Рабочая программа 2-3 классы
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Гуторова Людмила Ивановна

Рабочая программа  2-3 классы "Коррекция дисграфии у учащихся 2-3 классов в общеобразовательной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2-3_klppp.doc582.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

«Для успешного развития личности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       и участия её в активной общественной жизни

 важное значение имеет полноценная речь»

 (Н.А. Власова)

                                             Пояснительная записка

 1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы:

На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федерального закона от 01.12.2007 № 309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта». Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». В соответствии примерной основной образовательной  программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год); постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  •  приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных начального общего, основного общего и образования»;
  •  приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательного учреждения Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», с учётом образовательной системы развивающего обучения  Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова, особенностей школы - интерната, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников составлена данная рабочая программа по русскому языку
  • 1.2. Место коррекционных занятий в образовательном процессе. 

     Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным явлением среди учащихся и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний.

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут. 2 -3 классы- 91ч. в год.

1.3. Целевые установки коррекционно-развивающей программы

Цель программы – коррекция нарушений в развитии устной и  письменной речи.

Задачи программы:

  • Развитие речемыслительной активности и самостоятельности.
  • Формирование полноценных учебных умений и рациональных приёмов организации учебной работы.

  • Формиролвание коммуникативных умений.

  • Устранение   дисграфии.

     

1.4.Отличительные особенности коррекционной программы

Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду нарушений (по классификации Р,И,Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии.

 В программе отражён подход, при котором преодоление дисграфии осуществляется в русле широкомасштабной коррекционно-развивающей работы в соответствии с методическими рекомендациями А.В.Ястребовой. В рамках данного подхода коррекция посвящена совершенствованию как письменной так и устной речи детей, развитию речемыслительной деятельности и формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности.

Соответствующие мероприятия уже реализовывались с первоклассниками, составляющими, так называемую группу риска, то есть с детьми, имеющими нарушения  или недоразвитие устной речи.

Основная задача  с помощью систематических занятий, учитывающих школьную программу по родному языку, совершенствовать устную речь детей, помогать им овладевать письменной речью и, в конечном счете, предупредить появление дисграфии и дислексии.

Работа велась одновременно над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. При этом в работе выделялись несколько этапов, каждый из которых имел ведущее направление.

I        этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей);

II        этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций);

III        этап – восполнение пробелов в формировании связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирования смысловой структуры высказывания; установления связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания).

В соответствии с выше сказанным данная программа соответствует II – III этапу коррекционной работы при этом уровень сложности и самостоятельности выполняемых детьми устных и письменных заданий повышается. Работа по выделенным направлениям реализуется вне зависимости от видов нарушения письменной речи. Она осуществляется с детьми, речь которых не соответствует школьным требованиям.

2. Цели изучения курса

С учетом специфики интеграции коррекционно-развивающих занятий  в образовательный план конкретизируем цели, компетенции

Компетенции

Личностные

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Предметные

  • устранения нарушений  письменной речи;
  • осознание безошибочного письма, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное;
  • формирование умения использовать знания для решения практических и коммуникативных задач.

3. Структура курса, основные содержательные линии 

№ п/п

Раздел

Класс

Кол-во часов

I

Дифференциация графически сходных букв

16 ч.

II

Коррекционная работа на лексическом уровне.

50 ч.

.1.

 Уточнение и расширение словарного запаса.

14 ч.

2.

Слоговой анализ и синтез слов.

6 ч.

3.

Типы слогов.

2

3 ч.

4.

Ударение в слове.

2 ч.

5.

Безударные гласные.

8 ч.

6.

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов)

17 ч

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

25 ч.

1.

Управление.

10 ч.

2.

Согласование.

10 ч.

3.

Глагол.

5 ч.

Всего: 91 ч.

        

№ п/п

Раздел

Класс

Кол-во часов

I

Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

 45 ч.

1.

Словоизменение имён существительных.

3

10 ч.

2.

Словоизменение имён прилагательных.

