Главные вкладки

    Учебные памятки для учащихся начальной школы ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
    материал по логопедии (1,2,3,4 класс) по теме

    Добрынина Эльвира Геннадьевна

    Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат  понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Графическая схема предложения. Проверка слов с безударными гласными в корне. Звуко-слоговая схема слова и другие важные темы, в которых учащиеся допускают много специфических ошибок на письме и в устной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_uchashchihsya.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка для учащихся.

    Анализ звукового состава слова.  Условные графические обозначения.

    Звуки и буквы.

    1. Условные  графические обозначения звуков:

                     -        (красный кружок) – гласный  звук;

                     -        (синий  кружок) – согласный твёрдый звук;

                     -        (зелёный  кружок) – согласный мягкий звук.

    1. Знать:

    а)   Чем отличается звук от буквы? –

     звук мы слышим и произносим, он не всегда совпадает с написанием буквы в слове;  

    букву мы пишем  и видим (читаем глазами), её можно потрогать, обвести, срисовать.

    б)  В русском языке 10 гласных букв (гласные первого ряда – А, О, У, Э, Ы

                                                     гласные второго ряда –  Я, Ё, Ю, Е, И),

         буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И являются парными.

    21 согласная буква (Б, В, Г, Д, З, Ж, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ)  и ещё две особенные буквы – это  Ь и Ъ.

    Все звуки   русского языка делятся на две группы:

                    ГЛАСНЫЕ                

     (их шесть:   а     о      э                             у    ы     и        )                

    произносятся свободно, без преграды во рту, можно петь, тянуть.          

    Гласные образуют слоги.                                

    Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать        

    один звук:  (я -  [а], е -  [э],  

                         ё - [о],  ю – [у])

     после  мягких согласных            (белка - [б  элка])            

      и   два звука:   (я – [йа],

    е - [йэ], ё – [йо], ю -  [йу])     в начале слова (ёлка - [йолка] ),

    после  гласной   (баян -   [байан] ),

    а  также после Ъ и  Ь (вьюнок -  [в  йунок],  съел -  [cйэл] ).

                    СОГЛАСНЫЕ

                    (их очень много) –

    произносятся с преградой во рту  (в виде губ, зубов, языка)    

               могут быть твёрдые или мягкие:

    твёрдые – перед гласными первого ряда

    (А, О, У, Э, Ы),  и ещё запомни -  

    Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые. (Например: лук – звук  л звучит твёрдо, потому что он стоит перед У – гласным первого ряда, шина – звук ш всегда звучит твёрдо)

    мягкие – перед гласными второго ряда

    (Я,  Ё, Ю, Е, И  и  Ь), и ещё запомни –

    Й,  Ч, Щ -  всегда  мягкие.  (Например: люк – звук л звучит мягко, потому что стоит перед Ю – гласным второго ряда; чаща -  звуки ч  и  щ будут всегда звучать мягко).

         Все остальные согласные, кроме Ш, Ж, Ц,  Й, Ч, Щ - могут быть  как твёрдыми,  так и  мягкими.

           Согласные могут быть звонкими  или  глухими (отличаются работой голосовых связок -  при произнесении звонкого  согласного голосовые связки работают (вибрируют), а при  произнесении глухих – голосовые связки сомкнуты и не вибрируют.  Звонкость или глухость  - это постоянный  (неизменный) признак, т.е.  один и тот же звук не может быть и глухим и звонким

         Шесть пар звуков различаются по звонкости – глухости и называются парные согласные – Б - П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С,  Ж – Ш.  (бочка – почка, вон – фон, гость – кость, дом – том, зуб – суп, жар – шар)

    Слово. Предложение.

    Графическая схема предложения.

    Знать:  

    1) Графические обозначения: ______________________ . -  предложение ( длинная полоска)

                                                        ________       ___________ -  слова (короткие полоски)

                                                       ___    ___      ____   ___   ___ -  слоги  (коротенькие полоски)

                                                                            -  звуки.

    1. Слова делятся на части (слоги);
    2. Слоги делятся на звуки. В слоге обязательно есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
    3. слово отличается  от слога, звука тем, что имеет значение;
    4. уметь определить, назвать: слово (папа), слог (па), звуки (п, а);
    5. мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
    6. уметь сосчитать количество и порядок слов в предложении (включая предлоги и союзы). Например: Таня купила яблоко.  1-е слово – Таня, 2-е – купила, 3-е – яблоко.  Заяц бежал по лесу. 1-е слово – Заяц, 2-е – бежал, 3-е – по, 4-е – лесу.
    7. Есть короткие слова (предлоги), которые нужно писать раздельно с другими словами –

          - на, - под, - к, - из, - над, - из-за, - из-под  (некоторые состоят из двух частей) и др. Пред        логи соединяют слова в предложении и говорят о расположении предметов в простран        стве.

