Правополушарное рисование (интуитивное рисование) . Творческая реабилитация – путь повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Правополушарное рисование (интуитивное рисование) для детей с ОВЗ. Творческая реабилитация – путь повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 384.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая реабилитация – путь повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ
(ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ)
План
#1042;ведение.
Что такое правополушарное рисование?
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности и эффективность методики правополушарного рисования.
- Экспериментальная работа по обучению детей правополушарному рисованию.
- Диагностическое тестирования детей на выявление активности правого полушария.
- Методы используемые для включения в работу правого полушария.
- Этапы эксперимента.
Заключение. Список литературы Приложение.
Введение
Что такое правополушарное рисование.
Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.
Разработан американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.
Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария
- видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции) , видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многим ребят моего класса свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния — все эти «прелести» уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей.
Особенности и эффективность метода правополушарного рисования.
Как работает метод?
Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы, естественным умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику, символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать. Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В программу правополушарного рисования входят упражнения, от которых отказывается левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.
После того как получен доступ к правому полушарию, изучаются 5 основных навыков восприятия, которые являются основами рисования: восприятие краев, восприятие относительных углов и пропорций, восприятие пустого пространства, восприятие света и тени, восприятие в целом.
При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни человека.
2. Экспериментальная работа творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, используя метод правополушарного рисования.
Цель данной экспериментальной работы.
- Получить новые знания о методе правополушарного рисования и его положительном влиянии на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Разработать и апробировать методы правополушарного рисования на занятиях ИЗО;
- Выявить организационно-методические, организационно-педагогические и организационно-психологические условия достижения положительного результата;
Для реализации поставленных целей определены следующие задачи.
- На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния правополушарного рисования на творческую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявить уровень эмоционального и творческого состояния учащихся до применения методов правополушарного рисования.
- Сравнить результаты.
- Реализовать методы и приемы правополушарного рисования для повышения качества жизни и эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях ИЗО.
- Оценить эффективность проделанной работы.
В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы правополушарного рисования, положительно влияющие на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы экспериментальной деятельности.
- Анализ теоретических источников.
- Психолого-педагогический эксперимент.
- Анализ полученных результатов.
Диагностический инструментарий.
- Тест на работу правого полушария.
- Педагогические разработки занятий кружка.
- Видеоуроки по правополушарному рисованию.
Срок проведения эксперимента: 2023-2024 год.
База эксперимента: учащиеся 10-11 лет
- Диагностическое тестирования детей на выявление активности полушария.
Результаты данного теста отражены в приложении № 1 (см. приложение).
На основе анализа результатов
- Методы для активизации правого полушария, используемые на занятиях для творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как определить работу полушария? Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование?
Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Кверху ногами. Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт
относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Контурное рисование Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.
Видоискатель Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.
Этапы эксперимента.
Этап | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | Анализ затруднений, постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | Первый год работы над темой (2015- 2016) |
Прогностический | Определение цели и задачи над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Первый год работы над темой (2015- 2016г) |
Практический | Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Второй год работы над темой (20162017г) |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | Второй год работы над темой (июнь 2017г) |
Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение педагогического опыта. | В ходе дальнейшей педагогической |
деятельности.
Заключение.
При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и внутреннего спокойствия, снимаются барьеры, блокирующие индивидуальность, происходит толчок к поиску новых креативных решений и, конечно, раскрываются “сонные” творческие возможности личности.
Интуитивное рисование – это развитие творческого потенциала и творческого самовыражения. Данный метод призван развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой и красочной. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Список литературы.
- «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2009 г.
- «Интуиция, творчество, арттерапия», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2012 г.
- «Художник внутри вас» Бетти Эдвардс., Минск 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостьюМногообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимально...

Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Це...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упраж...