Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

В данном материале предлагаются различные  задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ

В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В развитии лексико-грамматических средств языка решаются наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Организуя специальные занятия с детьми с ОНР, необходимо обратить внимание как на количественное накопление словаря, так и на правильное (адекватное) его использование в целях обобщения.

Эта работа должна осуществляться в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мысли тельной активности.

Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, фор мируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах.

Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям.

Эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения.

Обогащение словарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначала ребенок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол, то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова.

Для того чтобы учащиеся могли более полно усвоить семантику слов и правильно использовать их в своей речи, важно, чтобы они научились группировать слова на основе сходства по значению, например: слова, обозначающие движение (идти, ехать, бежать, прыгать, плавать и т.д.); слова, обозначающие речевую деятельность (сказать, ответить, говорить и др.) и т.п.

Необходимо  специально обучать детей умению различать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу, с опорой на контекст (куст — кисть).

При объяснении слов, имеющих отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства.

Целесообразно использовать сочетание различных приемов работы над смысловой стороной слова. К ним можно отнести определение содержания слов с помощью описания, когда смысловое содержание неизвестного детям слова передается другими, доступными для них лексическими средствами, с опорой на имеющийся у них жизненный опыт (например: поручение — задание, которое дают кому-нибудь; прения — обсуждение какого-либо вопроса на собрании).

Значение некоторых новых слов становится понятным, если ввести их в предложения или в контекст. В некоторых случаях, особенно при разъяснении значения слов, обозначающих признаки предметов или действия, целесообразно использовать прием противопоставления различных по значению слов (тусклый - яркий, ошибиться-поправиться).

Значение целого ряда слов можно объяснить через анализ их морфологической структуры и словообразовательных средств.

При этом следует учитывать, что слово прочно войдет в активный словарный запас школьника, если оно будет употреблено не менее 8-10 раз в различных словосочетаниях.

Постоянно следует работать над формированием механизма словоупотребления.

Для этого используют специальные задания и упражнения по формированию умения употреблять данные слова в сочетании с другими. Целесообразно использовать следующие упражнения:

1.Нахождение недостающего в предложении слова с опорой на преды дущие и последующие слова в предложении;

2.Конструирование различных предложений с новыми для учащихся  словами;

3.Подбор слов, сочетающихся с новым, отрабатываемым словом, сравнение двух словосочетаний, установление верного словосочетания и доказательство его правильности.

Учащиеся с ОНР испытывают большие затруднения в средствах и способах образования слов. Поэтому желательно как можно раньше научить их практически ориентироваться в способах словообразования. Для этого в коррекционных целях отбирают наиболее типич ные для данного языка способы словообразования. Детей учат образовы вать новые слова от заданных, ориентироваться в формально семантичес ких отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым при общают его к анализу морфологической структуры слова. Развивающий эффект таких занятий достигается тем, что внимание ребенка обращается на одну морфему до тех пор, пока он не научится ее выделять путем сопо ставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобран ными по той же модели.

Работа над образованием новых слов посредством приставок может про ходить в такой последовательности:

- уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (лететь);

- сопоставление этого глагола и глагола с приставкой (лететь — приле теть);

- сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (прилететь — улететь);

- выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и раз ными корнями (слететь, спрыгнуть, сбежать);

- усвоение соотношения приставок и предлогов (подошел к...; перепрыг нул через...; отъехал от...).

Следует акцентировать внимание учащихся на образовании словосоче таний с глаголами, которые требуют как прямого дополнения (прочитать книгу), так и косвенного с определенным предлогом (подлететь к горо ду), а также сочетании приставок и предлогов (пере... через..., под... к... и т.д.). Это способствует усвоению глагольного управления. Здесь целесо образны следующие задания:

— подписать под картинкой названия действий, которые на ней изобра жены (выходить, входить);

—  подчеркнуть слова с приставками, объяснить их значение;

—  выписать однокоренные глаголы с разными приставками, объяснить их значение, образовать с помощью приставок новые слова, составить с ними словосочетания и предложения.

