Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыты и эксперименты по логопедии (3 класс) по теме


опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1opyt.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).

Технологические сведения об опыте.

Актуальность опыта.

        

        Для успешного осуществления коррекционной работы в современных условиях необходимо применение новейших информационных технологий. Сегодня частое использование  персонального компьютера в педагогической практике необходимо.

        Актуальность коррекционно-логопедической работы заключается в необходимость  применения новых методов, форм  и средств обучения, а также  разработке методического обеспечения их использования на коррекционных занятиях  применительно к индивидуальности каждого ребенка.

В предлагаемом опыте решены следующие проблемы:

  • апробирована  новая форма организации деятельности обучающихся и учителя-логопеда, способствующая реализации  самостоятельной деятельности  посредством персонального компьютера на занятиях логопедии по коррекции письменной речи.
  • разработана система методических средств по развитию у детей навыков самостоятельной деятельности  в процессе коррекционного обучения с применением персонального компьютера;
  • создана специально подготовительная  коррекционно - учебная среда, обеспечивающая самостоятельную деятельность логопатов на занятиях;
  • подобран диагностический материал для анализа  логопедической  работы по формированию грамотного письма у школьников.

Цель исследования – апробировать на практике предлагаемый способ  коррекции письменной речи посредством персонального компьютера и провести анализ проведенной работы.

2.Задачи, решаемые в опыте:

  • разработать систему комплексных коррекционно-развивающих занятий по преодолению специфических ошибок у учащихся начальной школы посредством персонального компьютера.;
  • апробировать на практике систему занятий  и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы;
  •  развить умение самостоятельно работать на  логопедических занятиях  при помощи персонального компьютера в режиме  автономно, в парах, подгруппах.

  • Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    . изучение методической, логопедической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
    . анализ логопедического опыта учителей- логопедов;
    . проведений занятий наблюдение за учебным процессом;
    . количественный и качественный анализ письменных работ учащихся.

3.Педагогические средства, используемые в опыте.

I Создание специально подготовленной среды для организации  самостоятельной деятельности на занятиях логопедии.

II. Разработка методических средств, используемых в  самостоятельной деятельности

III. Апробация новой формы организационной деятельности логопатов  и учителя-логопеда с применением персонального компьютера.

1 этап. Создание специально подготовленной дидактической среды для организации  самостоятельной деятельности  с применением персонального компьютера на  логопедических занятиях.

Первый этап введения самостоятельной деятельности в учебный процесс - это создание специально подготовленной дидактической среды, которая дает возможность реализовать индивидуальные интересы и потребности детей, их самостоятельную деятельность и накопление ими личностного опыта. В такой подготовленной среде ребенок имеет возможность  улучшить грамотность письма, фонематического слуха, свободно выбрать материал, который привлекает его больше всего и который отвечает задачам урока в данный момент.

При создании такой среды важным является отбор содержания для проведения занятий. Его цель - обеспечить максимальную учебную нагрузку обучающихся в условиях работы с персональным компьютером.

Отбор содержания включает в себя прохождение программного материала, а также дает возможность выхода за рамки начальной школы.

Программный материал представлен в рамках развивающего обучения, что: - предполагает большой объем теоретического материала;

-обеспечивает разный  уровень трудности, предполагающий поиск новых знаний;

- включает задания, способные заинтересовать учащихся и удовлетворить индивидуальные интересы по коррекции грамотного письма;

предусматривает вариативность заданий, учитывая подготовленность учащихся;

- включает задания, дифференцированные по степени сложности, рассчитанные на индивидуальную, парную, групповую работы.

Материал для самостоятельной работы представлен также учебниками  различных авторов.

Предложенный подход к отбору содержания позволяет учащимся не только усваивать знания, но и способствует развитию их самостоятельности, создает у детей

их положительную мотивацию, связанную с применением персонального компьютера.

Таким образом, специально подготовленная учебная среда включает в себя: - автономное место для каждого ребенка;

  • стеллажи с дидактическим материалом, индивидуальные комплекты;
  • персональные компьютеры;
  •  места для отдыха.

Особая роль при организации самостоятельной деятельности с применением персонального компьютера на логопедических  занятиях отводится дидактическому материалу. Он подготовлен на основе программного материала и систематизирован по классам и темам.

Дидактический материал разнообразен по формам и содержанию, дифференциирован по степени сложности и представлен в виде:

  • дидактических игр;
  • дидактического материала на электронных носителях;

Многие задания с целью самопроверки снабжены ответами, образцами выполнения, опорными схемами (на электронном носителе). Дидактический материал постоянно обновляется, корректируется, дополняется.

