Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Богачева Лилия Ивановна

Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [С]

"На помощи жителям зимнего леса"

Логопедическое занятие представлено в игровой форме в виде путешествия по сказочному зимнему лесу, где ребята должны освобождеть его жителей от чар колдуна Безграмотея. 

Цель занятия - отработка дифференциации звуков [з] и [с] на метериале слогов, слов и предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с учащимися первого класса с ОНР

Тема: Дифференциации звуков [З]-[С]

«На помощь жителям зимнего леса»

Цель: Дифференциация звуков [З]-[С] на материале слогов, слов и предложений.

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие: расширять знания детей о животных зимнего леса, уточнять и закреплять знания о внешнем виде животных и действиях, их характеризующих.
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного соотнесения, звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового и языкового анализа, тактильные ощущения, мелкую моторику, связную речь, навыки согласования существительных с прилагательными в роде и числе, развитие внимания, памяти.
  • Коррекционно-воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным, умение взаимопроверки и взаимопомощи, умение оценить свою деятельность.

Оборудование: средства ИКТ (компьютер, проектор, экран), презентация, три картинки с изображением зимнего леса, разделенные пополам, «послание» от жителей леса, модели артикуляции звуков [з], [с] (7 комплектов), зеркала, салфетки, ручки, карандаши, тетради, карточки слов с пропущенными слогами, «попрыгунчики», мячик, писамо с картинками, медали, «дерево мудрости».

Ход занятия:

Слова, действия логопеда

Слова, действия детей

Организационный момент

Логопед встречает детей, выстраивает их кругом. Дети держатся за руки.

- Милые ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Давайте каждый из вас улыбнется друг другу и пожелает удачи.

- У меня есть три картинки того места, куда мы с вами отправимся.

Логопед достает картинки, которые разделены на 6 частей.

 - Ой, посмотрите, кто-то разделил картинки пополам, чтобы мы не смогли понять, куда нам нужно направляться! Давайте попробуем собрать их. Я раздам каждому по части картинки, а вы должны найти  у кого из вас ее вторая часть и соединить их.

Логопед раздает разделенные напополам картинки с изображением зимнего леса.

Дети собирают части картинок и рассаживаются за парты парами, собравшими одну картинку

Основная часть

- Посмотрите, что у нас вышло? Куда мы отправимся?

- Но спешить нам нужно туда неспроста…Жители зимнего леса прислали нам послание с просьбой о помощи.

Логопед достает послание и читает

- Я зачитаю вам это странное письмо.

«Дорогие первоклазники! Пишут вам жители симнего леза. На наз напал слой колдун Безграмотей и назлал на наз чары бесграмотности. Помогите вернуть взе на звои мезта!» (тест послания появляется на слайде)

- Ребята, вы поняли, что произошло у лесных жителей?

- Ну что, поможем животным?

- Конечно, ведь мы всегда должны помогать и оберегать животных!

- А какие именно чары безграмотности он наслал на бедных животных?

- Значит, чем мы должны помочь лесным жителям?

- Мы отправимся в зимний лес.

- На лесных жителей напал злой Безграмотей.

- Да!

- Он поменял буквы С на З.

- помочь расставить буквы С и З на свои места

- Давайте подумаем, что мы знаем об этих буквах и звуках?

- Начнем с буквы С, звука [с]. При произнесении этого звука губы растянуты (на модели прямоугольник), кончик языка у нижних зубов (на модели кружок под прямоугольником). Звук глухой (на модели нет колокольчика).

- А теперь переверните звуковую модель и проведите ладонью по букве С и вспомните, как она пишется.

- Возьмите другую модель звука. Это буква З, звук [з]. Губы также растянуты, кончик языка у нижних резцов, звук звонкий – добавился колокольчик. Также переверните звуковую модель и проведите ладонью по прописной букве З.

На партах детей лежат модели артикуляции звуков [з]-[с].

Дети соотносят артикуляционные ощущения с моделью звука и видом в зеркале.

На оборотной стороне модели шершавое изображение буквы, которое дети ощупывают рукой

- Ребята, перед самим путешествием нам нужно подготовиться. Чтобы исправлять ошибки Безграмотея, мы сами должны правильно говорить, а чтобы правильно говорить, нам необходимо размять язычок и сделать артикуляционную гимнастику.

- Мы смотрим на экран и выполняем то упражнение, которое изображено на картинке.

Логопед проводит артикуляционную гимнастику, опираясь на картинки, представленные на слайдах

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

- Ну что же, наконец-то мы готовы к путешествию в зимний лес на помощь нашим друзьям. Закройте глазки.

Под музыкальное сопровождение сменяется слайд и появляется картинка леса.

- Ну вот мы и на месте!