10 ч.

3.

Словоизменение глаголов.

10 ч.

4.

Словообразование. Однокоренные слова. Корень слова.

4 ч.

5.

Приставочное словообразование.

5 ч.

6.

Суффиксальное словообразование.

3 ч.

7.

Состав слова. Закрепление.

3 ч.

II

Развитие связной речи.

 46 ч.

1.

Однозначные и многозначные слова.

4 ч.

2.

Антонимы.

5 ч.

3.

Синонимы.

4 ч

4.

Предложение.

  17 ч.

5.

Текст.

 16 ч.

Всего: 91 ч.

 

7.Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение коррекционно- развивающего процесса

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Андреева Н.Г.

Логопедические занятия по развитию связной речи.

2006

«Гуманитарный издательский центр Владос»

Выготский Л.С.

Мышление и речь.

1982

Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение,.-Т.2.

2.

Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г. Г.

Организация и методы коррекционной работы  логопеда на школьном логопункте.

1991

М.: Просвещение

3.

Ефименкова Л.Н.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

1991

М.: Просвещение

Корнев А.Н.

Нарушения чтения и письма у детей.

1997

СПб.:МиМ.

4.

Ястребова А.В.

Преодоление общенго недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.

1999

Москва

Парамонова Л.Г.

Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

2004

СПб.:Союз

 Правдина О.В.

Логопедия

1969

М. Просвещение

6.

Ястребова А.В.              Спирова Л.Ф.                                                   Бессонова Т.П.                            

Учителю о детях с недостатками речи.

1996

Москва

Оборудование

1.

Магнитная доска – для графических (знаковых) схем.

2.

Мультимедийное  обеспечене по лексическим  и другим темам.

3.

Проектор для показа слайдов.

4.

Шкаф для хранения дидактического материала.

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы в 3 классах

 

Дата

Тема   занятия

       Цели и задачи

1

2

3

4

I    четверть (18 з.)

1.

17.09

Слово. Однокоренные слова.

Формирование понятия однокоренные слова.

2.

19.09

Родственные слова.

Упражнение в подборе родственных слов.

        3.

20.09

Дифференциация однокоренных и родственных слов. Корень слова.

Выделение главной смысловой части слова – корня.

4.

24.09

Образование новых слов путём  сложения корней.

Развитие умения выделения на слух родственных слов.

         

        5.

26.09

  Сложные слова. Графическое выделение корня в сложных словах.

Упражнение в образовании новых слов путём сложения корней.

6.

27.09

Соединительные гласные о-е.

Закрепление правописания сложных слов.

7.

01.10

Правописание сложных слов. Закрепление.

Профилактика дизорфографии.

8.

03.10

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры.

9.

04.10

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Подбор  проверочных слов.

Расширение и обогащение словарного запаса.

10.

08.10

Безударные гласные в корне. проверяемые ударением. Тренировочные упражнения.

Закрепление правописания безударных гласных.

11.    

10.10    

Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант.

Поиск орфограмм.

           

12.

             

11.10

Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами.

Правописание словарных слов. Лексическая тема «Цирк».

         13.

15.10

Проверочная работа: «Безударные гласные в корне слова». Анализ проверочных работ.

14.

17.10

Приставка. Образование слов при помощи приставки.

Развитие умения образовывать слова префиксальным способом.

15.

18.10

Приставки пространственного значения.

Профилактика дизорфографии.

16.

22.10

Приставки временного значения.

17.

24.10

Многозначные приставки.

Совершенствование  навыков образования новых слов, активизация их в речи.

18.

25.10

Приставка. Правописание. Закрепление.

2 четверть  ( 24 з.)

1.

05.11

 Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Закрепление знаний о правописании суффиксов, устранение аграмматизмов.

2.

07.11

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание.

Развитие слухового внимания, логического мышления.

3.

08.11

Суффиксы, указывающие на профессиональное занятие людей. Словообразование. Правописание.

Закрепление знаний о правописании суффиксов.

