переходы, ровные постепенные переломы.

 - Украшения героев говорят об их характере.

 

-Такое украшение могла носить женщина. Наверно, она была отрицательным персонажем, потому что на кокошнике много резках, острых и обрывистых линий.

-Можно дополнить треугольниками, робами и прямоугольными элементами.

-Щит принадлежит вероятно доброму персонажу, так как имеет плавные переходы линий.

 

М: активно участвует в общей работе

 

Л: учится строить речевое высказывание 

 

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

 

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: учится анализу  образов 

 

 

 

 

 

Л: учится  планированию выполнения задания

 

П: воспринимает новые способы выполнения задания

 

П: осознаёт последовательность действий 

 

 

Презентация, художественные изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образцы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая  карта

 

Образцы учителя

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Опрос беседа 

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

-Итак, сформулируйте задачу для вашей творческой работы? 

-Ребята, кто уточнит задание?

-При изготовлении украшения главное, соответственно герою выбрать цвет и вырезать форму, затем – придумать яркий символ-знак, по которому мы всем классом догадаемся, кому из сказочных героев принадлежит этот предмет украшения.

Определяет критерии качества выполнения задания

-Давайте, вместе определим  критерии оценки ваших работ.

-Итак, верно, нам подходят такие критерии оценивания как, посмотрите внимательно на слайде представлены:

1. оригинальность образа

2. передача характерных черт в образе (части, детали)

3. аккуратность выполнения задания

 

 -Сегодня мы будем украшать щит для воина доброго или злого и кокошники.
-вырезать форму для украшения

- возможно, что девочки будут делать кокошник, а мальчики щиты.

 

 

 

-Возможно подойдёт такие критерии оценивания как:

1. оригинальность образа

2. передача характерных черт в образе (части, детали)

3. аккуратность выполнения задания

П: учится формулировать учебную задачу

 

Р:  

 

Самостоятельная работа с самопроверкой 
20-25  мин

 

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

-Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество 

-Осуществляет наблюдение и контроль  темпа выполнения задания

-Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

-Сейчас, ребята, необходимо повторить правила работы с ножницами.

-Хорошо, приступайте к работе. Если у вас будут какие-либо вопросы поднимите руку и мы к вам подойдем.

- Молодцы, ребята. У вас получаются хорошие украшения. 

-Поторопитесь, осталось мало времени.

 

Выполняют работы согласно поставленной учебной задаче.

-Ножницы острым краем не поворачивать к себе, не оставлять в раскрытом виде и т.д.

Л: учится сохранять учебную задачу

 

Р: учится соблюдать последовательность работы

 

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение 

 

 

 

Включение в систему знаний, повторение

2  мин 

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос, 

 

наглядный

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов

-Итак, изготовление украшений закончено. Отложите материалы.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Каким материалом пользовались для изображения украшения героя сказки?

-Теперь вы можете сказать,  как в старину украшали  кокошник и щиты.

-Какая характерная особенность формы украшений добрых героев?

-Какая характерная особенность формы украшений злых героев?

 

 

-Какие украшения были в старину у женщин  и богатырей.

-Цветную бумагу

-Линии плавные, края мягкие, округлые 

-Линия обрывистые, края остры.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

 

 

Презентация, образцы учителя

 

 

Рефлексия деятельности 

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

-Ребята, нам необходимо сделать выставку ваших работ. Первый ряд поднимите свои работы и продемонстрируйте их второму и третьему ряду.

-Посмотрите, какие красивые вы изготовили украшения нашим героям! Какое настроение вызывает у вас то или иное украшение? Оцениваем и предполагаем каким же героям, добрым или злым, принадлежат работы, изготовленные ребятами. Спасибо, теперь второй ряд показывает свои работы первому и третьему. Расскажите, почему именно такие подбирали краски и отличительные символы? Оцениваем, ребята, и завершаем работу, третий ряд демонстрирует нам работы.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ-

-Сейчас произведем анализ работ по выбранным критериям, указанных на экране. Есть желающие?

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

критерии:

1. оригинальность образа

2. передача характерных черт в образе (части, детали)

3. аккуратность выполнения задания

 

 

 

 

 

 Дети приносят свои работы на выставку. Обосновывают вариативность выполнения работ и делают соответствующий анализ согласно критериям.

 

Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом

 

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

 

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

 

 Практические работы учащихся

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день, ребята!

Слайд 2

Над какой темой мы работаем в этой четверти?

Слайд 3

Над какой темой мы работаем в этой четверти? «О чём говорит искусство?»

Слайд 6

Тема: Цель: Познакомимся : Выполним:

Слайд 7

Тема: «Человек и его украшения» Цель: Познакомимся : с украшениями, встречающимися в жизни у человека . Выполним: украшение для сказочного героя.

Слайд 11

Критерии оценивания Передача характерных черт в образе. Цветовое разнообразие. Аккуратность выполнения задания.

Слайд 12

Тема: Цель: Познакомимся : Выполним:

Слайд 13

Тема: «Человек и его украшения» Цель: Познакомимся : с украшениями, встречающимися в жизни у человека . Выполним: украшение для сказочного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Изображение характера животного. Изображение доброго, весёлого животного» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с характером и настроением животных, передача выразительности средствами художественной деятельности характера и настроения животных, знакомство с графико...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности; формирование умения чувст...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» ( УМК " Школа России, 2 класс )

Тема урока: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий&r...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока: «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о линии как о ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Образ человека и его характер. Портрет сказочного героя" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о картине – портрет, и умения выполнять подмалёвок портрета.Задачи урокаДидактические:Расширить предс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» Тип урока: "...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Самостоятельная работа» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Самостоятельная работа» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о картине – пейзаж...