- Первых лесных жителей, которым мы будем помогать, вы узнаете по описанию. Послушайте: у этих животных длинные ушки, а когда наступает зима, то они меняют серую шубку на белую. Кто же это? 

На картинке зимнего леса появляются зайцы, два белых, один серый. Возле каждого зайца по два слова с пропущенными слогами «со» или «зо».

- Зайчики просят вас найти пропущенные слоги «зо» или «со» и вставить их в слова на карточках

В это время детям раздаются карточки с этими словами.

Слова:    ..лома,  у..ры,  вы..кий, га..ны, ри..вый, ро..вый

- Ребята, вы ничего не замечаете в этих зайчатах, обитателях зимнего леса? Посмотрите на них внимательно.

- Верно, злой Безграмотей не только животных, но и вас решил запутать. Будьте очень внимательны.

- Это зайцы.

Дети выполняют задание

- Один зайчик должен быть не белый, а серый, потому что сейчас зима.

- А следующее животное, которому мы должны помочь, угадайте по описанию действий, которые она совершает. Итак, она быстро бегает, заметает следы, ворует, хитрит….

Кто это?

- Молодцы! Конечно это лиса.(слайд с изображением лисы).

- А теперь подумайте, какие еще действия может совершать лиса, что она может делать?

- Замечательно, а сейчас посмотрите, что случилось у лисы. У нее рассыпались слова. Давайте поможем ей их собрать.

На слайде появляются рассыпавшиеся слова.

Слова: свонкий, вызокий.

с                о   н        й

в        к          и        

в     ы        о                        й

з          к    и

-Какое первое слово у вас получилось?

- Какое-то странное слово… Что-то здесь не так….

- Верно, молодцы! А теперь это слово разделите на слоги.

- Нарисуем его слоговую схему в тетради.

Логопед либо прописывает схему на доске, либо выставляет на заранее подготовленных карточках

-Замечательно, а теперь соберем второе слово.

- Что с этим словом не так?

- Молодцы, как вы ловко исправляете ошибки Безграмотея! Теперь разделите это слово на слоги и нарисуем схему в тетради.

- Молодцы, замечательно справились с заданием, и собрали слова, и разделили их на слоги, и нарисовали слоговые схемы

- Это лиса!

- Еще лиса охотится, ест, спит, играет и т.д.

Дети собирают слова по стрелочкам

-Первое слово «свонкий»

- Вместо буквы С должна быть буква З и получится слово «звонкий»

- звон-кий. В этом слове два слога.

Дети записывают слоговую схему в тетрадь ͜͜͜͜͜͜͜͜о ͜и  

- Это слово «вызокий»

- нужно заменить З на С и получится слово «высокий»

- вы-со-кий, в этом слове три слога.

- Схема ͜ы͜о͜и

- Мы проделали такую большую работу, давайте немножко отдохнем. Раз мы в зимнем лесу, то во что мы можем поиграть?

- А давайте сыграем в снежки!

Логопед раздает детям маленькие мячики

- Представьте, что эти мячики – снежки. Давайте сожмем их посильнее.

Теперь возьмите мячик в правую руку, выполняйте упражнения вместе со мной.

  1. «Здравствуй, мой любимый мячик!»-

      Скажет утром каждый пальчик.

(мяч на большом пальце, остальные здороваются с мячиком поочередно)

  1. Крепко мячик обнимает,

     Никуда не выпускает.

(мячик зажимается одним пальцем поочередно)

  1. Только брату отдает:

     Брат у брата мяч берет.

(большим пальцем правой руки зажимаем мяч, затем передаем его большому пальцу левой руки и т.д.)

  1. Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(на весу мячик «бодают» большие пальцы правой и левой руки, затем указательные и т. д.)

  1. По столу круги катаю,

Никуда не выпускаю.

(катаем мяч ладонью по столу)

  1. Взад-вперед его качу;

Вправо-влево - как хочу.

(ладонью вперед-назад, вправо-влево)

  1. Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

(катим мячик по столу вперед и назад вдоль пальца)

  1. Мячик мой не отдыхает-

        Между пальцами гуляет

(зажать мячик указательным и средним пальцами, затем перекатить и зажать средним и безымянным и т.д.)

  1. Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(перекидывание мячика из одной ладони в другую)

  1. Сверху левой, снизу правой-

Я его катаю браво.

(мяч между ладонями, левая сверху, правая снизу, выполняем движения в стороны или круговые)

  1. Поверну, а ты проверь-

Сверху правая теперь.

(разворачиваем руки и правая ладонь оказывается сверху, левая снизу, выполняем аналогичные движения)

- Мы можем поваляться в снегу, поиграть в снежки, в догонялки и т.д.

- Отлично отдохнули, но не следует забывать, что у нас здесь важное дело.