4.

12.11

Окончание.Грамматическая форма имён существительных ед. и мн. числа. Графическое выделение.

5.

14.11

Окончание. Роль в предложении     при согласовании слов.

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи.

6.

15.11

Морфологический состав слова.

Закрепление знаний о составе слова.

7.

19.11

Морфологический состав слова. Проверочная работа.

Проверка умения разбирать слово по составу.

8.

21.11

Предлоги.

Конкретно-пространственное значение предлогов.

Уточнение и развитие пространственных представлений, их выражение посредством данной категории служебных слов.

9.

22.11

Предлоги в, из, на, с.

Развитие слухового внимания и восприятия.

10.

26.11

Предлоги у, к, от.

Профилактика дизорфографии.

       11.

28.11

Предлоги в, за.

Раздельное написание предлогов.

12.

29.12

Предлоги по, под.

Преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и  экспрессивной речи.

13.

03.12

Предлоги на, над.

14.

05.12

Предлогт из-за, из-под.

Развитие логического мышления.

       15.

06.12

Предлоги перед, возле, около.

16.

10.12

Предлоги.

 Закрепление отработанных предлогов.

       17.

12.12

Слова – предметы.

Закрепление знаний о существительных.

Расширение словарного запаса.

18.

13.12

Практическое употребление существительных в форме И.п. мн. числа.

Распространение предложения.

19.

17.12

Род имени существительного.

20.    

19.12

Дифференциация существительных разного рода.

Подбор существительных, обозначающих предметы ж.р., м.р. и ср.р.

21.

20.12

Практическое употребление существительных в форме ед.ч. и мн.ч.  И. п.

Закрепление знаний о б одушевлённых и неодушевлённых предметах.

22.

24.12

Практическое употребление существительных  в форме ед.и мн.ч. И.п. и В. п.

Развитие умения строить  предложения и распространять их.

23.

26.12

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн.ч. В.п. и Р. п.

Развитие логического мышления.

24.

27.12

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Д.п.

Устранение аграмматизмов.

3 четверть   ( 30 з.)

1.

14.01

Практическое употребление  существительных в форме ед.и мн.ч. Д.п.

Устранение аграмматизмов. Деформированные предложения.

2.

16.01

Практическое употребление существительных в фоме ед. и мн.ч. Т.п. без предлога.

Закрепление  умения  постановки вопросов к словам.

3.

17.01

Практическое употребление  существительных в форме ед. и мн.ч. П.п.

      4.

21.01

Употребление существительных в форме ед.и мн.ч. П.п.

Закрепление.

5.

23.01

Практическое употребление  существительных в косвенных падежах.

Закрепление знаний грамматических норм

6.

24.01

В гостях у царицы Грамматики (итоговое занятие по имени существительному).

Подбор антонимов и синонимов, закрепление рода имён существительных.

7.

28.01

Слова – признаки.

8.

30.01

Согласование прилагательных с существительными в числе.

Практическое использование категории числа.

9.

31.01

Согласование прилагательных с существительными в роде.

Грамматическое оформление предложений.

10.

04.02

Согласование прилагательных с существительными в роде.

     

       11.

06.02

Образование прилагательных по заданным признакам.

Расширение и обогащение словарного запаса.

12.

07.02

Образование прилагательных по заданным признакам.

Развитие слухового внимания. логического мышления.

13.

11.02

Согласование имён прилагательных с именами существительными по  падежам.

Профилактика дизорфографии.

14.

13.02

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

Воспитание интереса к языковым явлениям.

15.

14.02

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

Развитие навыка самоконтроля

16.

18.02

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

Профилактика дизорфографии.

        17.

20.02

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

Развитие навыка самоконтроля.

        18.

21.02

Проверочная работа (тестирование)

         19.

25.02

Слова – действия.

Расширение словарного запаса.

20.        

27.02                      

Согласование глаголов с существительными в числе.

Профилактика дизорфографии.

      21.

28.02

Согласование глаголов с существительными в числе.

