тувинская культура
статья по логопедии на тему

Долаан Марита Намдаковна

в статье освещается история и культура тувинцев. о  религии, о национальных играх, традициях, спортивных соревнованиях. У тувинского народа есть уникальый вид национального пения- горловое пение. Как и все другие народы тувинцы отмечают праздники- встреча нового года-Шагаа, Наадым( праздник скотоводов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuvinskaya_kultura.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна Республика Тыва

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ВЫПОЛНИЛА:Долаан М.Н.,учитель-логопед

                                            МБОУ СОШ с.Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна

Ак-Тал-2012 г.

                                             

Что такое Тыва? Это степи омытые солнцем, горных речек разлив и дремучих лесов океан, синеватые дали и гор многоцветные кольца, зной песков раскаленных и снежная стужа Саян…

                                                                                                   А. Емельянов

Республика Тыва расположена в Центральной Азии, и сама географическая точка центра Азии вычислена и обозначена на мировых картах именно в Тыве, там, где сливаются в одну реку – Енисей – два истока: Большой и Малый. Кызыл, столица Тывы лежит на одной широте с Киевом, Варшавой, Лондоном, но климатические условия сильно отличаются: температура воздуха колеблется от -50 зимой до +40 летом. Население Тывы 317056 (2010 г) человек, 82% тувинцы. Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык.

Первой религией тывинцев было шаманство. Вторая основная религия Тывы, буддизм, был привнесен позднее, в 13 в., однако он не вытеснил шаманство. В 18 в. обе эти религии были провозглашены государственными. Специалисты по истории Тывы утверждают, что именно принятие буддизма в 1753 г., накануне маньчжуро-китайского завоевания 1757 года, сыграло главную роль в сохранении этнического единства тывинцев и помогло им противостоять ассимиляции. До 1911 года Тыва была под контролем Маньчжурии, но последняя не могла осуществлять здесь прямое правление. Тывинцы смогли продолжить самобытное историческое и культурное развитие.

В октябре 1944 года Тыва была окончательно включена в Советский Союз как автономная область Российской Федерации. (В 1961 году она стала Тувинской Автономной Республикой).

Праздник Шагаа - это тувинский Новый год. Его празднуют в начале Белого месяца по лунному календарю, то есть где-то в конце января — начале февраля. Точной даты Шагаа не существует. Ее определяют ламы. Долгое время праздник не был официально узаконен. Лишь в 1987 г. он был возрожден как государственный. В Туве праздник Нового года — это особый рубеж, разделяющий старое и новое, прошлое и будущее, добро и зло. К нему тувинцы готовятся заблаговременно. За несколько дней до его начала всю территорию населенного пункта тщательно убирают. Также тщательно, как внутри, так и снаружи, наводят порядок в жилищах. Одежду, обувь, ковры и другие вещи чистят на снегу, старые и изношенные вещи сжигают. Особое внимание тувинцы уделяют алтарям в домах и храмах, где находятся подношения Будде. Тщательная уборка жилищ и сел — это не что иное, как дошедший до наших дней обряд изгнания нечисти. Встречают Шагаа в первый новогодний день с восходом солнца. Согласно поверью, в новогоднюю ночь Будда объезжает землю на колеснице и благословляет людей. Не благословляет он только спящих, принимая их за мертвых. Вот почему в новогоднюю ночь взрослые никогда не ложатся спать. Первый день Шагаа проходит в посещении родственников и знакомых и в обмене подарками. Готовится много пищи - вареная баранина, всевозможные молочные блюда и выпечка.

Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность. Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

Наадым - тувинский национальный праздник животноводов, который ежегодно проводится в середине августа. Наадым традиционно привлекает большое количество туристов, однако прежде он важен для местных жителей, которые съезжаются на празднование со всех кожуунов (районов) Тувы. В степи разбивается большое число юрт различных кожуунов. Представители кожуунов очень серьезно относятся к подготовке такого грандиозного праздника: отбирают самых лучших скаковых лошадей; готовят спортсменов по национальной борьбе "хуреш" и по стрельбе из лука; по легкой атлетике (бег на 40 км.), ведут подготовку для участия в конкурсе среди юрт, жилищ оленеводов и т.д. Неотъемлемая часть Наадыма, без которой нельзя представить себе этот праздник - конные скачки. Еще одно интересное мероприятие, связанное с лошадьми, - конкурс конного снаряжения. Тут оценивается оформление, красота, богатство ювелирных украшений, прочность, удобство. Гвоздем Наадыма была и останется национальная борьба "хуреш", важная составляющая тувинской культуры.

