Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему

Методическая разработка  тематического классного часа " Доброе сердце"  Интегрированный классный час учителя-дефектолога и учителя-логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тематический классный час

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=397742745-53-72&n=21

«Доброе сердце»

в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»

                                Подготовили: учитель-дефектолог Карамышева Н.И.

                                                         учитель-логопед Новожилова Г.Б.

Санкт-Петербург 2015

Содержание

  1. Описание мероприятия (название мероприятия, форма, пояснительная записка, возраст учащихся, цель, задачи, используемые методы, приемы, средства воспитания, ожидаемые результаты, используемые методы диагностики, список литературы)
  2. Сценарный план классного часа
  3. Примеры раздаточного материала
  4. Предварительная работа

          5. Тематический классный час «Доброе сердце» (конспект классного часа)

Описание мероприятия

  1. Название мероприятия:

 Тематический классный час «Доброе сердце».

  1. Форма проведения:

- час общения такая форма учит школьников не бояться и уметь

общаться с педагогом и с одноклассниками)

- сказочные игры (развивают воображения учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор).

3. Пояснительная записка

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках социально-психолого-педагогического сопровождения у таких детей были выявлены следующие проблемы: изолированность, замкнутость от мира, состояние безысходности, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – «особые дети». В чём их особенность? Им необходима поддержка и помощь, чувствуешь наличие обострённой потребности у такого ребёнка во внимании и доброжелательности в основе общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, трудности адаптации в обществе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в нашей школе практикуются совместные интегрированные мероприятия учителя-логопеда и дефектолога. Интегрированные занятия логопеда и дефектолога, они являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений.

На таких мероприятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развивать коммуникативные умения, познавательную активность. В связи с этим учитель-дефектолог Карамышева Н.И.  и учитель-логопед Новожилова Г.Б. подготовили и провели совместный интегрированный классный час.

Общение и доброта – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. К детям с ограниченными возможностями здоровья нужно относиться трепетно, терпеливо, внимательно.

Мы выбрали тематический классный час «Доброе сердце», потому что мы хотим, через общение, научить детей с ограниченными возможностями здоровья делать добро.

Отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребенка неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, даже озлобленности. Педагог должен использовать в общении с детьми вечные нравственные критерии: доброту, ласку, любовь.

Свой тематический классный час мы провели в форме сказочной игры.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Игра органически присуща детям с ограниченными возможностями здоровья и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других. Игры для детей важное средство самовыражения. В играх педагог может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт.

4.Возраст учащихся

Класс «Особый ребенок-12 года обучения».  Дети с ограниченными возможностями здоровья 15-16 лет.

5.Цель

Способствовать воспитанию доброго отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.

6. Задачи:

-способствовать развитию коммуникативных навыков;

-развивать умение отличать плохое от хорошего;

-раскрыть положительные стороны добра;

-воспитывать доброту, отзывчивость;

-прививать основы нравственного поведения;

-развивать умение употреблять слова - приветствия, благодарности, вежливые добрые слова;

-развивать способность преодолевать застенчивость.

7.Используемые методы, приемы, средства воспитания:

-имитационные игры (моделирование жизненно-важных ситуаций в сказочной игре);

-социально-поведенческий тренинг;

-психогимнастика;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-просмотр и обсуждение фрагментов мультипликационных фильмов;

-обыгрывание конфликтных ситуаций;

-примеры выражения своего эмоционального состояния.

8.Ожидаемые результаты:

-владение культурой общения со сверстниками с взрослыми;

-доброе и теплое отношение детей друг к другу в классе;

-бережное и отзывчивое отношение к пожилым людям и животным;

-соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах.

9.Используемые методы диагностики:

1.Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина 1-4 классы) (адаптированный вариант).

2.Социометрические исследования.

10.Список литературы

  1. Л.М. Шипицина «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» СПб.,2006г.
  2. А.А. Ватажина, Н.С. Малинкин Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью. М., 2009 г
  3. Журнал «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» № 5 2012г.
  4. А.А. Огородников.Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М., 1988г.
  5.  С.Д. Забрамная «Развитие ребенка в ваших руках» М., Новая школа, 2000г.
  6. С.И. Семенака «Уроки добра». М. Просвещение, 2012г.
  7. «Азбука нравственного воспитания». М. Просвещение, 1997г.
  8. Т.Д. Зинкевич., Л.А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». СПб., 1998 г.

Сценарный план классного часа

-Психологический настрой на классный час. Песня «Доброе утро, здравствуйте».

-Релаксационное упражнение «Улыбка».

-Беседа по теме «Добро и зло».

-Восстановить пословицы.

-Релаксационное упражнение «Солнышко и туча».

-Незаконченные предложения по теме: Волшебные слова».

-Придумать в предложении добрый или злой конец.

-Добрые и злые сказочные герои.

-Тренинг эмоций.

-Игра «Кто хозяин?».

-Загадки.

-Сказка «Золушка».

-Заключительное слово.

-Подведение итогов (рефлексия).

Добрая картина «Пусть добро навеки побеждает зло».

Примеры раздаточного материала: (приложение)

*Солнышко и тучка (из цветного картона)

*Конверт с набором «волшебных» слов

*Реквизиты сказочных героев

*Солнышко добра (лучики с добрыми словами)

*Картина-аппликация «Пусть добро навеки побеждает зло» (детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей).

Предварительная работа

1. Анкетирование. Анкета «Мотивы выбора друга» (адаптированный вариант). Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.

-Беседа с детьми о добрых делах.

-Чтение рассказов.

-Разучивание стихов.

-Знакомство с пословицами, поговорками о значении добрых дел

в жизни человека.

2. Выставка книг:

-Н. Носов «Огурцы».

-Н. Купин «Хорошо или плохо».

-В. Осеева «Синие листья».

- Э. Мошковская «Вежливое слово».

- А. Барто «Вовка – добрая душа».

Методическая разработка

Тематический классный час «Доброе сердце»

                                                                   Пусть у вас причина будет

                                                                   Улыбаться добрым людям.

                                                                   От улыбки доброта

                                                                   Появляется всегда!

ЦЕЛЬ: - воспитание в детях позитивных качеств характера – доброты, отзывчивости, взаимопомощи, вежливости, умения общаться с людьми, дружить.

ЗАДАЧИ

Учебные:

  1. Закреплять знания по теме: Сказка «Золушка»
  2. Создавать условия для развития творческой активности

            детей.

  1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики,

выразительных движений, интонации.

  1. Учить детей узнавать сказочных героев по характерным признакам.
  2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Коррекционные:

  1. Учить сопровождать свои действия речью.
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать память, внимание.

Воспитательные:

  1. Формировать чувство уверенности в себе.
  2. Воспитывать чувство вежливого общения друг с другом.
  3. Способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим людям и друг к другу;
  4. Развивать у детей представления о добре и зле.

Используемое оборудование:

*Мультимедийный проектор

*Ноутбук

*Проекционный экран

*Магнитофон

*Солнышко и тучка (из цветного картона)

*Конверт с набором «волшебных» слов

*Реквизиты сказочных героев

* «Солнышко добра» (лучики с добрыми словами)

*Картина - аппликация «Пусть добро навеки побеждает зло» (детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей)

*Презентационный материал, («Добру откроем мы сердца») выполненный в PowerPoint

Ход классного часа :

(Слайд 1) Заставка – «Добру откроем мы сердца»

Песня «Доброе утро, здравствуйте»

Логопед:

Если хмуримся с утра, нам поможет доброта.

Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали Вас.

Ну-ка, дети соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Дефектолог: Посмотрите, у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у Вас счастливые и добрые лица, а значит, здесь собрались добрые люди. Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на маленькую капельку стала радостнее и добрее.

(Слайд 2) Песня Крошки Енота «Улыбка»

Дефектолог: Мы сегодня отдохнём, потанцуем и споём, а главное – научимся дарить друг другу радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.

-Коля, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что такое добро?

(ответы детей)

Логопед: (Слайд 3) Добро – всё красивое, хорошее, полезное.

Доброта– Стремление делать добро другим.

Дефектолог:-  Маша, как ты понимаешь, что такое зло? (ответы детей)

Логопед: (Слайд 4) Зло– всё отрицательное, плохое.

(Слайд 5)– Какое же человеческое качество делает мир светлее, ярче, добрее?

ДОБРОТА

- Давайте поиграем: восстановите пословицы:

  • Жизнь дана на _________ дела.(добрые)
  • Мир не без _________ людей.(добрых)
  • Без ______ дел, нет __________ имени. (доброго, добрых)

(Слайд 6) Заставка – «Поделись своей добротой!»

