Урок-соревнование "Бэмби"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Борисова Татьяна Васильевна

Авторский урок на базе книги Феликса Зальтена "Бэмби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bembi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ

"БЭМБИ"

1А - 1Б классы

(коррекция фонематической дислексии).

Тема: "Слухопроизносительная дифференциация фонем Б - П ".

№№ п/п

Цели

Ход занятия

Наглядность, оборудование

1

2

3

4

1.

Подготовка учащихся к занятию.

Представить друг другу команды "Синих" - 1А класс и "Зелёных" - 1Б класс.

Синие и зелёные бантики на груди.

Поздороваться, объявить игру-соревнование.

"Солнышко" - каждый лучик - ученик, за пра-вильный ответ - фишка зелёная или синяя.

2.

Сообщение темы.

Сравнительная характеристика [П] [Б]

Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествовать мы будем со сказочным героем, имя которого мы узнаем, посмотрев отрывок из м/фмльма.

Это оленёнок Бэмби, герой книги феликса Залтера "Бэмби".

Пройдём за ним по лесной тропинке.

Что вы слышите? Какой звук мы слышим в начале слова ПТИЦЫ? К какой группе звуков он относится?

А какой звук мы слышим в начале слова БЭМБИ? Сравните звуки П - Б. Чем они похожи? В чём отличие? Проверьте звонкость звука Б. Это согласный звонкий и для его обозначения используем синий кружок с колокольчиком.

Видеокассета с мульт-фильмом "Бэмби", книга.

Аудиокассета с записью пения птиц.

Ладошки прижать к макушкам, несколько раз сказать Б. Синий кружок с колокольчиком внутри.

№№ п/п

Цели

Ход занятия

Наглядность, оборудование

1

2

3

4

3.

Выделение [Б] на фоне слова.

Ученик читает стихотворение:

Щёчка, щёчка - два мешочка:

Три - четыре корешочка,

Пять брусничек, шесть морошек,

Семь букашек, восемь мошек ...

Лапкой в щёчку стук - стук:

На здоровье, бурундук!

Какого зверька встретил Бэмби на тропинке? Бурундук спросил у Бэмби:"В каких словах есть [Б]? Поможем Бэмби? Хлопните в ладоши, когда услышите [Б].

БА: бант, парус, упал, банан, павлин, рыба, парк.

БО: небо, поле, бор, спорил, забота, полёт.

БУ: буря, попугай, букет, букашка, испугать.

БЫ: былинка, пыль, грибы, бык, вспыхнуть.

Рисунок с изображением бурундука.

4.

Развитие позиционного фонематического анализа.

Ученик читает стихотворение:

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

Встретил Бэмби зайчат и просили они его выполнить задание. Помогите Бэмби, определите место [Б], в начале, середине или в конце слова мы услышим [Б].

Забота, незабудки, бутон, небо, дубы,  ястребы, грибы, верба.

Рисунок с изображением зайчихи и зайчат.

Таблички с изображением Бэмби и схема для определения места [Б], синие кружки с колокольчиком внутри.

№№ п/п

Цели

Ход занятия

Наглядность, оборудование

1

2

3

4

5.

Соотнесение [Б] и печатной Б.

Ученик читает стихотворение:

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

А живёт там белочка,

Белочка - карелочка,

Непоседа, егоза,

Словно бусинки глаза!

Белочка попросила Бэмби найти букву Б. А вы знаете какой буквой обозначается [Б]? Найдите как можно больше букв Б вокруг нас.

Рисунок с изображением белочки.

Печатные буквы Б замаскированы в каби-нете.

6.

Тренировка в чтении слогов с буквой Б.

Ученик читает стихотворение:

Старый ёж в лесах Кавказа

Как-то встретил Дикобраза.

"Ну и ну!" - воскликнул Ёж,-

"На кого же ты похож!"

Дикобраз попросил Бэмби прочитать слоги. Прочитаем вместе с Бэмби таблицу слогов:

                                                БА     БО     БУ     БЫ

                                                ПА     БЫ     БА     БУ

                                                БУ     ПЫ     БО     БА

                                                БЫ     ПУ     БА     БО

                                                БО     БУ     БА      ПО

Рисунок с изображением дикобраза.

7.

Развитие звуко-буквен-ного анализа и синтеза, чтение слов с буквой Б, развитие слогового анализа и синтеза, чтение предложения.

Кого Бэмби встретил дальше вы узнаете прочитав буквы в листочках.

Барсуки попросили Бэмби прочитать пословицу из слогов данных вразбивку:

БЕ   ЛЕС - РЕ   БО   НА   ГАТ   ТЕ   СТВО.   ГИ   ЕГО   ШЕ

Поможем Бэмби и составим пословицу:

Лес - наше богатство. Берегите его.

Рисунок с изображением барсуков и различные буквы в листочках, грибочках и цветочках.

8.

Развитие лексико-грам-матических категорий, звуко- буквенного     ана-

Кого Бэмби встретил дальше, вы узнаете прочитав буквы в грибочках?

Волчата попросили Бэмби вставить пропущенные П - Б, прочитать слова и сказать какое слово лишнее:

Рисунок с изображением волчицы и волчат, раз-личные буквы в листочках,

лиза и синтеза, тре-нировка в чтении слов с П - Б.

... а ... очка

... чела

... аук

ду ... ы

зу ... ры

зе ... ра

со ... оль

ле ... еди

... русника

голу ... ика

ря ... ина

не ... о

грибочках и цветочках.

... арсук

ка ... ан

гри ... ы

... о ... ры

неза ... удка

... екас

зя ... лик

чи ... ис

жа ... а

... ук

ду ... ы

... ерёза

9.

Развитие последова-тельного фонемати-ческого анализа.

Ученик читает скороговорку:

Идут бобры в сыры боры.

Дальше Бэмби встретились бобры и предложили поиграть в лото. А вы помо-гите определить в названии каких предметов мы напишем букву Б и на каком месте.

Рисунок с изображением бобров, лото с картинками, наборы цифр.

10.

Развитие навыка согла-сования слов в дефор-мированных предложе-ниях. Чтение деформи-рованных предложений.

Пришёл Бэмби на полянку, а там - ёлка с "умными" шишками.

Сели на полянке в кружочек животные и стали читать, что же на шишках написано. Давайте им поможем.

(Бабочки) порхают над (цветами).

Зимняя шуба у (зайца) белая.

(Белка) запасает на зиму (орехи) и (грибы).

(Сова) облетает лес по ночам.

Охотно ест (рыбу) (белый медведь).

Дикий (кабан) любит (жёлуди).

Шуба у (лисы) рыжая, пушистая.

Бродит по густому лесу (лось).

(Ёжик) собирает (грибы) и (яблоки).

(Уточки) добывают (рыбу) в озере.

Голодный (волк) бросился за (зайцами).

На лесной опушке растут (грибы).

Рисунки с изображением кабана, лисы и всех предыдущих животных.

Ёлка, на ветках таблички с текстом предложений, слово - предмет в виде рисунка.

11.

Подведение итогов.

Формирование навыка фонематического пред-ставления в умственном плане.

Вокруг Бэмби сидели звери. В названии каких животных мы слышим [Б]?

Давайте подсчитаем фишки и определим команда какого класса победила.

Все рисунки.