Тесты для диагностики психических процессов для использования на школьном логопункте
тест по логопедии (2 класс) по теме

Материал содержит оптимальные тесты для изучения уровня внимания, памяти, мышления у младших школьников, посещающих занятия на школьном логопункте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Корректурная проба».

Методика используется для определения объёма внимания ( по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объёма внимания для детей 6- 7 лет – 400 знаков и выше, концентрация 10 ошибок и менее; для детей 8 – 10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы 5 минут.

Инструкция: « На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые.

Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут». (бланк – см. приложение 2).

Протокол исследования объёма и концентрации внимания – Приложение 1.

Приложение 1.

 

Протокол исследования объёма и концентрации внимания.

Фамилия, имя/ Показатели

6- 7 лет

8 – 10 лет

Объём внимания

N – 400 знаков и ≥

Концентрация внимания

10 ошибок и ≤

Объём внимания

N – 600 знаков и ≥

Концентрация внимания

5 ошибок и ≤

Приложение 2.

                                    «Корректурная проба»

Фамилия, имя………………………………………...........класс………………...

Дата…………………

глдтсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклтрксв

еивлктчклхдбвнкасвидзгвклтктвеснаисекнухнаснивпеитхд

бюжълщгошлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгшздл

хобрмпсквфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэ

клаисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсбглкрприковлтм

нудхбсрлгдкуфстмнлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкукл

нкелысмнлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвклщюгкпувглд

тсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклртксвхеив

лктчклхдбрнкасвидзгвклткшвеснаисекнаухнаснивпеитхдбю

ълщгощлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгшздлхобр

брмпсквфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэкла

исшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмнуд

хбсрлгдкуыфстмлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкуклмн

келыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвклщюггкпувглдт

сякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклртксвхеив

лктчклхдбрнкасавидзгвклткшвеснаисекнухнаснивпеитхдбю

жълщгошлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгщздлхоб

рмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэклаи

сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб

срлгднкелыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвкклшююг

орланубитпамыщнгьитпвкйюбярпдолрнимавюбчрпнубтикп

куглдтсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклтрк

олбановсплойшралгосисшовхктдибкпвсьглкрприковлтмнуд

хбсрлгдкуыфстмлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкуклмн

фрмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэкл

сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб

скисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмн

тисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмну

мфрмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэк

сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб

срлгднкелыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвкклшююг

орланубитпамыщнгьитпвкйюбярпдолрнимавюбчрпнубтикп

лтисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмн



Предварительный просмотр:

Корректурная проба ( тест Бурдона).

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Исследование проводится индивидуально.

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачёркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». По истечении 10 минут отмечается последняя рассмотренная буква. ( приложение 1).

При обработке результатов сверяются результаты в корректурных бланках испытуемого с программой- ключом к тесту.

Из протокола занятий в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. ( приложение 2).

Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность К, вычисленная по формуле: К= (m\n)x 100%, где n- количество букв, которые необходимо было вычеркнуть; m- количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путём обычного шкалирования.

Оценка устойчивости внимания в баллах.

Продуктивность

Точность

Знаки

Баллы

%

Баллы

1010

1

70

1

1010- 1175

3

70- 72

2

1175- 1340

5

72- 73

3

1340- 1505

7

73- 74

4

1505- 1670

9

74- 76

5

1670- 1835

10

76- 77

6

1835- 2000

11

77- 79

7

2000- 2165

12

79-80

8

2165- 2330

13

80- 81

9

2330- 2495

14

81-83

10

2495- 2660

15

83- 84

11

2660- 2825

16

84- 85

12

2825- 2990

17

85- 87

13

2990- 3155

18

87- 88

14

3155- 3320

19

88- 90

15

3320- 3485

20

90- 91

16

3485- 3650

21

91- 92

17

3650- 3815

22

92- 94

18

3815- 3980

23

94- 95

19

3980- 4145

24

95-96

20

4145- 4310

25

96- 98

21

4310

26

≥ 98

22

Рассматривая интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле: А= В+ С, где В и С – бальные оценки продуктивности и точности соответственно

Приложение 1.

                                    «Корректурная проба»

Фамилия, имя………………………………………...........класс………………...