2 этап. Разработка методических средств, используемых в логопедической коррекционной  деятельности.

Цель: Занятия начинаются  с рефлексивных моментов, связанных настроем на работу, с развитием умения планировать работу.

 Это может быть следующее:

- выработанный совместно с детьми особый ритуал начала работы;

- создание какой-либо мотивирующей установки;

  • рефлексивные упражнения;
  • одним из методических средств используемых в коррекционной работе является персональный компьютер;
  • подбор программ, разработка дидактического материала, заданий на основе уже имеющихся компьютерных программ;
  • учебники И.Н Садовникова, Ефименкова.

Апробация модели включения персонального компьютера

в коррекционный  процесс.

В рамках проводимой  работы были апробированы следующие варианты включения работы с персональным компьютеров коррекционной работе:

-  работа с персональным компьютером занимает всё занятие;

-   деятельность занимает только часть урока (или часть детей занимается самостоятельно, часть - с учителем-логопедом).

Естественно, это не предполагает увеличение учебной нагрузки, а требует грамотного пересмотра прохождения учебной программы.

Перечисленные ситуации зависят от цели урока, вида урока, от времени, которое отведено для деятельности.

Рассмотрим все эти варианты.

Технология опыта.

Система занятий

№ п/п

Цель

содержание

применение персонального компьютера

Гласные и согласные звуки и буквы.

Слогообразующая роль гласных.

Слог как часть слова, перенос слов.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Двойная роль гласных букв е, ё, ю, я.

Буква Ь - смягчение и разделение.

Развитие

наблюдательности к языковым явлениям (грамматические и орфографические наблюдения)

 Развитие навыков контроля и самоконтроля (орфографическая зоркость)

Формирование адекватной самооценки своей деятельности от с учителем

Слогообразующая роль гласных. Выделение гласного звука из слога.

Парные гласные.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

упражнения:(задание дается на персональном компьютере из урока 1-2 задания, на 2-3 минуты)

выдели курсивом гласный звук в слоге.

Вставь нужную букву в слово.

Вставь нужную согласную букву. Найди отличие в словах.

вставь букву Ь.

вставь гласную( в чем отличие в словах 1-го и второго ряда гласных).

Звонкие и глухие со-  гласные звуки.  Правописание звонких  и глухих согласных  перед согласными и  на конце слова

наблюдательности к языковым явлениям (грамматические и орфографические наблюдения)

 Развитие навыков контроля и самоконтроля (орфографическая зоркость)

Формирование адекватной самооценки своей деятельности от с учителем

Дифференциация парных звуков по звонкости -  глухости:  Дифференциация звуков [В - Ф] в слогах, словах,  предложениях, при составлении рассказа.  

Дифференциация звуков [П - Б] в слогах, словах,  предложениях, при составлении рассказа.  

Дифференциация звуков [Т - Д] в слогах, словах,  предложениях, при составлении рассказа.

 

Дифференциация звуков [С - З] в слогах, словах,  предложениях, при составлении рассказа

 

Дифференциация звуков [К - Г] в слогах, словах,  предложениях, при составлении рассказа

 

Дифференциация звуков [Ш - Ж] в слогах, сло-  вах, предложениях, при составлении рассказа.  

Дифференциация согласных звуков, имеющих  акустико - артикуляционное сходство.

 [С-Ш] [З-Ж] [Ч-Ш] [С-Ц] [Ч-ТЬ] [ч-щ]  [Ч — Ц]

 [С - щ] [Р - л]

выдели парные согласные звуки(на панели инструментов окошко подчеркивание).

впечатай пропущенную букву.

 напечатай  в две колонки слова  парных звуков по звонкости -  глухости.

Вставь в буквы в предложениях.

В современной педагогической практике одной из составляющей развивающего обучения может стать  самостоятельная деятельность.

Детям предоставляется право работы как в автономном режиме, так и в парах, в группах при минимальной консультационной помощи учителя-логопеда.

Руководство учебной деятельностью во время самостоятельной  работы учитель-логопед осуществляет через создание специально подготовленной дидактической среды.

        Компьютер предоставляет учителю-логопеду большой резерв технической и

технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для

наблюдения за работой обучающихся и дает возможность анализировать работу процесса:


1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером,  и дают возможность обучающимся провести работу над своими ошибками.   Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям.


2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и даёт  учителю более мобильно участвовать в учебно-коррекционном процессе.

3) Учитель-логопед получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, персональный компьютер не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться.

Эффективность опыта.