      22.

      23.                                                

04.03                06.03

Согласование глагола с существительными в роде.

Преодоление аграмматизмов в импрессивной и экспрессивной речи.

      24.

      25.

      26.

       27.

 07.03

11.03

13.03

14.03

Согласование глагола с существительным во времени.

Развитие умения конструирования и реконструирования предложений.

      28.

      29.

      30.

18.03

20.03

21.03

Числительное.Согласование количественных  числительных с существительными.

Согласование количественных числительны. Проверочная работа.

Закрепление умения  согласования количественных числительных на на уровне предложения.

                                                 IV четверть  (17 з.)

1.  

01.04

Однозначные и многозначные слова.

Формирование умения  определения лексического значения однозначных и многозначных слов.

2.

3.

 03.04

04.04

Прямое и переносное значение  многозначных слов.

Воспитание интереса к языковым явлениям.

4.

5.      

08.04

10.04            

Фразеологизмы.

Развитие вербально-логического мышления.

6.  

11.04            

Фразеологизмы и свободные сочетания.

Развитие навыков самоконтроля.

7.

     

15.04.

Синонимы и однокоренные слова.

Воспитание интереса к языковым явлениям.

        8.

17.04

Использование синонимов в речи.

9.

10.  

18.04

22.04

Подбор синонимов к заданным словам.

Расширение пассивного словарного запаса.

11.                    

24.04

Грамматическая сочетаемость синонимов.

12.

25.04

Грамматическая сочетаемость синонимов.

13.      

29.04                        

Антонимы. Нахождение антонимов в текстах.

Расширение   пассивного  и активного словарного запаса.

14.                        

 06.05                                          

Подбор антонимов к словам различных частей речи.

Формирование умения подбора синонимов к словам различных частей речи.

15.

08.05

Подбор антонимов к многозначным словам.

16.

17.

13.05

15.05

Фразеологизмы- антонимы.

Обогащение словарного запаса.

Всего за уч. год: 89 з.




Планирование по разделам/темам:

Раздел/тема:

Компетенции:

ОНР

1.

Слова, обозначающие предмет.

Уточнение и обобщение знаний о предмете, о грамматических категориях числа.

2.

Слова, обозначающие действие предмета.

Формирование понятия «действия предметов», постановка вопросов, графическое выделение.

3.

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета.

Осмысление и осознанное различение слов- предметов и слов-действий, постановка вопросов, графическое обозначение.

4.

Простое двусоставное, нераспространённое предложение.

Составление предложения путём подбора слов – действий к словам – предметам. Дифференциация понятий «слово», «предложение». Правила оформления предложений.

5.

Интонация предложений.

Осознание предложения как минимальной единицы речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью. Формирование умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложений на письме.

6.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Усвоение слов, обозначающих признак предмета. Постановка вопросов, графическое обозначение.

7.

Дифференциация слов – предметов и слов – признаков.

Различение  слов на слух и по предметным картинкам.

8.

Распространение простого предложения.

Грамматическое оформление распространённых предложений.

9.

Согласование слов – признаков и слов – предметов по падежам.

Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах.

10.

Предлоги.

Формирование представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове. Обучение правильному употреблению предлогов.

11.

Формирование монологической речи.                                                          Последовательный пересказ текстов.

Пересказывание текста с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

12.

Выборочный пересказ.

Пересказ повествовательного текста выборочно. Лексико-грамматическое оформление предложений.

13.

Краткий пересказ.

Составление полных предложений — обьяснений лексического значения слова. Краткое пересказывание повествовательного текста.

14.

Составление самостоятельных связных высказываний.

Формирование умения составлять связное васказывание, использовать прилагательные и другие разнообразные языковые средства.

15.

Слоги. Слоговой анализ и синтез  слов.

Анализирование одно-, дву-, трёхсложных слов. Уточнение представления о последовательности слогов в словах. Закрепление умения анализировать и синтезировать слова из слогов.

16.