СТИХОТВОРЕНИЕ «Доброта» (чтение стихотворения детьми)

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Дефектолог: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.

-Посмотрите, у меня есть «Солнышко добра», но оно без лучиков. Вам нужно из предложенных лучиков выбрать только лучики с добрыми словами.

-Ребята, прочитайте, какие лучики у нас есть?

(Дети конструируют солнышко)

-Лучики с плохими злыми словами, мы уберем в волшебный мешочек.

-Какие вы молодцы! Какое замечательное ласковое и доброе солнце у нас получилось.

Логопед: Первые слова, которыми мы начинаем день – «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы каждый день у них был радостным, весёлым, добрым.

(Слайд 7) Стихотворение «Доброе утро» (рассказывают дети)

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! - сказало

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На, утро похожим…

А если проснёшься,

И дождик в окно

Стучит да стучит,

И без солнца темно?

Доброе утро, друзья, всё равно!

Логопед: Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: Доброе утро! – и сразу станет теплее, радостнее.

(Слайд 8) Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка»

Дефектолог: Представьте себе, что погода хорошая, жарко, лето вы загораете на солнышке, но вот солнце зашло за тучку, стало холодно - все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко - все расслабились (на вдохе). Повторить 2раза.

- Молодцы!

(Слайд 9) Заставка – «Поделись своей добротой!»

Логопед: (работа со «Словарём вежливых слов»)

Давайте поиграем от души

Я начинаю говорить, а вы продолжайте,

Слова волшебные мне называйте:

-Зеленеет старый пень, когда услышит…….(Добрый день)

-Растает даже ледяная глыба от слова теплого…….(Спасибо)

-Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …(Здравствуйте)

-Если больше есть не в силах, скажем маме мы …….(Спасибо)

-Когда нас бранят за шалости, мы говорим ………(Простите, пожалуйста)

Замечательно, как много волшебных и добрых слов вы знаете.

Дефектолог: Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

-Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть, ни нам, ни родителям. Надо стремиться всегда и во всём быть хорошим, помогать старшим, не обижать маленьких.

-А какие добрые поступки совершили Вы?

(ответы детей)

Дефектолог и логопед:  Давайте поиграем в игру «Незаконченные предложения».

Мы читаем предложения, а Вы должны придумать для них добрый или злой конец.

1.Девочка нашла котёнка …

2.Мальчик нашёл забытую игрушку …

1.Мама заболела и её дочь …

2.Старенькая бабушка уронила палочку …

1.Дети слепили снеговика, а Миша, проходя мимо …

2.Таня порезала палец, а её подруги …

1.Маленькая девочка потерялась и Света …

- Молодцы! Добрых предложений у нас оказалось больше, так как добро всегда побеждает зло.

Дефектолог:

Тише, тише, что за звук?..... (стук по парте)

Сказка к нам стучится вдруг!

Мы из сказки – ты нас знаешь,

Если вспомнишь – отгадаешь.

А не вспомнишь – ну так что ж

Сказку заново прочтёшь!

Логопед: (Слайд 10) «Добрые и злые сказочные герои»

Все Вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Будьте внимательны. Мы будем показывать Вам сказочного героя, а Вы должны будете ответить, добрый он или злой. Если персонаж добрый – Вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо руками:

*Кощей Бессмертный

*Золушка

*Золотая рыбка

*Мальвина

*Леший

*Красная Шапочка

*Карабас – Барабас

*Баба Яга

*Буратино

-На какого героя Вы хотели бы быть похожим? (ответы детей)

Тренинг эмоций. А сейчас мы с Вами будем показывать:

  • Сердитую (Бабу-Ягу),
  • Доброго (Айболита),
  • Весёлого (Буратино),
  • Злого (Кощея),

Ребята, каким лучше быть: добрым или злым? (ответы детей).

Логопед: (Слайд 11) Игра «Кто хозяин?»

-Сказочные герои забыли свои предметы, давайте поможем вещам найти своего хозяина.

Я буду Вам показывать предметы, а вы называть кто хозяин этой вещи:

*Золотой ключик – Буратино

*Красная шапочка – Красная шапочка

*Градусник – Доктор Айболит

*Туфелька – Золушка

-Молодцы! Теперь все вещи нашли своих хозяев.