Затем можно предложить учащимся образовать новые слова с одними и теми же приставками. Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой — удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т.д.); выделить приставки; образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.

Следует также на практике познакомить детей и с многозначностью отдельных приставок. Например, приставка под- может обозначать приближение (подбежать, подплыть), добавление к чему-либо (подкрасить, подсолить) и неполноты действия (подлечить). Чтобы закрепить практическую работу над приставками, целесообразны такие задания:

- прочитать предложения, используя одно из данных в скобках слов: «Илья (приклеил, отклеил) марку к конверту»; «Отец (задвинул, придвинул) к столу табуретку»;

- выбрать нужную приставку и добавить ее к выделенным словам:  «Птицы летели к кормушке (под, от)»; «Мама ставила цветы в вазу (по, от)»;

- подобрать подходящие по смыслу приставки и прочитать образовавшиеся словосочетания: ...плыть от берега; ...летел на хищника; вставить подходящие по смыслу слова с приставками в предложение:  «Возле нашей деревни ... большой завод»;

- придумать предложения с глаголами: учить — научить (что? кого?); учиться — научиться (чему? у кого?);

- составить словосочетания с глаголами: стереть, вызвать, подойти, написать — и со словом доска.

Отрабатывая употребление глаголов с приставками, следует уделять большое внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими различные приставки. В процессе этой работы необходимо проводить морфологический анализ глаголов, а также выявлять роль приставки в изменении смысла предложения.

Для уяснения разницы в употреблении предлогов и приставок можно предложить такие задания: - подсчитать, сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте;

                - записать без скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева;

В этой работе можно использовать схемы наиболее употребительных предлогов:

Процесс образования нового слова посредством суффиксов оказывается вполне доступным учащимся с ОНР. Однако они испытывают большие затруднения в отнесении слов к определенным смысловым разрядам. Поэтому на специальных занятиях с учащимися  основное внимание необходимо уделять именно данному  направлению работы, которое реализуется в определенной последовательности:

  1. Следует уточнить значения слов, образованных посредством суф фиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения, пренебрежительности и т.п. (-очк-, -ичк-, -ик-, -к-, -енък, -оньк- и др.).
  1. В работу включаются слова, содержащие суффиксы, при помощи которых об разуются различные части речи (-ик-, -ник-, -иц-, -ист-, -щик-, -чик-, -ар-, -ан-, -ян-, -и-, -ое-, -лив-, -ск- и т.п.). При этом специальное внимание следует уделять образованию имен прилагательных, так как в словарном запасе де тей рассматриваемой группы слов, обозначающих качества предметов, мало.

В работе с учащимися II-IV классов подобные задания следует услож нить, например: выбрать и сгруппировать слова с общим суффиксом из написанных на карточке слов, объяснить их значение. Полезно выделить несколько наиболее типичных значений суффиксов, отработать их на дос таточно варьируемом словообразовательном материале и тем самым научить детей улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (на пример, посредством суффиксов -щик, -чик, -ист, -телъ, -аръ — обознача ются лица по роду их деятельности, профессии).

Для закрепления представлений о способах образования слов можно ис пользовать следующее задание:

 На доске даются вперемежку различные приставки и суффиксы (не менее 10-12). Детям предлагается выписать их в соответствующие столбики, составить с каж дым из них слово, а затем включить это слово в предложение и текст.

1 класс - вся работа по словообразо ванию проводится в сугубо практическом плане и осуществляется посред ством игровых приемов. При этом важно соблюдать определенную после довательность: на первых занятиях на основе игровой ситуации работают с производящим и производным словами кот — котик; Саша — Сашень ка, сопоставляют слова и уточняют разницу в их значении; затем внима ние детей привлекают к суффиксам — либо утрированным проговариванием его учителем, либо сравнением написанных на доске слов. Несколь ко позже можно попросить учеников образовать новые слова по аналогии с предыдущими.

