Метод.разработка
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Фомина Майя Геннадьевна

 

Класс: 1

Тема логопедического занятия:

 

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

 

Цель: Логопедическая коррекция ошибок добавления, пропуска букв при написании слова.

 

Задачи:

1.Коррекционные неречевые: развитие навыка планирования, самоконтроля и произвольной регуляции деятельности, развитие логического мышления.

2.Коррекционные речевые: поэтапное формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза от уровня букв, слов, словосочетаний и до уровня предложений.

3.Педагогические: воспитание учебной организованности и аккуратности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проекторная доска, индивидуальные сигнальные карточки «Светофорчики», тетради, ручки, цветные карандаши, поощрительные наклейки.

 

План занятия:

  • Организационный момент.
  • Работа по коррекции дисграфии.
  • Объявление темы и постановка цели занятия.
  • Упражнение на определение последовательности букв в слове.
  • Запись слов с определением количества звуков и букв в слове.
  • Игровое упражнение с мячом на активизацию предикативного словаря.
  • Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой.
  • Упражнение на коррекцию слов с пропущенными гласными.
  • Организация окончания занятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki_uroka_-_kopiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

Тема логопедического занятия:

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Цель: Логопедическая коррекция ошибок добавления, пропуска букв при написании слова.

Задачи:

1.Коррекционные неречевые: развитие навыка планирования, самоконтроля и произвольной регуляции деятельности, развитие логического мышления.

2.Коррекционные речевые: поэтапное формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза от уровня букв, слов, словосочетаний и до уровня предложений.

3.Педагогические: воспитание учебной организованности и аккуратности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проекторная доска, индивидуальные сигнальные карточки «Светофорчики», тетради, ручки, цветные карандаши, поощрительные наклейки.

План занятия:

  • Организационный момент.
  • Работа по коррекции дисграфии.
  • Объявление темы и постановка цели занятия.
  • Упражнение на определение последовательности букв в слове.
  • Запись слов с определением количества звуков и букв в слове.
  • Игровое упражнение с мячом на активизацию предикативного словаря.
  • Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой.
  • Упражнение на коррекцию слов с пропущенными гласными.
  • Организация окончания занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Этап и задачи: Организация рабочего места детей, развитие произвольной регуляции действий.

Л о г о п е д: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о буквах и звуках.

II. Основная часть.

1. Объявление темы и постановки цели занятия.

Этап и задачи: Объявление темы и постановка цели занятия. Анализ и сопоставление букв и звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки «Светафорчики».

Л о г о п е д: Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите зелёный сигнал, если неверное – то красный.

Звуки мы пишем и читаем. (Дети показывают красный сигнал)

Звуки мы произносим и слышим. (Дети показывают зелёный сигнал)

Буквы мы пишем и читаем. (Дети показывают зелёный сигнал)

Звуки делятся на гласные и согласные. (Дети показывают зелёный сигнал)

При произнесении гласного звука воздух встречает преграду. (Дети показывают красный сигнал)

Гласные звуки бывают звонкие и глухие. (Дети показывают красный сигнал)

При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду. (Дети показывают зелёный сигнал)

Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые. (Дети показывают зелёный сигнал)

Л о г о п е д: Итак, ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о буквах и звуках, о их количестве и последовательности в словах.

2. Упражнение на определение последовательности букв в слове.

Этап и задачи: Развитие навыка сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза, определение последовательности букв в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска, тетради, ручки.

Л о г о п е д: Ребята, на доске вы видите 4 строчки с буквами, которые записаны через запятую. Это буквы, из которых будут состоять слова-отгадки. Послушайте, пожалуйста, первую загадку. Буквы, которые вы записали в первой строке подскажут вам отгадку.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение коровы.

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: КОРОВА.

Весь день на воде,

а водой не насытится.

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение утки.

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: УТКА.

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение ПЕТУХА.

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: ПЕТУХ.

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

 На клюве у меня висит петля.

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение ИНДЮКА.

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: ПЕТУХ.

3. Запись слов с определением количества звуков и букв в слове.

Этап и задачи: Развитие навыка сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза, навыка соотнесения количества букв и звуков в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска, тетради, ручки.

Л о г о п е д: Молодцы! Вы отлично умеете составлять слова из букв-рассыпушек. Теперь перед вами рисунки.

Л о г о п е д: Я хочу попросить вас подписать под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. Например: лиса – 4 буквы, 4 звука; конь – 4 буквы, 3 звука.

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это ГУСЬ).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: ГУСЬ – 4 Б., 3 ЗВ.

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это КОШКА).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: КОШКА – 5 Б., 5 ЗВ.

