Речевое развитие младших школьников через игровую деятельность
презентация к уроку по логопедии по теме

Измайлова Наталия Михайловна

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления,  памяти, а также поведение  в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое  развитие  младших  школьников

 через  игровую  деятельность

           Измайлова  Наталия  Михайловна,

                                             МБОУ  «СОШ № 42»

                             г. Норильск
                                                         учитель  начальных  классов,

                                                         учитель-логопед Ι категории

          Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления,  памяти, а также поведение  в социуме.

           Дети с выраженными нарушениями речи  и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу, в связи с чем,  примерно 50  % стойко неуспевающих в начальных классах.

           Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.

           Положительная динамика коррекционно-логопедического воздействия зависит от многих причин:

*  от механизма возникновения;

*  от тяжести речевого дефекта;

*  от сроков распознания дефекта и организации коррекционных занятий;

*  от систематичности занятий;

*  от индивидуального планирования на ликвидацию дефекта;

*  от комплексного медицинского лечения;

*  от активного участия родителей в исправлении речи;

*  от сознательной активности и самоконтроля учащихся;

*  от тесного контакта и единых требований к речи детей педагогического

    коллектива;

*  от сформированности познавательных процессов;

*  от компенсаторных возможностей мозга.

В настоящее время проблема профилактики нарушений речи  и повышения качества коррекционно-логопедической помощи дошкольникам  и  школьникам  младших  классов с учётом условий Крайнего Севера становится особо актуальной. На региональной научно – практической конференции работников здравоохранения «Здоровье населения – будущее территории» (г. Норильск, октябрь 2010 г.), было отмечено ухудшение состояния здоровья детей, родившихся на Севере: в частности -  увеличение психических расстройств, болезней нервной системы и органов чувств. Наблюдается рост патологии речи.

 Было проведено изучение распространённости речевой патологии среди детей г. Норильска, факторов, способствующих её росту и специфики развития речи детей в условиях Крайнего Севера. Исследование проводилось на базе логопедического кабинета детской поликлиники МУЗ «МСЧ-2», района Талнах (г. Норильск).

Анализ причин, влияющих на возникновение речевых нарушений у норильских школьников показал, что  наиболее часто встречается:

 наследственная предрасположенность, психические и соматические отклонения в состоянии здоровья родителей в период до рождения ребёнка;

 осложнённое протекание беременности и родов;

 врождённые аномалии развития (расщелины губы, нёба и др.);

 нервно – психические и соматические заболевания ребёнка;

 неблагоприятное социальное окружение.

Свой отпечаток на речевое развитие норильских школьников накладывают специфические внешние условия: суровый климат и неблагоприятная экология.

По мнению профессора  А. Л. Чижевского, нехватка кислорода в воздухе в Арктических широтах в зимний период, резкие перепады атмосферного давления, электромагнитные возмущения, вспышки в ионосфере (северные сияния) отрицательно влияют на развивающийся мозг ребёнка, тормозят его анатомическое и физиологическое созревание. Агрессивное воздействие климатических факторов на растущий детский организм усугубляется промышленной интоксикацией, так как, согласно статистической информации, г. Норильск является одним из наиболее экологически неблагополучных  городов России.

В специальной литературе отмечается отрицательное воздействие  Полярной ночи на здоровье и эмоциональное развитие детей. При длительном отсутствии солнечного света нарушаются биологические ритмы, происходит торможение  всех биохимических процессов в организме, возникают изменения со стороны органов зрения и опорно–двигательного аппарата, ухудшается общее самочувствие, снижается работоспособность, что негативно сказывается на развитии детского мозга, и в частности на развитие речевой функции.

Продолжительный зимний период (около 8 - 9 мес.), сильные морозы (ниже – 40 С°) с ветром — вынуждают детей большую часть суток проводить в закрытых помещениях. Наблюдается своеобразный эффект «госпитализма», снижается чувственное восприятие, так как не происходит «расширения границ мира».