Ударение.

Определение ударного слога в слове. Осознание смыслоразличительной роли ударения.

17.

Мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Различение твёрдых и мягких согласных, а также букв, для обозначения мягкости согласных на письме.

18.

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой Ь.

Тренировка навыка различения твёрдых и мягких согласных при произношении и  на слух. Обучение обозначению мягкости согласных на письме посредством буквы ь.

19.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Закрепление знаний о том, что слова состоят из  звуков, на письме записываются с помощью букв. Количество и последовательность звуков и букв в слове имеют важное смыслоразличительное значение.

20.

Дифференциация фонем,имеющих акустико-артикуляторное сходство.

Формирование навыков правильного произношения и различения звуков. Развитие слуховых дифференцировок.
Сопоставление звуков в произносительном и слуховом плане.

Раздел/тема:

Компетенции:

НВОНР

1.

Формирование понятий «слово», «предложение».
Слова, обозначающие предметы.

Различение живых и неживых предметов, постановка к ним вопросрв, обозначение слова графически.

2.

Слова, обозначающие действия предметов.

Усвоение слов обозначающих действие предмета. Формирование практических навыков правильного употребления глаголов.

3.

Простое двусоставное нераспостранённое предложение.

Знакомство с понятием « предложение», обучение правильному  составлению предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без неё.

4.

Слова, обозначающие признак предмета.

Усвоение слов, обозначающих признак предмета.Постановка вопросов, графическое обозначение.

5.

Распространение простого предложения.

Распространение простого двусоставного предложения определением. Правильное грамматическое формирование распространённых предложений.

6.

Согласование слов-признаков и слов- предметов по падежам.

Падежные формы имени прилагательного.Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах.

7.

Предлоги.
Выделение предлогов из предложения.

Формирование представлений о семантическом  и синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям, опорным  словам.Выделение предлогов из предложений.

8.

Слоговой анализ и синтез слов. Звуки речи. Способы образования звуков речи.

Сравнение неречевых и речевых звуков.Знакомство со строением речевого аппарата, наблюдение за его деятельностью.

9.

Узнавание и вычленение гласных звуков.

Удерживание артикуляции каждого гласного звука под счёт. Узнавание звука по показу беззвучной артикуляции вычленение гласного звука на слух из начала слова в ударной, безударной позиции,  из середины слова под ударением.

10.

Понятие слога.
Составление слов из слогов.

Уточнение понимания слогообразующей роли гласных.

11.

Слоговой анализ и синтез слов, порядок слогов в слове.

Обьяснение слога, как части слова.Повторение правила о слогообразующей роли гласных звуков.

12.

Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.

Привлечение внимания к последовательности слогов, являющихся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов.

13.

Дифференциация фонем, сходных по акустико- артикуляторному сходству.

Закрепление знаний о звуках, навыков правильного произношения и различения, развитие слуховых дифференцировок на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.Звуко-буквенный анализи синтез слов..Закрепление знаний норм орфографии.Устранение имеющихся аграмматизмов.


Учебно-методическое обеспечение

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Андреева Н.Г.

Логопедические занятия по развитию связной речи.

2006

«Гуманитарный издательский центр Владос»

2.

Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г. Г.

Организация и методы коррекционной работы  логопеда на школьном логопункте.

1991

М.: Просвещение

3.

Ефименкова Л.Н.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

1991

М.: Просвещение

4.

Лалаева Р. И. Венедиктова Л.В.

Диагностика и коррекция чтения и письма у младших школьников

2003

СПб.

5.

Садовникова И.Н.

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

1995

Москва, Владос

6.

Ястребова А.В.              Спирова Л.Ф.                                                   Бессонова Т.П.                            

Учителю о детях с недостатками речи.

1996

Москва

Оборудование

1.

Магнитная доска – для графических (знаковых) схем.

2.

Мультимедийное  обеспечене по лексическим  и другим темам.

3.

Проектор для показа слайдов.

4.

Шкаф для хранения дидактического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...