Вслед за этим детям даются упражнения на самостоятельное образова ние слова с данным суффиксом. При этом нужно предложить учащимся уточнить значение вновь образованных слов.

Используя приемы опережающего обучения, учитель может опираться в этой работе на схему состава слова, обучая детей находить на ней место суффикса. Это способствует подготовке учащихся I класса к усвоению морфемного состава слова в пропедевтическом плане.

На заключительном этапе работы можно использовать прием образова ния новых слов от любой основы, даже не имеющей смыслового значения, например -крум-, -сплем- и пр.

Чтобы облегчить ребенку выполнение такого задания, в тексте должна, быть представлена хорошо известная детям ситуация, которая натолкнет их на правильное образование формы слова.

Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. При влечение внимания к звуковой стороне речи и морфемному составу слова помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологические обобщения.

Особое значение в общей системе работы по преодолению речевого не доразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грам матического строя речи.

Главная задача - преодоление у детей с ОНР различ ных проявлений аграмматизма. Необходимо сформировать у них систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими эле ментами языка, научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грам матических категориях рода, числа, падежа, времени, наклонения и т.д. Учащиеся должны овладеть грамматическими формами и синтаксически ми структурами языка в единстве с их значением.

В связи с этим в процессе специальных заданий детей учат сознательно различать, выделять и обобщать морфологические элементы слова. Вы деляя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, учитель подводит учащихся к определенным грамматическим обобщениям.

Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представления учащихся о способах составления словосочетаний и предложений.

Например, научить ребенка правильно выражать форму прямого дополнения, для этого необходимо подвести его к определенным обобщениям. С этой целью следует поэтапно отрабатывать с ним каждую грамматическую опе рацию, из которых складывается сложное действие по соотнесению падеж ного окончания с родом и признаком одушевленности-неодушевленности предмета. Сначала отрабатывается грамматическое обозначение данного па дежа в зависимости от рода существительного. (На первых порах отраба тываются имена существительные женского рода, затем имена существи тельные мужского рода.) В упражнения включаются только слова, обозна чающие неодушевленные предметы. При этом в ходе работы формы выра жения винительного падежа обязательно сравниваются с исходной формой, т. е. с именительным падежом. Позже в упражнения включаются слова, обозначающие одушевленные предметы. Заключительный этап работы - дифференциация всех окончаний винительного падежа. В процессе такой работы учащиеся постепенно подводятся к синтаксическим и морфологи ческим обобщениям.

Подобным образом отрабатываются и другие формы падежного управ ления.

Одним из важнейших методических приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи в целом и по уточне нию представлений детей о связи слов, является прием постановки вопро са к каждому слову словосочетания и предложения.

Центральное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением.

Упражнения:

1.  Конструирование предложения по данному слову, группе слов.

2.  Придумывание предложений с определенным количеством слов.

3. Придумывание предложения по графической схеме.

4. Дополнение пропущенного в предложении слова, пропу щенных окончаний в словах; восстановление деформированных предложений (слова даются в исходной форме).

5.  Задания по переконструированию предложе ний, т. е. учить школьников распространять или сокращать их. С помо щью таких упражнений у них формируется навык выражения мысли по средством высказываний разной степени полноты.

6. Различные аналитико-синтаксические упражнения: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; констру ирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению.

7. Выделение границ каждого предложения большой буквой и нужным знаком препинания в сложных текстах.

8. Нахождение ошибок в построении сложноподчинительных предложений  и их переконструирование (например: «Женщины были в белых халатах, которые приехали на машине»).

9. Выбор карточки с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ УЧАЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье представлен результат исследования особенностей решения текстовых задач учащимися школы 5 вида. Материал представляет интерес для педагогов работающих в срециальных коррекционных учреждениях....

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".

Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...

Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику, одновременно идет процесс развития мыслительных...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...