- Отгадайте загадку про следующего лесного жителя, которому мы будем помогать:

Солнца яркого боится,

Ночью – хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве,

Говорим мы о …

- Молодцы! Конечно это сова (слайд с изображением совы).

-Злой Безграмотей рассорил слова мудрой совы и теперь они не дружат между собой и звучат не красиво. Давайте посмотрим и исправим ошибки.

На слайде появляются по очереди словосочетания: золотой заколка, разбитый ваза, злая бизон, заводное зайка, знаменитая музыкант; высокие сосна, маленький свистки, пластмассовые соска, холодная сосульки, красный пылесосы, ловкий спасатели.

- Я называю рассорившиеся слова и бросаю вам мяч, а вы исправляете их и возвращаете мне обратно.

- Какие же вы молодцы, исправили все ошибки и помирили слова!

- Сове!

Дети исправляют словосочетания

- Ребята, чтобы не заблудиться в лесу, нам нужно точно знать направления, где правая сторона, а где левая. Вот сейчас я и проверю, не путаете ли вы правую и левую стороны.

- Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной.

Это правая рука,

Это левая нога,

Ухо правое у нас,

Ну а это левый глаз.

Это левая рука,

Это правая нога,

Ухо левое у нас,

Ну а это правый глаз.

- А теперь я буду говорить одно, а показывать другое. А вы должны выполнять только те действия, которые я говорю. Так мы и проверим, кого из вас можно легко запутать.

- И у нас остался последний лесной житель, обратившийся к нам за помощью. Посмотрите, кто это?

Слайд с изображением косули.

Если дети не отгадывают, то логопед сам называет животное.

 - Посмотрите, какие это красивые животные! Косуля – это мелкий олень с коротким туловищем, немного напоминающий козу. Летом он золотисто-рыжего цвета, а зимой серый.

У косуль тупая мордочка и совсем короткий хвост. Под хвостом светлая шерсть. У новорожденных косуль окраска пятнистая, что помогает им затеряться среди листвы и растительности.

 

- Косуля тоже пострадал от злого Безграмотея. Он прислал нам письмо, в котором находятся разные слова. Эти слова сбежали из предложений. Нам нужно вернуть их обратно, только предложения будем придумывать сами.

Логопед подносит конверт к первому ребенку

- Итак, доставай слово, называй. Скажи,

какой звук из тех, что путает Безграмотей, есть в этом слове и где он стоит, в начале, в середине или в конце?

Что ты знаешь про этот звук?

- А теперь придумай предложение с этим словом.

- Посчитаем сколько в предложении слов.

- Назови маленькие, коротенькие слова

- А теперь запишем схему этого предложения в тетрадь.

- Давайте подпишем буквы З и С в схеме там, где они должны быть в словах.

         ____   ____  ____  __з__ .

Слова в конверте: медуза, фазан, забор, автобус, слон, мост.

Логопед прописывает схемы на доске.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, все ли верно.

- Если вы нашли у соседа какую-то ошибку, покажите ему и помогите исправить.

- Это косуля.

Ребенок достает картинку со словом, называет встречающийся в слове звук З или С, дает его характеристику и говорит его место в слове. Например, слово «медуза». В этом слове есть звук З, он согласный, твердый, звонкий, стоит в середине.

 

- В море я увидел медузу.

- В предложении пять слов.

- в, я.

Каждый ребенок придумывает предложение с доставшемся ему словом. Все схемы записываются в тетрадь.

Итог

- Ну вот мы с вами и исправили ошибки злого Безграмотея и помогли жителям зимнего леса.

- Давайте вспомним, кому мы помогали?

- В благодарность за ваши старания жители зимнего леса прислали вам медали спасателей от безграмотности.

Детям раздаются медали с надписью «Спасатель от безграмотности»

- Ребята, в лесу, по которому мы путешествовали, есть одно волшебное дерево. Это дерево мудрости. Здесь три ветки, как и у вас на парте есть три ладошки - красная, оранжевая и желтая. Если вы считаете, что работали на уроке активно, вам все удавалось – прикрепите свою красную ладонь к красной ветке, если вы считаете, что работали не в полную силу, иногда отвлекались – прикрепите оранжевую ладошку к оранжевой ветке, ну и если вы не очень хорошо работали, вам было скучно – желтую ладошку.

- Ну а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глазки.

Смена слайда с изображением школы.

- Дорогие ребята, наш урок подошел к концу. Мне очень понравилось с вами путешествовать по зимнему лесу. Я желаю вам удачи.

- А сейчас я вас провожу. До свидания!

- Мы помогали зайцам, лисе, сове и косуле.

Дети по очереди выходят и прикрепляют ладошку, соответствующую своей оценке работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Конспект логопедического занятия во 2 классе для детей с Общим недоразвитие речи.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Ari...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логоп...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника....