Общие рекомендации работы по лексическим темам.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Рекомендации разработаны в помощь учителям 1-4 классов.

По  лексической теме можно работать по нескольким направлениям:

Познавательная часть

Работа над расширением словаря

Работа над формированием  лексико – грамматического строя

Работа над развитием связной речи

Работа над развитием фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_rekomendatsii_raboty_po_leksicheskim_temam.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Общие рекомендации работы по лексическим  темам.

1 класс.

 Лексическая тема: «Грибы - ягоды»                                                            

 1.  Познавательная часть:

- уточнить знания детей о фруктах, знать названия;

- различать части фруктов;

- где и на чём фрукты растут;

- знать свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму;

- знать, что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;

- знать, что фрукты полезны, в них много витаминов.

  2.  Работа над расширением словаря:

  - словарь существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

  - словарь прилагательных: фруктовый, красный, зелёный, жёлтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный,   полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный.

 - словарь глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

3.  Работа над формированием  лексико – грамматического строя:

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном

  числе и множественном числе «Скажи ласково»: яблоко – яблочко - яблочко

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

  «Один – много»: яблоко – яблочко - яблочки;…

- образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и        родительном падежах «Посчитай фрукты»: одна яблоко – два яблока – пять яблок

- образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»: Сок из яблок – яблочный;

  4.  Работа над развитием связной речи:

 - составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с использованием алгоритмов (схем,) по плану:                      

1.  Название фрукта.

 2.  Где произрастает?

 3.   Какой формы?

  4.   Какой величины?

  5.   Какого цвета?

  6.    Какой на вкус?

  7.    В каком виде употребляют в пищу?

  8.    Чем полезен людям?

- поиск антонимов «Скажи наоборот»: Персик большой, а абрикос маленький;            

5. Работа над развитием фонематического слуха:

  - закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный;

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

- понятие звук, буква;

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

2 класс.

 Лексическая тема: «Фрукты»                                                            

1. Познавательная часть:

- уточнить знания детей о фруктах, знать названия;

- различать части фруктов;

- где и на чём фрукты растут;

- знать свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму;

- знать, что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;

- знать, что фрукты полезны, в них много витаминов.

  2.  Работа над расширением словаря:

 - словарь существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан,  пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

  - словарь прилагательных: фруктовый, красный, зелёный, жёлтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, полезный,   большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый,  душистый, ароматный.

 - словарь глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

 3. Работа над формированием лексико – грамматического строя:

- образование существительных с   уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном  числе и множественном числе «Скажи ласково»: яблоко – яблочко - яблочки

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

  «Один – много»:яблоко – яблочко - яблочки;…

- образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и        родительном падежах «Посчитай фрукты»: одна яблоко – два яблока – пять яблок

- образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»: Сок из яблок – яблочный;

 4.  Работа над развитием связной речи:

 - составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с использованием алгоритмов (схем),   по плану:

  1. Название фрукта.
  2.  Где произрастает?

  3.    Какой формы?

  4.    Какой величины?

  5.    Какого цвета?

  6.    Какой на вкус?

  7.    В каком виде употребляют в пищу?

  8.    Чем полезен людям?

- поиск антонимов «Скажи наоборот»: Персик большой, а абрикос маленький;            

5. Работа над развитием фонематического слуха:

- закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный;

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

- понятие звук, буква;

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

           

3 класс

Лексическая тема: «Животные Севера»                                                            

 1. Познавательная часть:

- Север – как часть света, особенности Севера;

- где живут?;

- знания о внешних признаках: строение, части тела, чем питаются, как передвигаются,    повадки,  окрас;

- чем полезны людям?; чем опасны?;

- как человек охраняет этих животных?

 2.  Работа над расширением словаря:

 - словарь существительных: север, часть, свет, олень, рога, шерсть, молоко, собака, песец, белые волки, морж, тюлень, лиса, ласты, клыки, овцебык, пингвин, прорубь, лёд, мерзлота, круг,  меридиан,  полюс,  океан, тундра, корабль, ледокол, медведь, упряжка, чум, юрта, пастух, переохлаждение, жир, льдина, охота,  хищник, бельки, нарты, сияние, горностай, лайка, стужа, лишайник, ягель.

