Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии по теме

Петрулина Анастасия Юрьевна

В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28» ГОРОДА НОРИЛЬСКА

*663318, Россия, Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, дом 42, а/я 2027.

( (приемная): (3919)  34-93-04, (факс): (3919) 34-88-41

E-mail: moysosh28@yandex.ru

Выступление на Городском Методическом Объединении логопедов

А.Ю.Петрулина

Учитель - логопед

Развитие оптико-пространственной и моторной функций у

 учащихся с нарушениями речи.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. В исследованиях нейропсихологов, психофизиологов подчёркивается первостепенное значение подготовительного периода обучения грамоте. Если базовые предпосылки отсутствуют или сформированы в недостаточной степени, то школьник неизбежно встретиться с серьёзными трудностями при овладении навыком письма.

Ежегодно, среди детей с различными нарушениями устной речи, выявляется многочисленная группа первоклассников с недостаточной сформированностью мелкой моторики и оптико-пространственной ориентации, но при этом устная речь этих детей может соответствовать возрастной норме.

В работах ряда авторов подчёркивается, что одной из ведущих предпосылок формирования письма является сформированность именно мелкой моторики и оптико-пространственной ориентации. Учитывая, что чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результаты, я решила с начала учебного года на занятиях вводить задания с целью предупреждения трудностей в овладении навыком письма, обусловленными несформированностью оптико-пространственной и моторной функций.

Известно, что сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, именно поэтому предпочтение отдаю двигательным методам, так как актуализация любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процесс саморегуляции и речь.

При формировании оптико-пространственной ориентировки придерживаюсь следующих этапов работы:

  1. С целью формирования зрительного гнозиса использую такие упражнения:
  • Называние недорисованных предметов.
  • Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
  • Нахождение заданной фигуры среди других.

Эти три вида упражнений я использую в качестве организационного момента или ввода в новую тему. Например, зашумлённые  буквы, недорисованные животные, цифры. Можно разнообразить такое обычное упражнение, как складывание разрезных картинок. Вместо предметной картинки можно взять фотографии города, школы, класса.

  1. Для развития способности концентрации и переключения зрительного внимания использую следующие упражнения:
  • Ребята медленно перелистывают правой рукой в течение 1 минуты страницы книги с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой печатают буквы.
  • Игра «Счёт с помехой»: называют цифры от 1 до 5, одновременно записывают их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т.д.)
  1. Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляю в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе: формирование ориентировок ребёнка в собственном теле; формирование ориентировок в окружающем пространстве.

Дифференциацию правых и левых частей тела начинаю с выделения ведущей руки.

Я использую следующие виды заданий:

  • Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
  • Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; показать правой рукой левый глаз, левое ухо.

Формирование ориентировок в окружающем пространстве осуществляю в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами.

  • Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх;
  • Расположить предметы в пространстве по предложенной схеме;
  • Самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим.

При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Я стараюсь специально учить детей управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.

Общеизвестно, что для развития пальцев ребёнка очень полезны такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

Все эти приёмы активно использую на логопедических занятиях при знакомстве с буквами. Ребята с большим удовольствием вырезают, выкладывают из природного материала буквы или их элементы.

Работу по развитию моторики провожу в трёх направлениях:

Развитие статической координации, развитие динамической координации, развитие двигательной памяти.

Развивая статическую координацию (удержание кисти руки в определённой позе), использую следующие упражнения:

  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз.
  • «Флажок» - большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
  • «Пчела» - указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
  • «Лодочка» - концы пальцев направить вперёд, прижимая ладошки друг к другу, слегка приоткрывая их.

Далее перехожу к развитию динамической координации – способности к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук. Для леворуких детей сначала упражнение отрабатываю на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой. Затем проводится обеими руками одновременно и попеременно.

  • «Колечко» - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
  • «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций).
  • «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Развитие двигательной памяти осуществляю на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях. Автоматизация движений такого типа требует создания новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки, потешки, рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.

Известно, что эффективность обучения значительно повышается в том случае, если используются оба полушария одновременно. Например, использую такие приёмы:

  • дети «промахивают» в воздухе (прописывают на бумаге) в зеркальном отражении одновременно двумя руками то, что требуется запомнить.
  • Коррекционно-развивающая техника НЛП «Скорая помощь».