Дата…………………

глдтсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклтрксв

еивлктчклхдбвнкасвидзгвклтктвеснаисекнухнаснивпеитхд

бюжълщгошлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгшздл

хобрмпсквфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэ

клаисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсбглкрприковлтм

нудхбсрлгдкуфстмнлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкукл

нкелысмнлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвклщюгкпувглд

тсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклртксвхеив

лктчклхдбрнкасвидзгвклткшвеснаисекнаухнаснивпеитхдбю

ълщгощлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгшздлхобр

брмпсквфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэкла

исшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмнуд

хбсрлгдкуыфстмлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкуклмн

келыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвклщюггкпувглдт

сякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклртксвхеив

лктчклхдбрнкасавидзгвклткшвеснаисекнухнаснивпеитхдбю

жълщгошлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгщздлхоб

рмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэклаи

сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб

срлгднкелыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвкклшююг

орланубитпамыщнгьитпвкйюбярпдолрнимавюбчрпнубтикп

куглдтсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклтрк

олбановсплойшралгосисшовхктдибкпвсьглкрприковлтмнуд

хбсрлгдкуыфстмлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкуклмн

фрмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэкл

сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб

скисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмн

тисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмну

мфрмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэк

сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб

срлгднкелыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвкклшююг

орланубитпамыщнгьитпвкйюбярпдолрнимавюбчрпнубтикп

лтисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмн



Предварительный просмотр:

Методика «Таблицы Шульте»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Процедура проведения исследования: Испытуемому поочерёдно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. приложение № 1-5). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок».

Таблицу открывают и одновременно с началом задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок  отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

t (время)

0                   1                    2                     3                      4                   5 № таблицы

С помощью этого теста можно вычислить ещё и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ).

ЭР = Т12 + Т3 + Т4 + Т5

                    5

Где Т1 – время работы с первой таблицей,

       Т2 – время работы со второй таблицей,

       Т3 – с третьей таблицей,

       Т4 – с четвёртой,

       Т5 – с пятой.

Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учётом возраста испытуемого.

Возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

10 лет

45 и меньше

46- 55

56- 65

66- 75

76 и больше

11 лет

35 и меньше

36- 45

46- 55

56-65

66 и больше

12 лет

30 и меньше

31- 35

36- 45

46- 55

56 и больше

   

ВР = Т1

         ЭР

Результат меньше 1, 0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1, 0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4

        ЭР

Показатель результата меньше 1, 0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая  устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма – 30- 50 секунд на 1 таблицу. Средняя норма – 40- 42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

t (время)

0                   1                    2                     3                      4                   5 № таблицы

0                   1                    2                     3                      4                   5 № таблицы

Таблица № 1.

14

9

2

21

13

22

7

16

5

10

4

25

11

18

3

20

6

23

8

19

15

24

1

17

12

Таблица № 2.

2

13

1

8

20

17

6

25

7

11

22

18

3

15

19

10

5

12

24

16

14

23

4

9

21

Таблица № 3.

21

11

1

19

24

2

20

18

5

10

4

13

25

16

7

17

6

14

9

12

22

3

8

15

23

Таблица № 4.

5

21

23

4

25

11

2

7

13

20

24

17

19

6

18

9

1

12

8

14

16

10

3

15

22

Таблица № 5.

3

17

21

8

4

10

6

15

25

13

24

20

1

9

22

19

12

7

14

16

2

18

23

11

5

Протокол исследования  по методике «Таблицы Шульте»

Фамилия, имя/ Показатели

ЭР ( эффективность работы)

ВР ( врабатываемость)

ПУ (психическая устойчивость)



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Протокол исследования устойчивости внимания.

Фамилия, имя/ Показатели

Кол- во промотр.букв за 10 мин.

Кол- во правильно вычеркнутых

Кол- во букв, кот. нужно вычеркнуть

Точность выполнения, %

Оценка точности, баллы

Оценка продуктивности, баллы

Оценка устойчивости, баллы



Предварительный просмотр:

 

Диагностика развития внимания



Предварительный просмотр:

Выделение существенных признаков.

Цель: Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нём рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками.

Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более лёгкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция для детей: « Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – пять слов на выбор. Тебе надо из пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – « сад», а в скобках слова: « растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти два слова – « земля» и « растения».

Обработка результатов: Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно – ситуационного стиля мышления над абстрактно – логическим.

Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

 

Ответы.