    9)   При  анализе предложения считаем и длинные и короткие слова (предлоги, союзы)

                      Коля пьёт сок. (3)   Коля пьёт сок из стакана. (5).

    10) Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка (или другие знаки пре        пинания, в зависимости от цели высказывания). Предложение, в отличие от слова или         словосочетания,  несёт в себе законченную мысль.

    Программа списывания готового предложения.

    1. Читаем предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано. Цель: списать его без ошибок.
    2. Читаем слова так, как они написаны (орфоэпическое чтение), чтение целого предложения  с выявлением его графического оформления в виде большой буквы, знака в конце, наличия знаков препинания: запятых, тире, двоеточия и т. п.
    3. Делим предложения на части для списывания (на слова или сочетания «предлог + слово с ним связанное»). Например: «На полу/ валялась/ шляпа.»

            Или делим на словосочетания из двух слов:  «Мама налила / в кастрюлю/  горячую во -            ду.»  Когда усвоили способ деления на слова или словосочетания из двух слов, учимся         делить предложения на словосочетания из трёх слов (или четырёх – с предлогом) – «На         лесной полянке / стояли четыре волчонка.»

    1. Разделите предложения на удобные вам части (в зависимости от того, сколько слов вы сможете запомнить, чтобы не допустить в них ошибок).
    2. Читаем по слогам ту часть, которую будем списывать, с просматриванием каждой буквы и орфографическим проговариванием (как слово написано по правилам) каждого звука.
    3. Повторяем прочитанную часть «для себя», с концентрированием внимания на чётком проговаривании.
    4. Записываем часть предложения  с орфографическим проговариванием, не глядя на образец (можно закрыть его листком), а пользоваться только памятью.
    5. Проверяем написанное предложение по частям, сопровождая орфографическим чтением каждой части в образце и в своей записи. При необходимости дополнительно проверяем знаки препинания.

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4   КЛАССОВ

    1. Ищем случайные ошибки

    «Проверь свою работу»

    (Первая проверка)

    Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

    1. Не пропустил ли ты букву?
    2. Не добавил ли лишнюю букву?
    3. Не написал ли вместо одной буквы другую?
    4. Правильно ли ты изобразил каждую букву?

    Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

    1. Ищем орфографические ошибки

    «Проверь свою работу»

    (Вторая проверка)

    Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

    1. Не словарное ли это слово?
    2. Есть ли в слове орфограммы? Какие?
    3. Обозначь опасные места.
    4. Где возможно, подбери проверочные слова.

    Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

    1. Проверка предложений

    «Проверь свою работу»

    (Третья проверка)

    Проверь отдельно каждое слово, начиная с первого:

    1. Не пропустил ли ты слово?
    2. Не написал ли лишнее слово?
    3. Как написаны предлоги и союзы?
    4. Правильно ли слова связаны друг с другом? (проверь окончания)
    5. Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале  предложения?
    6. Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

    Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

    1. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ТЫ  ПОСТАРАЛСЯ НАЙТИ ВСЕ ОШИБКИ САМ!

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

    Перед  А  О  У  Э  Ы –  все согласные ТВЕРДЫ,

    Перед Я   Ё  Ю Е   И –  все согласные  МЯГКИ.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

    СМОТРИ                        выделить корень, и проверка завершена:

    В КОРЕНЬ                        грибок - гриб

    ОТКУДА  СЛОВО        В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

    ПРОИЗОШЛО?        ло   оно от слова море.   Проверка завершена.

    ИЗМЕНИ ФОРМУ        Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

          СЛОВА        Измени форму слова: гора – горы.

    Проверка завершена.

    ИЩИ ДРУГИХ        Для проверки слова  удаль предыдущие способы не подходят.

    РОДСТВЕННИКОВ        Подбираем родственное слово – удаленький.

            Проверка завершена.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

    СМОТРИ                        выделить корень, и проверка завершена:

    В КОРЕНЬ                        грибок - гриб

    ОТКУДА  СЛОВО        В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

    ПРОИЗОШЛО?        ло   оно от слова море.

    Проверка завершена.

    ИЗМЕНИ ФОРМУ        Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

          СЛОВА        Измени форму слова: гора – горы.

    Проверка завершена.