Логопед:

Проверить Вас хотим, ребятки,

Как Вы знаете загадки.

Вам, ребята, нет подсказки,

А загадки все про сказки.

ЗАГАДКИ

(Слайд 12)

            *В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

(Слайд 13)

*Живёт она в большом цветочке,

 Жаль, что мала сама росточком,

 Зато вокруг душистый дом,

 Из лепестков построен он. (Дюймовочка)

(Слайд 14)

*Летит стрела к одной лягушке,
         Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта непростая,
         На ней корона золотая. (Царевна лягушка)

(Слайд 15)

*Всех на свете он добрей,

  Лечит он больных зверей,

  А однажды бегемота

  Вытащил он из болота.

  Всем известен, знаменит

  Добрый доктор….(Айболит)

(Слайд 16)

*Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить! (Кот в сапогах)

(Слайд 17)

*Холодной льдинки злой осколок,
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная королева)

СТИХОТВОРЕНИЕ «В мире много сказок» (рассказывают дети.)

В мире много сказок

Добрых и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Дефектолог:

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть!

Мы по стрелочкам пойдём

И в добрую сказку попадём!

(Слайд 18) Заставка – музыка «Дорогою добра»

Логопед: Ребята посмотрите что это?  (туфелька).

Отгадайте  загадку -  Кто же  потерял эту туфельку?

(Слайд 19)

*Работу знала и золу, но побывала на балу,
Обиды были от сестриц,
Но ей, не им достался принц.
Как называется сказка?   (Золушка)

(Слайды 20-30) Сказка «Золушка» (читают дети)

Логопед:

-Как называется сказка, которую мы вместе прочитали? (ответы детей)

-Кто потерял туфельку? ( Золушка)

-Куда мечтала попасть Золушка? (на бал)

-С кем Золушка танцевала на балу? (с прекрасным принцем)

-Правильно! Золушка была на балу, она танцевала с прекрасным принцем.

(Слайд 31) Звучит музыка из к/ф «Золушка»

Дефектолог: Ребята, мы тоже попали на сказочный, волшебный бал. Сейчас мы тоже будем танцевать. Маша будет таинственной Золушкой, а Коля - прекрасным принцем. (дети танцуют)

-А все остальные ребята будут принцами и принцессами, приглашенными на бал во дворец.

-Молодцы! Какой прекрасный волшебный танец у Вас получился.

Дефектолог: Стихотворение «За что я люблю сказки»

     Сказки все за то люблю,

    Что в них предметы оживают.

                               Смеются, плачут и мечтают,

                               И что всегда мы знаем все –

                               Герои в сказках побеждают,

                               И я люблю их, наконец,

                               За замечательный конец.

Дефектолог: Так и в жизни, капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Давайте и мы с Вами сейчас тоже сделаем доброе дело.

(на чистый листок ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей).

Получается красивая картина-аппликация.

- Как мы назовём эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Пусть добро навеки побеждает зло»). И эту прекрасную картину мы подарим ученикам первого класса, они будут смотреть на неё и им будет тепло, светло и уютно в школе.

Логопед: (Слайд 32)

Ребята, давайте вспомним, какие Правила доброты помогут нам стать по-настоящему добрыми:

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабых.
  3. Любить свою семью.
  4. Не обижать младших.
  5. Прощать ошибки другим.

Дефектолог: (Слайд 33) Мы сегодня рассказывали стихи, отгадывали загадки, играли в интересные игры, читали сказку, а теперь, давайте споём замечательную песню кота Леопольда – «Если добрый ты…»  (караоке)

Логопед: Вот и нашей встрече со сказкой конец.

Кто играл с нами – молодец!

За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо

Сегодня хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарки свои

Сейчас я вручу!

(подарки у нас сладко-сказочные из сказки «Маша и медведь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»

Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...

Методическая разработка тематического классного часа «Моя семья – моя самая большая ценность»

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 1-10 «Б» классах «Особый ребенок» Тема: «В гостях у осени»

Цель праздника: Обобщение знания детей об осени, вызвать положительные эмоции.Задачи праздника:Обобщить и  систематизировать знания детей об осенних явлениях природы;Совершенствовать координацию ...

Конспект классного часа "Доброе сердце", 1 класс

Цель урока: формирование знаний о добре, добром человеке;Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «добро», «доброе сердце»;узнать о качествах, которые свойственны добро...