1. Растения, земля                   11. Сражения, солдаты

2. Берег, вода                           12. Бумага, текст

3. Здания, улица                      13. Голос, мелодия

4. Крыша, стены                      14. Колебания почвы, шум

5. Углы, сторон                        15. Книги, читатели

6. Делимое, делитель               16. Почва, дерево

7. Диаметр, округлость            17. Состязания, победа

8. Глаза, текст                            18. Врач, больные

9. Бумага, редактор                   19. Чувства, человек

10. Игроки, правила                  20. Родина, человек

Фамилия, имя………………………………………класс………….дата………

  1. Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
  8. Чтение ( глаза, книга, текст, очки, слово)
  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
  11.  Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
  12.  Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
  14.  Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
  15.  Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
  16.  Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
  17.  Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)
  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)
  20.  Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Фамилия, имя………………………………………класс………….дата………

  1. Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
  8. Чтение ( глаза, книга, текст, очки, слово)
  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
  11.  Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
  12.  Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
  14.  Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
  15.  Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
  16.  Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
  17.  Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)
  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)
  20.  Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Протокол исследования мышления по методике « Выделение существенных признаков».

Фамилия, имя

дата

класс

Количество набранных баллов

Заключение



Предварительный просмотр:

Диагностика развития логического мышления. (А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина, с. 66)

Методика «Четвёртый лишний».

Ребёнку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

- книга, портфель, чемодан, кошелёк;

- печка, керосинка, свеча, электроплитка;

- трамвай, автобус, трактор, велосипед;

- река, мост, озеро, море;

- бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- добрый, ласковый, весёлый, злой;

- дедушка, учитель, папа, мама;

- минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Фёдор, Иванов, Семён.

(«Лишние» слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

10- 8 баллов- высокий уровень развития обобщения;

7- 5 баллов- средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов- способность к обобщению развита слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол.

Протокол.

Ф. И. ребёнка                                                   Дата

Возраст                            Класс      

Количество набранных баллов

Заключение

Протокол исследования логического мышления по методике « Четвёртый лишний»

Фамилия, имя

дата

класс

Количество набранных баллов

Заключение



Предварительный просмотр:

Диагностика развития мышления



Предварительный просмотр:

Изучение развития логических операций.

Тест включает 4 субтеста  по 10 проб в каждом.

Первый субтест позволяет выявить осведомлённость; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвёртый – подбирать аналогии. Тест информативен для изучения особенностей словесно – логического мышления в начальной школе.

Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребёнку раздаются листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа ( см. образец бланка заданий).

Инструкция к блоку заданий № 1 « Осведомлённость»:

« Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы».

Инструкция к блоку заданий № 2 « Исключение понятий»:

« Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырём словам».

Инструкция к блоку заданий № 3 « Обобщение»:

« Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те  предметы, о которых идёт речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов. Переходи к следующим двум словам».

Инструкция к блоку заданий № 4 « Аналогии»:

« Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определённом отношении. Чтобы лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить какое – либо слово ( глагол, предлог). Например: Огурец – это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ к слову огурец.

Например: Гвоздика – это … Подчеркни выбранное слово и переходи к следующему заданию».

Левый столбик: Огород – морковь ( на огороде растёт морковь).

Правый столбик: В саду растёт … Выбери нужное слово и подчеркни его. Дальше выполняй задания самостоятельно.

Оценка результатов:

По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Максимальное количество баллов  в каждом блоке – 10. Суммируя количество баллов всех четырёх блоков, получаем общий показатель развития логических операций ребёнка.

Оценка результатов детей 8 лет.

Количество баллов

Уровень развития интеллектуальных операций

36 – 40

Высокий уровень

32 – 35

Выше среднего

26 – 31

Средний уровень

20 – 25

Ниже среднего

19 и менее

низкий уровень

                              Оценка результатов детей 9 лет.

Количество баллов

Уровень развития интеллектуальных операций

-

Высокий уровень

36- 40

Выше среднего

32 – 36

Средний уровень

27 – 31

Ниже среднего

26 и ниже

Низкий уровень

Тест развития логических операций.

Фамилия, имя………………………………………………………………..

  1. Осведомлённость.
  1. У сапога всегда есть …

 Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

               

               2.  В тёплых краях живёт…

               Медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

     

               3. В году…

                24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

               4. Месяц зимы…

                Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

                5. В нашей стране не живёт…

                Соловей, страус, аист, синица, скворец.

               6. Отец старше своего сына…

               Часто, всегда, никогда, редко, иногда.