    ИЩИ ДРУГИХ        Для проверки слова  удаль предыдущие способы не подходят.

    РОДСТВЕННИКОВ        Подбираем родственное слово – удаленький.

            Проверка завершена.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

    СМОТРИ                        выделить корень, и проверка завершена:

    В КОРЕНЬ                        грибок - гриб

    ОТКУДА  СЛОВО        В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

    ПРОИЗОШЛО?        ло   оно от слова море.    Проверка завершена.

    ИЗМЕНИ ФОРМУ        Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

          СЛОВА        Измени форму слова: гора – горы.    Проверка завершена.

    ИЩИ ДРУГИХ        Для проверки слова  удаль предыдущие способы не подходят.

    РОДСТВЕННИКОВ        Подбираем родственное слово – удаленький.

            Проверка завершена

    Памятка – рассуждение «Звуко-слоговая схема слова»

    Звуко-слоговой анализ слова – это когда в слове определяется последовательность и наличие слогов и звуков в устном плане. В ходе рассуждений рисуется схема слова, где используются графические обозначения: прямоугольник – слово, разделён вертикальными полосками по количеству слогов, где расположены кружки разного цвета – звуки.

    Как правильно обозначить звуки и какие звуки бывают?

    Звуки бывают 2 видов – согласные и гласные.

    Характеристика гласных – ударные и безударные, гласные 1 ряда (А О У Э Ы, гласные 2 ряда (йотированные – Я Ё Ю Е и звук И). Ошибка детей говорить на гласные 2 ряда, что они мягкие – твёрдые и мягкие бывают только согласные! 

    Характеристики согласных – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

                                Обозначаем звуки:

    О – красный кружок - гласные (А О У Э Ы,  Я Ё Ю Е И)

    А О У Э Ы – указывают на твёрдость впереди стоящего согласного,

    Я Ё Ю Е И, Ь – указывают на мягкость впереди стоящего согласного.

    О – синий кружок - согласные твёрдые (стоят перед гласными А О У Э Ы или перед другими согласными звуками, всегда твёрдые – Ш Ж Ц)

    О –  зелёный кружок - согласные мягкие (стоят перед гласными Я Ё Ю Е И и буквой Ь, иногда перед согласными звучат мягко (гвоздь, гость), всегда мягкие – Ч Щ Й)

    Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков, поэтому кружками не обозначаются.

    Правило слогового деления – в каждом слоге есть свой гласный – поэтому – Сколько в слове гласных, столько и слогов!

    Приступаем к рассуждению над словом и схеме:

     - это слово СНЕЖИНКА. (в ходе рассуждения рисуем схему)

    1) Чтобы определить количество слогов, мы его отхлопаем – СНЕ – ЖИН – КА –  3 слога. Прямоугольник делим на 3 части.

    2) первый слог – СНЕ. Он состоит из звуков:

    С – согласный, глухой, звучит твёрдо – обозначу синим кружком.

    Н – согласный, звонкий, звучит мягко, так как после него звук Е (или он стоит перед Е) – обозначу зелёным кружком.

            Е – слышится И, пишем Е (проверить СНЕГ) – гласный (безударный) – обозначу красным кружком.

                         3) второй слог – ЖИН, состоит из звуков:

    Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый – синий кружок.

            И – слышится Ы, пишем И после Ш, гласный (ударный) – красный кружок.

    Н – согласный, звучит твёрдо – синий кружок.

                    4) третий слог – КА, состоит из звуков:

            К – согласный, глухой, твёрдый, обозначу синим кружком.

            А – гласный – обозначу красным кружком.

    О О О

    О О О

    О О

    Теперь звуки обозначим буквами и проверим слово
    С Н Е    Ж И Н     К А


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

    Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

    Памятки для учащихся начальной школы "Правила по русскому языку"

    Данная публикация представляет собой  памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм....

    Памятки для учащихся начальной школы "Правила по математике"

    Данная публикация представляет собой  памятки по математике для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила...

    Памятка для учащихся начальной школы "Как подготовиться к изложению"

    Памятка разработана для учащихся начальной школы с целью помочь подготовиться к изложению текста....

    Памятка для учащихся начальной школы с правилами по русскому языку

    Не секрет, что уроки русского языка многие учащиеся начальной школы считают скучными, потому что надо запомнить огромное количество правил и исключений. Чаще всего эти правила написаны в учебниках одн...

    Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

    "Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

    Памятка для учащихся начальной школы по правила поведения в школе

    Памятка для учащихся начальной школы по правила поведения в школе...