Национальная борьба «хуреш» – старинный, любимый тувинцами вид спорта. Из уст в уста, из поколения в поколение передавались легенды и сказания о народных силачах в Туве, непобедимых хурешистах. В прошлом чиновники, феодалы и ламы, угнетавшие народ, использовали состязания по хурешу для усиления своего авторитета. Судьями на них всегда были представители господствующих слоев или же их ставленники и приспешники. Но у народа были свои борцы, которые по силе и ловкости не уступали наемным борцам феодалов. Естественно, народные борцы пользовались большой популярностью среди населения, и память о них сохранилась до наших дней. С падением власти чиновников и феодалов хуреш стал подлинно национальным и любимым видом спорта всего тувинского народа. На всех народных праздниках хуреш является основным видом спортивных соревнований. Хуреш проводится на открытом воздухе и имеет свои правила. Борьба происходит по системе с выбыванием. Победитель в последней паре считается абсолютным победителем. Спортивный костюм борцов состоит их легких трусиков, окантованных легкой кожей, и рубашки оригинального покроя, имеющей рукава, соединенные узкой полоской материи на спине. Ноги обуты в мягкую национальную обувь. Спортивный костюм моге-салыкчазы состоит из ярко-пестрого шелкового национального халата и фетровой шляпы. Хуреш начинается красивым мужественным танцем орла – «девиги». Девиги проходит в быстром темпе, демонстрирует ловкость, силу, придает каждому участнику уверенность в победе. Девиги производит сильное впечатление на зрителей. Выбрав удобный момент, один из борцов резко бросается вперед и обхватывает своего противника. Обхватив друг друга за плечи, борцы замирают, образовав своими телами устойчивую арку. Находясь в этой позе, они стараются пересилить друг друга — мускулы их напряжены, ступни широко расставленных ног вдавливаются в почву. Хуреш стал подлинно национальным и любимым спортом тувинского народа. Борьбу в нашей республике любят и понимают. Вряд ли еще где найдется республика, в которой есть столько истинных ценителей мужского единоборства, как в Туве.

Шагаа- встреча нового года по восточному календарю. К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы (места, где останавливаются кочевники) прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике. Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки.

Ярким культурным событием современной Тувы начиная с 1999 г. стал фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», лидером которого является музыкант Игорь Дулуш. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в г. Чадане. Девизом фестиваля стала живая музыка (в противовес «фанере») и следование универсальным духовным постулатам живой веры (добро, толерантность, непритязательность к жизненным благам). Идеологи фестиваля намеренно отошли от коммерческой выгоды, однако проводящийся ежегодно в июле фестиваль «Устуу-Хурээ» стал весьма привлекательным для множества музыкантов разных течений в самой Туве, России и за рубежом. Простота бытовых условий палаточного городка, близость к природе, особая атмосфера развалин буддийского храма, постоянное совместное музицирование участников – все эти компоненты создали неповторимый имидж фестиваля. Долгое время мероприятие имело статус неофициального, не поддерживалось властями и являлось своеобразной формой альтернативной культуры. Но с каждым разом расширялась география участников, завязывались новые международные контакты, в итоге фестиваль получил государственную поддержку.

Литература

  1. История Тувы. Под ред. С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. Т.1 Изд. Второе – Новосибирск., 2001
  2. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев. Структура и трансформация. – Кемерово, 2006.
  3. www.sayanring.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эрнин эрези" на тувинском языке

 Сорулгазы:1.Уран талантылыг өөреникчилерни ылгап тывары.                     2.Өөреникчилернин  билиин, угаан-бодалын делгемчидери.                     3. Өөреникчилерни чткүлдүг, дидим, тывынгыр, са...

Беглое, выразительное чтение на уроках родного (тувинского) языка

 Это моя методическая работа. Над этой проблемой я работаю в течении шести лет. И получаются у меня положительные результаты....

Беглое, выразительное чтение на уроках родного (тувинского) языка

 Это моя методическая работа. Над этой проблемой я работаю в течении шести лет. И получаются у меня положительные результаты....

Звуки и буквы С- Ш (на тувинском языке).

Дифференциация эвуков и букв С-Ш (на тувинском языке)....

Дети любят птиц.(на тувинском языке)

Разработка урока на тему "Дети любят птиц" по родной речи. (2 класс.) Цель урока: воспитывать детей любить природу, защищать птиц, зверей....

Как ухаживать за зубами.(на тувинском языке)

Разработка урока по окружающему миру "Диштер база оларны шын ажаары"....