 Недостаток ультрафиолетовых лучей, преобладание белого и чёрного цветов в окружающей цветовой гамме оказывают угнетающее действие на центральную нервную систему детей.

Дефицит общения приводит к тому, что дети овладевают родным языком при недостаточной речевой практике.

В Полярную ночь, как правило, дети ограничены в движениях (зимняя гиподинамия), живут в своеобразном «манеже» под искусственным освещением, их общее психомоторное  и речевое развитие замедляется.  По наблюдениям родителей, у детей с отставанием в развитии речи во время поездок в среднюю и южную полосу нередко активировалась речевая деятельность, и возрастал её уровень. Моторное и речевое развитие этих детей выравнивалось, многие догоняли своих нормально развивающихся сверстников.

Исследование состояния речи у школьников Норильска показало, что у части детей наблюдается общее недоразвитие речи, связанное со специфическими условиями проживания на Крайнем Севере.

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.

           Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

           Принимая учеников первого класса каждый раз понимаю, что не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку, сочинять, фантазировать на определенную тему. Нужны такие приёмы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приёмом является творческая речевая игра.  Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.         

Творческие  речевые  игры  делятся  на  несколько  видов:

1.  Игры  с  буквами.

2.  Игры  со  слогами.

3.  Игры  со  словами.

4.  Игры  в  рифмы.

5.  Игры  с  предложениями.

     Каждый  вид  игры  имеет  свою  дидактическую  цель.

 Например,   Игры  с  буквами:

  • закрепить знания о буквах;
  •  помочь ученикам в овладении чтением;
  •  расширить словарный запас;
  •  научить сосредоточенности, усидчивости;
  •  развить наблюдательность;
  •  развить логическое мышление;
  •  творческое воображение, речь.

Игра  «Картина»  - Учитель  предлагает  рассмотреть  картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву. Например,  на  букву  «Д».

Игры  со  слогами  -  свою  дидактическую цель:

  • закрепить умения  читать  слоги, составлять  из  них  слова;
  • развивать  технику  поскладового чтения;
  • воспитывать внимательность;
  • желание научиться читать;
  • развитие  умения  подбирать слова  по одному  данному  слогу;
  • развитие  умения определять  правильное и  неправильное  деление  слов

      на  слоги;

  •  развивать  познавательную  активность.

Игра  «Подскажи  конец  слова»:  Перед учащимся на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Учитель  произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА).

Игра «Соедини  слоги  в  словах»: Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

Игры  со  словами  -  свою  дидактическую  цель:

  • обогатить словарный запас учащихся;
  •  научить чувствовать красоту и звучность родного слова;
  •  развивать творческое воображение;
  •  логическое мышление;
  •  коммуникативные качества.

Игра  «Собери  словечко»:  Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

 

Игры  с  предложениями  -  свою  дидактическую  цель:

  • научить строить логически завершенное предложение;
  •  развивать ассоциативное и образное мышление;
  •  развивать внимание, память, творческое воображение;
  •  стремление сочинять, фантазировать, мечтать;
  •  формировать навык разговорной речи.

Игра «Телеграмма»: Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.  Например,  слово  «сумка».

Игры  в  рифмы  -  свою  дидактическую  цель:

  • формировать  грамматический  строй речи;
  •  развивать  фонематический  слух, чувство  ритма;
  •  активизировать словарный  запас;
  •  развивать  мыслительные  процессы;  
  •  сосредоточить  внимание.

Игра  «Добавлялки»: Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке  договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

           Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.

           Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

       

Литература

1.  Агранович З.Е. Логопедическая  работа  по  преодолению  нарушений  слоговой  структуры  слов  у  детей. СПб.: Детство-Пресс, 2009.

2.  Ткаченко  Т.А.  Логические  упражнения  для  развития  речи.М.:Книголюб, 2010.

3.  Ястребова А.В. Как помочь  детям  с  недостатками  речевого  развития. М., 2008.