               7. Время суток…

               Год, месяц, неделя, день, понедельник.

               8. У деревьев всегда есть…

               Листья, цветы, плоды, корень, тень.

               9. Время года…

               Август, осень, суббота, утро, каникулы.

               10. Пассажирский транспорт…

               Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

  1. Исключение понятий.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, пруд.
  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
  4. Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.
  5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
  6. Курица, петух, орёл, гусь, индюк.
  7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

  1. Обобщение.

       

  1. Окунь, карась…
  2. Метла, лопата…
  3. Лето, зима…
  4. Огурец, помидор…
  5. Сирень, орешник…
  6. Шкаф, диван…
  7. Июнь, июль…
  8. День, ночь…
  9. Слон, муравей…
  10. Дерево, цветок…

  1. Аналогии.

         1. огурец     гвоздика

    Овощ       сорняк, цветок, роса, садик, земля

2. огород     сад

   Морковь   забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. учитель     врач

   Ученик        очки, больница, палата, больной

4. цветок     птица

   Ваза          клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5. перчатка     сапог

   Рука              чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6. тёмный     мокрый

   Светлый    солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7. часы     градусник

   Время     стекло, больной, кровать, врач, температура

8. машина     лодка

   Мотор         река, маяк, парус, волна, берег

9. стол     пол

   Скатерть     мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10. стул     игла

   Деревянный     острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная



Предварительный просмотр:

Заучивание 10 слов.

Методика предложена А. Р. Лурия

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с 10 короткими односложными и двусложными                   словами, не имеющими между собой никакой связи ( таблица 1). Методика может быть использована как для детей  (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких этапов:

     а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты послушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

     Слова зачитываются испытуемому чётко, не спеша.

     б) « Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Обработка: По полученному протоколу составляется график, « кривая запоминания». По ней анализируются особенности запоминания. Если ребёнок сразу воспроизвёл 8 – 9 слов, а потом с каждым разом всё меньше и меньше, то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребёнка, отсутствии заинтересованности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Ослабленные дети могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.


Протокол

Фамилия, имя…………………………………………….класс…………………дата………………

№№

гора

пила

роза

мыло

нога

булка

перо

очки

диван

река

«лишние» слова

1

2

3

4

5

ч\з 30 минут

 

                                                                                                                                                                                                               Таблица 1

0               1               2                  3                  4               5               ч/ з 30 мин.      

 Протокол

Фамилия, имя…………………………………………………класс………………..дата

№№

дом

солнце

ворона

часы

карандаш

молоко

стол

снег

окно

книга

«лишние» слова

1

2

3

4

5

ч\з 30 минут

Таблица 1

0               1                  2                  3                 4                5                ч / з 30 мин.


Протокол  исследования памяти по методике «Заучивание 10 слов»

 

Фамилия, имя

Класс

Дата

Заключение




Предварительный просмотр:

Диагностика               развития памяти



Предварительный просмотр:

Методика « Запомни пару».

Цель: Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов, определение ведущего типа памяти.

Оборудование: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

           Первый ряд                                                Второй ряд

Кукла – играть                                                        жук – кресло

Курица – яйцо                                                         компас – клей

Ножницы – резать                                                   колокольчик – стрела

Лошадь – сани                                                         синица – сестра

Книга – учитель                                                       лейка – трамвай

Бабочка – муха                                                         ботинки – самовар

Щётка – зубы                                                            спичка – графин

Барабан – пионер                                                     шляпа – пчела

Снег – зима                                                               рыба – пожар

Корова – молоко                                                      пила – яичница

Ход выполнения задания: Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда ( интервал между парой – 5 секунд). После 10- секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает (называет) запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка результатов: Результаты записываются в таблицу.

Фамилия, имя

Объём логической памяти

Объём механической памяти

Количество слов первого ряда ( А 1)

Количество запомнившихся слов ( В 1)

Коэффициент смысловой памяти (С1 = В1 : А1)

Количество слов  второго ряда (А2)

Количество запомнившихся слов (В2)

Коэффициент механической памяти (С2= В2 : А2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Диагностический блок для детей 7-9 лет (экспресс диагностика психических процессов)

Материал может быть поелезен и инетересен педагогам-психологам, которые хотят провести мониторинг развития познавательных процессов учащихся перед 1-м классом, и по достижении ими 9 летнего возраста....

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....