Методическая разработка индивидуально- подгруппового логопедического занятия для 2-го коррекционного класса «Дифференциация звуков Р-Л»
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Тараненко Елена Викторовна

Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков Р-Л»

Цели занятия:

- обогащать и систематизировать словарный запас;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- формировать умение дифференцировать звуки Р-Л,

- соотносить их с буквами Р-Л;

- развивать  слуховое и речевое внимание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать речеслуховую память;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.differentsiatsiya_l-r.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов »

г. Губкина Белгородской области

Методическая разработка индивидуально- подгруппового логопедического занятия

для 2-го коррекционного класса

«Дифференциация звуков Р-Л»

подготовила

учитель-логопед

Тараненко Елена Викторовна

г. Губкин

2013

Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков Р-Л»

Цели занятия:

- обогащать и систематизировать словарный запас;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- формировать умение дифференцировать звуки Р-Л,

- соотносить их с буквами Р-Л;

- развивать  слуховое и речевое внимание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать речеслуховую память;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуры.

Оборудование:

Предметные картинки, индивидуальные зеркала, схема акустико-артикуляционной характеристики звуков (Л),(Р),сигнальные карточки, конверты с заданиями, «чудесный» мешочек с предметами на заданные звуки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1.Организационный момент

Ребята, сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их. (Дети здороваются с гостями).

Логопед. Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

-Какое время года наступило?

Дети. Наступила весна.

Логопед. Какой месяц?    

Дети. Март месяц.

Логопед. Какой месяц был до марта?

Дети. Февраль.

Логопед. Какой сегодня день недели?

Дети. Пятница.

Логопед. Какое сегодня число?

Дети.4 марта.

Логопед. Откройте тетради и запишите число. Ребята, с каким настроением вы пришли на логопедическое занятие, нарисуйте его в тетрадях (Дети выбирают нужный значок).

2.Сообщение темы занятия.

Логопед. Ребята из ваших тетрадей при проверке я выписала несколько слов. Прочитайте их: (слова записаны на доске).

Вошадка, квоун, ломашка ,ладуга.

Логопед. Что вы заметили?

Дети. Слова написаны с ошибками.

-Какие замены произошли в словах? Какие звуки обозначают эти буквы?

-Сформулируйте тему  и запишем её в тетрадь.( Звуки Л-Р)

3.Работа над темой занятия.

1) Характеристика звуков по плану.

-Что общего в этих звуках? (согласные)

-Как образуются эти звуки?(предлагается детям выполнить артикуляционную гимнастику);

 - Положите руку на горлышко (горлышко дрожит).

-Произнесите звуки (Л-Р). Объясните артикуляцию.

( На доске вывешивается профиль артикуляции с символами характеристики звуков).

- Когда мы произносим звук Л, губы в улыбке, язык упирается и верхние зубы, голосовые связки работают.

Логопед. Дайте характеристику звуку Л.

Дети. Звук Л согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед. Какой буквой на письме обозначается звук Л?

Дети. Звук Л обозначается на письме буквой  ЭЛЬ.

Логопед. Дайте характеристику звуку Р.                                                            

  - Когда мы произносим звук Р, рот  приоткрыт, губы разомкнуты, кончик языка  упирается к альвеолам, вибрирует или дрожит.    

Дети. Звук Р согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед. Какой буквой на письме обозначается звук Р?

Дети. Звук Р обозначается на письме буквой  ЭР.

Логопед. Чем буква отличается от звука ?

Дети. Звук я слышу, произношу,

           Букву вижу, читаю, пишу.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем закреплять звуки Л-Р в словах, предложениях.

4.Давайте немного отдохнём. Закройте глаза и представьте, что мы очутились в волшебном саду. Здесь растут волшебные  деревья: яблоня и груша. На яблоне - яблоки, на груше – груши. А теперь посмотрите внимательно и скажите: «Чего на свете не бывает»?

Дети. На свете не бывает голубого яблока.

Логопед. Это яблоко   волшебное. Кому достанется это яблоко, у того будет всегда всё получаться. Ребята, нам нужно собрать большой урожай яблок и груш. Мы их будем собирать в корзины, которые находятся рядом с деревьями. Чтобы собрать урожай, выполним задания.

(За правильный ответ  фрукты в корзину)                        

5.Развитие фонематического слуха.

а) Повторить за учителем: (тактильный контроль)

ра-ла-ла                     ла-ра-ра

ра-ра-ла                     ла-ла-ра

ра-ла-ра                      ла-ра-ра

б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу.

Лак-рак

Лама-рама

Ложки-рожки

Лука-рука

в) Определить на слух место звука в слове.

Логопед. Давайте поиграем в игру. Я буду показывать вам  картинки со звуками Л-Р, а вы должны найти место этих звуков в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой:

Карандаш(3)             Лопата(1)

Помидор(7)               Лиса(1)

Барабан(3)                  Яблоко(3)

Матрёшка(4)              Пенал(5)

г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: Лук,ромашка,груша,лампа,рыжик,лист,комар,малина,крыжовник,зеркало,борода,улыбка,корова, гроза, самовар.

6.Пальчиковая гимнастика

(Левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица.  Кисть опушена. Пальцы – ветки). Правой рукой - (пальцы собраны в щепотку) «снимает яблоки»

С веток яблоки снимаю                         Сколько яблок тут в корзинке?

И в лукошко собираю.                           Раз, два. три. четыре, пять….

Яблок -полное лукошко!                       Снова буду собирать!

Я попробую немножко.

Я поем ещё немножко.

Я поем ещё чуть –чуть-

Легче будет к дому путь.

Я поем ещё малинки.

7.Графический диктант:

 Разделить слова на слоги. Слоги обозначить чёрточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Л-Р.

Образец: молоко _ _л _

Лиса, радио, журнал, ложка, берёза, малыши, ласточка, колобок, булка, лыжи, корона.

8.Составить предложения по опорным словам.

 За, пошли,  грибами, в, ребята, лес. (Ребята пошли в лес за грибами).

 Нашёл под берёзой Рома съедобный гриб. (Рома нашёл под берёзой съедобный гриб).

9.Прочитать слова с буквой Л, затем с Р, составить предложения.

Цифра,голубь,врач,пружина,клён,пробка,глобус,трава,трамвай,молния,пчела,правда,кран,флаг,груша,шоколад,прыжок,артист.

10.Работа с текстом. Прочитать текст и назвать слова со звуками Л-Р.

( Текст )  

11. Подведение итога. «Лесенка успеха» (дети сами оценивают свою работу).

Определение настроения в конце урока ( с каким настроением уходят с занятия).

 

Список используемой литературы

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений  чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во « Союз», 2004. – 224 с. 
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция и устной письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение,2000. – 224 с. 
  3. Кобзарёва Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезковыраженным или общим недоразвитием речи. / Под.ред. Е.В. Николькина.- Воронеж, 2000.- 67 с.
  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ,2007.-360 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме Дифференциация звуков [Т-Д]. Наш огород в деревне Простоквашино.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи».Задачи:Коррекционно-образовательные:-  Закреп...