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это КОЗА).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: КОЗА – 4 Б., 4 ЗВ.

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это КОНЬ).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: КОНЬ – 4 Б., 3 ЗВ.

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это СВИНЬЯ).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: СВИНЬЯ – 6 Б., 6 ЗВ.

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это БАРАН).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: БАРАН – 5 Б., 5 ЗВ.

4. Игровое упражнение с мячом на активизацию предикативного словаря.

Этап и задачи: Развитие общей моторики, актуализация предикативного словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч.

Л о г о п е д: Ребята, а теперь в станьте в круг. Сейчас я буду, бросая мяч, называть домашнее животное или птицу. Вы должны будете сказать, как это животное голос подаёт. Например: корова-…мычит.

Речевой материал:

Кошка… -…(ученик: Кошка мяукает.)

Собака …– (ученик: Собака лает.)

Лошадь… - (ученик: Лошадь ржёт.)

Коза…- (ученик: Коза блеет.)

Свинья…- (ученик: Свинья хруюкает.)

Петух…- (ученик: Петух кукарекает.)

Курица…- (ученик: Курица кудахчет.)

Индюк…- (ученик: Индюк болболчет.)

Утка…- (ученик: Утка крякает.)

Гусь…- (ученик: Гусь гогочет.)

5. Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой.

Этап и задачи: Развитие  сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза на уровне словосочетаний, совершенствование навыка чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска.

Л о г о п е д: Ребята, посмотрите внимательно. Во втором зелёном столбике написаны парочки слов. Давайте их прочитаем. (Ученик читает пары слов.)

Л о г о п е д: Скажите, чем отличаются слова? (Ученики: в одном из слов в паре на одну букву больше/меньше). Значение слов в зависимости от количества букв тоже меняется? (Ученики подтверждают.)

Л о г о п е д: А теперь, поставьте каждое слово на своё место и прочитайте получившиеся словосочетания.

Дети читают: серая утка-глупая шутка, настольная лампа-кошачья лапа, выметаем сор-ведём спор, пушистый крот-слепой крот, игрушечный танк-сделаем так.

6.Упражнение на коррекцию слов с пропущенными гласными.

Этап и задачи: Развитие  сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложений.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска, индивидуальные карточки с заданием, тетради, ручки, красные карандаши.

Л о г о п е д: Молодцы! Теперь следующее задание. Незнайка написал предложения с ошибками. Прочитайте предложения. Найдите ошибки.

Задание. Внимательно прочитай предложения. Найди ошибки.

Корова мчит.

Собка лает.

Петх поёт.

Котят  пищат.

Напиши предложения правильно. Подчеркни вставленные гласные красным карандашом.

У ч е н и к и (по очереди находят ошибки в каждом предложении):

Корова мычит. В слове «мчит» пропущена буква «ы» после «м».  

Собака лает. В слове «собка» пропущена буква «а» после «б».

Петух поёт. В слове «петх» пропущена буква «у» после «т».

Котята пищат. В слове «котят» пропущена буква «а» после «т».

Л о г о п е д: А теперь, ребята,  напишите предложения правильно. Подчеркните вставленные гласные красным карандашом.

Л о г о п е д: Ребята, проверьте себя!

III. Организация окончания занятия.

О б о р у д о в а н и е: зелёный, красный, жёлтый карандаши, поощрительные наклейки.

Л о г о п е д: Ребята, вы – молодцы! Вы отлично сегодня поработали. Давайте в тетрадке обозначим, как каждый из вас сегодня поработал. Если было легко и ты с каждым заданием отлично справился – нарисуй красное яблочко, если у тебя были маленькие трудности (не больше 2 ошибок, которые ты сам нашёл и исправил), но ты их преодолел нарисуй жёлтый цветок, а если было очень трудно и у тебя было больше 3 ошибок в тетрадке нарисуй зелёную травку.

Индивидуальная оценка ученических работ логопедом. Награды (наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод.разработка

Класс: 1Тема логопедического занятия: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Цель: Логопедическая коррекция ошибок добавления, пропуска букв при написании слова....

метод разработка программы летнего лагеря с дневным пребыванием

программа летнего оздоровительного лагеря для детей младшего школьного возраста...

Паспорт к метод.разработке "Сундук моей семьи

Содержит описание методической разработки  проекта "Сундук моей семьи"в виде паспорта....

МЕТОД РАЗРАБОТКА «Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках в группах»

quot;Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках сказкотерапии в группах" Занятие  подгрупповое, в подгруппе 2-3 человека. Мы пробираем группу так, чтобы она была однородна...