Что такое логопедический массаж и чем он полезен?
статья по логопедии по теме

Смирнова Ирина Владимировна

Консультация предназначена для родителей дошкольников. В доступной форме описывается необходимость логопедического массажа на органы артикуляции. Предлагаются элементы массажа кистей рук, которые могут выполнять родители в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh._polza.docx153.37 КБ

Предварительный просмотр:

Важный период в развитии ребенка это — появление первых лепетных слов, затем фраз. Сознательные родители обращают внимание на речь ребенка: они запоминают первые слова; ведут блокнотик новых слов.

Есть слова которые,  доставляют удовольствия родителям, они даже не пытаются исправлять звукопроизношение, в какой- то мере, говорят родители  – это забавно, пусть ребенок еще побудет маленьким, сяпка — шапка; буболка — футболка; боботик — животик и тд. Но, тем не менее,  опасность заключается в том, что мышцы языка, губ, неба, щек развиваются так же, как и во всем теле малыша, они так же требуют тренировки, им нужен нормальный тонус.

Для формирования правильной артикуляционной позы языка и развития различных групп мышц, необходимы артикуляционные упражнения, логопедический массаж.

Основные цели массажа:

  1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической, артикуляционной мускулатуры;
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенизии, гиперкенезы, судороги);
  4. увеличение объёма и амплитуды движений языка; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

При помощи логопедического массажа можно добиться поразительных успехов в лечении таких речевых нарушений, как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия, заикание, нарушения голоса.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

Приемы логопедического массажа

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы:

поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном

поглаживание и легкая вибрация.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

Очень важно, чтобы логопедический массаж осуществлял логопед или дефектолог, который владеет техникой данного вида массажа и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также причины и пути развития речевых нарушений.

Смирнова И.В. владеет и применяет на практике в процессе индивидуальных занятий логопедический массаж.

Элементы массажа могут выполняться родителями.

Простые и доступные рекомендации логопеда для родителей

Уважаемые родители!

Кончики пальцев – второй ум. Это доказывали еще античные мыслители (великий философ Кант писал, что кисть — это наружная выпуклость головного мозга).

Развитие речи ребенка зависит от развитости движений пальцев рук. Массирование рук улучшает кровообращения всего тела, способствует расслаблению, поднимает настроение и возвращает уравновешенность. Помогает восстановлению многих  функций организма.

На ладонях ребенка есть зоны, которые связанны с внутренними органами и разными частями мозга. Образно можно выразиться так: руки – это человек в миниатюре.

Массаж плодотворно влияет на здоровье детей, так же с речевыми отклонениями. Наверняка родители знают, что нужно тренировать активность рук малыша.

Для этого существуют разные развивающие игры для детей:

  1. Лепка из пластилина,
  2. конструктор, лего,
  3. аппликации из бумаги,
  4. работа с красками
  5. игры со шнуровкой, прищепками и др.

Такие творческие занятия способствуют не только творческому развитию личности ребенка, но очень эффективны для речевого развития малыша.

Уделять массажу хотя бы 5 -10 минут нужно обязательно каждый день, тогда развитие речи будет идти быстрее.

Чтобы массаж доставлял лишь пользу, а не вред здоровью, и не было никаких негативных последствий, необходимо знать правила проведения массажа.

Массажирование рук включает в себя влияния на проекционные точки с помощью движений, таких как:

  1. Разминание –  движения, действующие только на мышцы.
  2. Пощипывание — прием массажа, при котором кожа человека  захватывается между пальцами рук.
  1. Поглаживание – когда рука скользит по коже и сглаживает морщины.
  1. Вибрация — по массируемому участку передаются колебания с различной скоростью.

Завершаем массаж всегда нежным поглаживанием.

НАШИ ПОМОЩНИКИ!

 

                                                                                            Консультацию подготовила:

                                                                                            учитель – логопед Смирнова И.В.  

                                                                                            НДОУ Детский сад «Кроха»      

Добро пожаловать на занятия!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...

Приёмы логопедического массажа.

Даны некоторые приёмы логопедического массажа....

Логопедический массаж. Массаж пальцев рук «Су-джок».

Рекомендации для родителей по выполнению массажа пальцев рук шариком «Су-джок»....

Логопедический массаж при дизартрии

Описание приемов массажа языка, щёк, губ ребенку с ДЦП со спастической тетраплегией с тяжелой формой псевдобульбарной дизартрии...

Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...

Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений.

1. Методические указания к проведению расслабляющего, активизирующего массажа2. Массаж плечевого пояса, шеи, мимической мускулатуры3. Массаж мышц губ, языка, щек, мягкого, твердого неба.4. Инструмента...