        По завершению коррекционной работы у детей вырабатывается навык обращения с персональным компьютером, что приводит к более грамотному письму. Дети самостоятельно ставят цели, планируют свою деятельность, реже обращаются за помощью к учителю-логопеду.

Перечисленные в данном опыте педагогические средства способствуют эффективному формированию грамотного письма с применением персонального компьютера. коррекционно-учебный процесс становится более интересным и доступным для учащихся любого уровня, легко преодолеваются трудности в усвоении материала. Результативность работы отражена в качестве знаний детей.

        Одним из главных факторов работы в этом направлении  это заинтересованность детей, повышение мотивации на занятиях, при использовании персонального компьютера. Повышение посещаемости,  более углубленный интерес к занятиям. При совмещении деятельности традиционного преподавания и применения персонального компьютера качество знаний повышается.

В данном опыте решены следующие задачи:

- у учащихся сформировалось грамотное письмо с помощью работы с персонального компьютера;

- сформированы потребности собственной деятельности в условиях работы с персональным компьютером;

- в достаточной мере развиты умения самостоятельной работы как автономно, так и в парах, подгруппах;

- отработаны ситуации проявления и реализации  выбора учебного материала на занятиях;

- в достаточной мере развиты такие компоненты деятельности как целеполагание, планирование, реализация запланированного.

 Анализ результатов работы по формированию навыков коррекционной деятельности с использованием персонального компьютера

        В ходе проведения коррекционных логопедических занятий с использованием персонального компьютера велся контроль за сформированностью навыков грамотного письма. Одной из  форм контроля было наблюдение учителя- логопеда за всей группой или отдельными обучающимися.

Учитель наблюдал:

-интерес к самостоятельному выполнению заданий с использованием персонального компьютера.

-стремление к самостоятельному выбору учебного материала;

-ориентация на выполнение сложных заданий;

-способность к длительной автономной деятельности;

-выполнение заданий различного уровня трудностей и по различными темами;

-выполнение заданий без использования персонального компьютера.

Наблюдение носило как долговременный так  и кратковременный характер. Его результаты фиксированы в виде графиков, таблиц, схем (см. приложение  ).

Наблюдая учитель-логопед отмечал рост  активности приоритеты сложных заданий их актуальность степень интереса  ребенка. При необходимости учитель-логопед помогал обучающимся корректировать свою дальнейшую деятельность. Это выглядело следующим образом:

-индивидуальные беседы -консультации;

-корректировка заданий;

-формирование группы пар в  другие составы;

  • замена и введение нового дидактического материала

        - подготовка консультантов из числа учащихся;

- корректировка дозировки задания;

- формирование групп и пар в другом составе;

- замена и введение нового дидактического материала.

Контроль за сформированностью грамотного письма с использованием персонального компьютера осуществляется учителем-логопедом через анализ письменных работ в тетрадях, проверочных работ, тестов проводимых с учащимися(см. приложение  )

Степень новизны:

-внедрение персонального компьютера на занятиях логопедии с обучающимися имеющими дисграфию, что способствует более успешному овладению письмом.

-самостоятельная постановка целей и задач детьми и решение их с помощью персонального компьютера.

 Контроль и анализ результатов по формированию навыков

свободной самостоятельной деятельности.

В ходе про ведения свободной самостоятельной деятельности велся контроль за уровнем сформированности навыков свободной деятельности.

Одним из форм контроля было наблюдение учителя за всем классом или за отдельными учащимися (группой учащихся). Учитель наблюдал:

  1. Интерес к самостоятельному выполнению учебных заданий.
  1. Стремление к самостоятельному выбору учебного содержания.
  2. Ориентация на выполнение сложных заданий.
  3. Способность к длительной автономной деятельности.
  4. Направленность на выполнение заданий по различным темам.

Наблюдение носило как долговременный, так и кратковременный характер. Его результаты фиксировались в виде графиков, таблиц, схем (см. приложение N~ ). Наблюдая, учитель отмечал рост (спад) активности, приоритеты, сложность заданий, их актуальность, степень интереса ребенка.

Ведя такие наблюдения, учитель при необходимости помогал учащимся проектировать свою дальнейшую деятельность. Такая помощь выглядела следующим образом:

- беседа с группой;

- консультация с тем или иным учеником;

Контроль за сформированностью навыков свободной самостоятельной деятельности осуществлялся учителем и через анализ тетрадей-дневников по свободной работе, анализ бесед, анализ анкет, тестов, мини-сочинений, проводимых с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование программы «Мат-решка» в коррекционно-развивающих занятиях психолога в начальной школе

Программа Мат-решка может помочь детям преодолеть трудности в обучении и адаптации в школе....

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".

Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...