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л — левая рука поднимается в левую сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:

В конце учебного года, после обследования, я отметила, что у детей, которые занимались на логопедических занятиях, происходят значимые позитивные изменения показателей сформированности оптико-пространственных функций, мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы. У них повышается мотивация к обучению в школе, значительно улучшается графо-моторный навык, на письме не возникает замен букв по оптическому сходству. В целом считаю, что работа в данном направлении актуальна, необходима детям, не только у которых есть нарушения речи, но и нет нарушений устной речи, но возникают трудности в овладении навыком письма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28» ГОРОДА НОРИЛЬСКА Учитель-логопед Петрулина Анастасия Юрьевна

Слайд 2

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения

Слайд 3

Одной из ведущих предпосылок формирования письма является сформированность именно мелкой моторики и оптико-пространственной ориентации

Слайд 4

Формирование оптико-пространственной ориентировки Формирование зрительного гнозиса Развитие пространственных ориентировок и представлений Развитие концентрации и переключения зрительного внимания

Слайд 5

Развитие моторики Развитие статической координации Развитие двигательной памяти Развитие динамической координации

Слайд 6

А В Д С К О Ш Л П П В Л В Л В Г З У Е Н Т П П В Л В В П

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Успехов в работе !



Предварительный просмотр:

 «Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированности двигательной сферы тонких движений, предметных действий, их подвижности, переключаемости, устойчивости.

При недостатках моторной координации отмечаются:

• неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

• трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры);

• неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы);

•  очень медленный темп письма;

•  тремор (дрожание пальцев).

Рекомендации для учителей

Работу по развитию моторики предлагаю проводить в трёх направлениях: развитие статической координации, развитие динамической координации, развитие двигательной памяти.

Для получения максимального эффекта упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:

  • сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;
  • использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Развитие статической координации:

  •  «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз.
  •  «Пчела» - указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
  • «Лодочка» - концы пальцев направить вперёд, прижимая ладошки к друг другу, слегка приоткрывая их.

Развитие динамической координации:

  • «Колечко» - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. 
  • «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций).
  • «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Рекомендации для родителей

Важным условием формирования мелкой моторики является положительная мотивация. Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его.

Для развития пальцев ребёнка очень полезны такие виды деятельности:

  • занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  • нанизывание бус, бисероплетение;
  • выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  • рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка.

Кроме того, будет очень полезен массаж рук.

Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
  2. Разминание пальцев: интенсивные. круговые движения вокруг каждого пальца
  3. Упражнение "Сорока-белобока".
  4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу.
  5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
  6. Интенсивное растирание каждого пальца.
  7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
  8. Повторить первое упражнение.

Рекомендации для учащихся

Для того чтобы твой почерк был красивый и аккуратный, старайся соблюдать следующие правила:

1) следи за тем, правильно ли ты сидишь за партой;

2) буквы в словах пиши с одинаковым наклоном;

3) старайся писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга, одинаковой высоты.

Если эти правила трудновыполнимы, необходимо ежедневно выполнять следующие упражнения:

1. «Приветствие футболистов»: Дотронуться до каждого пальчика – «члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Последовательно, в нарастающем темпе, соединять большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно.

2. «Крестики–нолики»: поочередно делать «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.

3. «Колокольчики»: в течение 30–60 секунд потряхивать кистями рук.

4. «Змейка»: пытаться дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности до основания этого же пальчика, как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих рук 3–4 раза.

5. «Музыка»: делать волнообразные движения (вверх–вниз) всеми пальцами руки так, как будто играешь на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3–4 раза.

6. «Ножницы»: пытаться соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз.

7. «Круги»: рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.

Рекомендуемая литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991г.
  2. Желтовская Л.Я. Как научить красиво и быстро писать. //Начальная школа 1987г.-№7-с.29-32.
  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб.: «САГА», 2002.
  4. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.
  6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.-Воронеж,1997г.
  7. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997.
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород: Флокс, 1995.
  9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. М.,1996г.

УСПЕХОВ ВАМ!!!!!!!

http://dg50.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=431693199001&photoType=0

Учитель-логопед Петрулина А.Ю.

МБОУ «СОШ №28»

http://dg50.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=431693197977&photoType=0

Рекомендации

по развитию

мелкой моторики



Предварительный просмотр:

Оптико-пространственное восприятие, оптико-моторные координации – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребёнка.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

2) ориентировку в окружающем пространстве.