- словарь прилагательных:  холодный, северный, полярный, белый, круглый, толстый, ледяной, сильный, ледовитый, неуклюжий, большой, мохнатый, удлинённый, вытянутая, полярная, подкожный, жёсткий, веретенообразный, водный, оленьи, песцовый, тюлений, моржовый, лисий, мраморный, студёный.

  - словарь глаголов: мёрзнуть, передвигаться, ползать, скакать, плавать, нырять, выживать, спасаться, охотиться, покрывать, таять, отталкиваться, скользить, подворачиваться, предохранять, обнаруживать,  сбиваться, кормиться.  

 3.  Работа над формированием лексико – грамматического строя:

- усвоение категории родительного падежа единственного числа «Кто около»:

 Кто около моржа? –  Около моржа тюлень.           

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах:  морж – моржи – моржей;

- усвоение категории дательного падежа: Моржу дам – молока…

- образование существительных с суффиксом –ищ-: лапы – лапищи;…

- Работа над развитием связной речи:

  - составление описательного рассказа по теме «Животные Севера» с использованием алгоритмов   схем, по плану:              

  1. Название животного, среда его обитания.
  2. Какого оно цвета, размера.
  3. Части тела, строение.
  4. Повадки.
  5. Чем питается?
  6. Как зовут детёныша?
  7. Как человек охраняет этих животных?            

    4.   Работа над развитием фонематического слуха:

- закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный; мягкий – твёрдый,  

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало,  конец;

- понятие звук, буква (печатание букв);

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

4 класс               

Лексическая тема: «Новый год»                                                          

  1. Познавательная часть:

- уточнить знания детей почему «Новый год» называют Новый;

- когда Новый год начинался раньше;

- особенности праздника: бывает зимой, наряжают ёлку, приходят Дед Мороз  со   Снегурочкой,

  приносят подарки, дети надевают маски и костюмы.

 2.  Работа над расширением словаря:

 - словарь существительных: год, праздник, утренник, Дед Мороз, Снегурочка, зима, ёлка, игрушки, маски, костюмы,   гости, волшебство, гирлянда, лампочки, огоньки, мешок, посох, шуба, убор, флажки, колокольчик,  шишки, хоровод, песни, танцы, пляски, загадки, стихотворения, сказка, маскарад, радость.                                

  - словарь прилагательных:  новый, красивая, ёлочная, новогодний, нарядная, высокая, зелёная, настоящий, сказочный, волшебный, синие, красные, разноцветные, яркие, стеклянные, бумажные, пластмассовые, большие, маленькие, высокая, радостные, весёлые.    

 - словарь глаголов: наступила, пришёл, поставили, нарядили, украсили, изготовили, нарисовали, принёс, зажглась,  плясали, встречали, праздновали, старались, готовились.  

3. Работа над формированием лексико – грамматического строя:

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном

 числе «Скажи ласково»: большая ёлка - маленькая ёлочка;…

- образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и  родительном падежах: 1 ёлочная игрушка – 2 ёлочные игрушки – 5 ёлочных игрушек;…

- образование относительных прилагательных: игрушки для украшения для ёлки- (какие?)- ёлочные;…

- согласование существительных с личными местоимениями: Моя – игрушка, мой – подарок;

 4.  Работа над развитием связной речи:

 - составление описательного рассказа по теме «Новый год», с использованием алгоритмов (схем),  по плану:

1. Название праздника.

 2. Почему он так называется?

3. Как ты к нему готовился?

4. Как  ты нарядил ёлку?

5. Как ты участвовал в празднике?

6. Понравился ли тебе праздник?

   - какое слово короче: снег – снежок;….

 5. Работа над развитием фонематического слуха:

- закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный;

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

- понятие звук, буква (печатание букв);

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие рекомендации к урокам-проектам

Данный материал содержит характеристики этапов урока - проекта....

Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская   работа...

Общие рекомендации родителям первоклассника

Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Как это сделать? ...

Общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данные рекомендации предназначены педагогам. работающим с детьми. имеющими ограниченные возможности здоровья в том числе с детьми с СКО VII вида....

"Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ"

Рекомендации для учителей работающих с детьми с ОВЗ, без которых нет продуктивности в работе с такими детьми....

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ

Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с умственной отсталостью (УО) и задер...