О способе орфографического действия
статья по логопедии на тему

О способе орфографического действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_sposobe_orfograficheskogo_deystviya.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

О способе орфографического действия

Галимова Г.А.

 учитель-логопед

МБОУ СОШ №20

г. Магадана

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-3 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показали, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50 %.                                                                                        Что такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху (кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.                                                                   В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук (У), сонорные согласные и парные согласные перед сонорными  и (в), (вь), а также все согласные звуки перед другими согласными (кроме сонорных и (в), (вь).                                А теперь попробуем разобраться, как же применить знание признаков слабых и сильных позиций на примере. Запишем четыре строчки стихотворения:                                           Ветерок спросил пролетая:                                                                 «Отчего ты, рожь, золотая?»                                                         А в ответ колоски шелестят:                                                        « Золотые руки растят».                                                          На знаки препинания, кавычки, прямую речь ученик в данном случае внимания не обращает и за орфограммы  знаки препинания не считает, так как это относится к пунктуации, а не к орфографии.)                                                        Посчитаем, сколько орфограмм в этих строчках? Более 30. И это почти только орфограммы слабых позиций. А теперь попытаемся ответить на вопрос: что такое орфограмма? В.В. Репкин определяет её как «элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно».                                                                Сколько орфограмм должен знать младший школьник к моменту окончания 3 класса? Но всё дело ещё в том, что эти орфограммы и правила разрознены и не составляют единой системы. В развивающем обучении русскому языку все орфограммы выстроены в систему, и ребёнок легко ориентируется, какая орфограмма должна быть, проверена.        В любом тексте основную массу составляют орфограммы, связанные с выбором буквы для обозначения звука в слабой позиции (до 80%).                                                        Что же происходит на практике, почему учащиеся допускают так много орфографических ошибок в своих работах? Представим себе первоклассника, ещё очень любознательного и придирчивого. У него на каждом шагу вопрос: какую букву писать? Спрашивать у учителя написание каждой буквы нельзя, а написать очень хочется правильно. Ребёнок сам делает выводы из своего небольшого опыта: он видит, что многие слова пишутся не так, как слышатся и произносятся, а конкретных (доступных) способов решения возникающих в его голове орфографических задач у него пока нет. Вот и пишет, в лучшем случае надеясь на память и звучание, в худшем – на «авось». А тем временем учитель изучает на уроках правописание гласных в корне, ребёнок гласные в корне пишет по правилу, а согласные – наугад. Когда же учитель начинает изучать согласные в корне, про гласные дети уже забыли, пишут согласные по правилу, а гласные- уже наугад. Кроме, когда по правилам пишут буквы в корне, наугад пишут окончания и наоборот. Почему? Что должен делать ребёнок, чтобы  записывать слова орфографически правильно? На этот вопрос тоже есть ответ. Чтобы безошибочно записать слово, ребёнок должен выполнить орфографическое действие. Что есть это действие, каковы его шаги? Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие? Самое главное – ребёнок должен видеть (найти) орфограмму, а для этого необходимо знание признаков сильных и слабых позиций. Способность выделять в словах «ошибкоопасные» места – есть умение оценивать возможность обозначать звуки буквами («слабые позиции пропускаю, ставлю чёрточку, сильные пишу по правилу или по слуху»). Не нужно лишать ребёнка этого шага орфографического действия. Второй – шаг «определяю в какой части слова находится орфограмма» (ребёнок должен знать состав слова). Третий шаг – «проверяю слабую позицию способом : измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции». Четвёртый шаг – «действую по закону русского письма, т. е. обозначаю звук в слабой позиции по звуку всильной позиции в той же же части слова». Таким образом, орфографическое действие в целом – это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить адекватные способы их решения, осуществлять эффективный контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам.                                                                                                                                                                Литература: П.С. Жедек «Вопросы теории и методики обучения фонетики, графике, орфографии».                В.В. Репкин «Организация развивающего обучения русскому языку».                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Способы умственных действий

Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации....

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...