Ошибки на письме

при несформированности оптико-пространственных функций выражаются в следующем:

  1. «Зеркальное» написание букв, несоразмерность элементов букв;
  2. Недописывание элементов букв.
  3. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (И - Ш, Л - М.).
  4. Неправильное пространственное расположение элементов букв по сравнению с образцом.
  5. Полное отсутствие зрительного образа букв в памяти. 

Рекомендации для учителей

Формирование ориентировок в окружающем пространстве происходит в следующей последовательности:

  • определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку;
  • определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка;
  • определение пространственных отношений между 2-3 предметами.

Могут быть рекомендованы следующие упражнения:

  • Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; показать правой рукой левый глаз, левое ухо.
  • Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх;
  • Самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим.
  • Чтение слоговых таблиц. Ребёнок должен читать слоги в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх.
  • Написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.
  • Нарисовать кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку…
  • Показать правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально.
  • Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы.

Рекомендации для родителей

  • Занятия должны быть систематическими, продолжительностью 15-20 минут.
  • Не забывайте похвалить ребёнка, если не за успех, то хотя бы за старание.
  • Никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал, плохо себя чувствует, болен.
  • Как можно раньше начинайте учить ребёнка различать правую и левую руки, а затем и другие части тела.
  • Далее упражняйте ребёнка в определении правых, левых частей тела у стоящего напротив.
  • После этого переходите к изучению пространственных отношений предметов.

Вам помогут в этом такие игры:

1) Возьмите чистый лист бумаги, дайте ребёнку фломастер. Представьте, что вы едете на автомобиле, и ребёнок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево…». Ребёнок освоит правила движения руки по плоскости листа.

2)  Попросите ребёнка нарисовать на чистом листе нелинованной бумаги в середине квадрат, над квадратом – круг. Справа от квадрата нарисуем треугольник и так далее.

Если же ребёнок путает сходные по начертанию буквы надо создать устойчивый буквенный образ. Для этого вырезаем из бархатной бумаги алфавит (скручиваем его из толстой проволоки или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы.

Здорово «срабатывает» пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони.

Рекомендации для учащихся

Если тебе трудно запомнить буквы или ты путаешь похожие буквы, попробуй выполнять каждый день следующие упражнения:

  • рассмотри букву и придумай, на что она похожа (предмет, животное…);
  • подумай, что отличает эту букву от других;
  • вылепи букву из пластилина, вырежи из бумаги, выложи из шнурка;
  • сделай несколько букв из пластилина и, закрыв глаза, попробуй угадать их на ощупь;
  • вырежи вместе с родителями элементы букв русского языка. С помощью данного конструктора собирай различные буквы.

Кроме того, предлагаем следующие игры:

  1. "Маркеры". Маркируется твоя левая рука при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки.
  2. "Зеркало". Упражнение выполняется либо с родителями, либо с друзьями. Пусть ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя, а ты зеркально повторяй движения ведущего. Когда освоишь упражнение, можешь подключать движения всего тела. 
  3. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ты должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная вещь дарится.
  4. «Перевёртыши». Нарисуй на листе нелинованной бумаги домик, ёлочку, забор и т.п. Теперь нарисуй эти предметы в перевёрнутом виде, не разворачивая лист.

Рекомендуемая литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1991г.
  2. Желтовская Л.Я. Как научить красиво и быстро писать. //Начальная школа 1987г.-№7-с.29-32.
  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб.: «САГА», 2002.
  4. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.
  6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.-Воронеж,1997г.
  7. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997.
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород: Флокс, 1995.
  9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. М.,1996г.

УСПЕХОВ ВАМ!!!!!!!

http://dg50.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=431693199001&photoType=0

Учитель-логопед Петрулина А.Ю.

МБОУ «СОШ №28»

http://dg50.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=431693197977&photoType=0

Рекомендации

по формированию

оптико-пространственных функций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико - пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах.

Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико &nda...

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

"Особенности логопедической работы по развитию оптико – пространственных навыков у детей с ТНР"

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных  для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальней...

Рекомендации по развитию оптико-пространственных функций

Оптико-пространственное восприятие, оптико-моторные координации – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребёнка. Пространственная ориентировка включает два вида ориентир...

Семинар - практикум для родителей Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития развитие оптико-пространственного ориентирования, способствующими профилактике оптической дисграфии....