Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем
книга по логопедии на тему

Судыко Алена Викторовна

Борисова Е.А.

Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borisova._igrayazvuki_ispravlyaem_.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Е.А.

Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем

Пояснительная записки

 

Методическое пособие предназначено молодым логопедам, начинающим свою профессиональную деятельность в дошкольном образовательном учреждении и на школьном логопедическом пункте общеобразовательной школы.

Опыт показывает, что молодые логопеды, приступая к практической деятельности, владеют преимущественно теоретическими основами коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию. Однако при разработке индивидуальных занятий и написании конспектов возникают затруднения, касающиеся использования игровых приемов. Очень часто, подобрав речевой и наглядный материал для занятия, логопеды затрудняются в качественном преподнесении этого материала детям в ходе занятия. Задания часто дублируются, повторяются на протяжении ряда занятий. Это снижает интерес детей, их речевую активность.

Данное пособие поможет начинающим специалистам разнообразить свои занятия, сделать их непохожими друг на друга. Предлагаемые игровые приемы – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую логопеды пополнят свою педагогическую копилку собственными разработками.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Чаще выделяют следующие этапы:

1.      Подготовительный этап

2.      Этап постановки звука

3.      Этап автоматизации звука

4.      Этап дифференциации звуков

Эти этапы определяются целями и задачами коррекционной работы.

При составлении индивидуальных занятий надо помнить, что занятие должно быть четко структурировано. Оно должно включать в себя:

·         развитие артикуляционной моторики;

·         формирование воздушной струи;

·         развитие фонематического восприятия;

·         отработку произносительного навыка (в зависимости от этапа работы над звуком);

отработку лексико-грамматических конструкций;

·         развитие неречевых психических процессов;

·         развитие мелкой моторики.

Составляя конспект занятия, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а затем в словах.

Лексический, грамматический материал, игры и упражнения на развитие психических процессов подбираются с учетом речевых возможностей ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевая работа строится на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения включают в себя отрабатываемый звук.

Особенностью индивидуального занятия на этапе постановки звука является то, что подходы к постановке звука проводятся в течение занятия неоднократно (не менее 3х раз). Эти подходы чередуются с заданиями по реализации других целей.

Кроме того, следует принимать во внимание и ведущую деятельность дошкольника – игру. Это значит, что индивидуальные логопедические занятия, как и любые другие занятия с дошкольниками (а также и с младшими школьниками), должны включать в себя сюрпризные моменты, увлекательные задания и упражнения, в ходе выполнения которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

Приведем некоторые игровые приемы, которые можно использовать при составлении индивидуальных занятий на различных этапах работы над звуком.

Этапы работы над звуком

 

Подготовительный этап

 

Артикуляционная гимнастика

Сказка о Веселом Язычке 

Жил - был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался. (Вот так!) Открыл он однажды широко двери своего домика. (Вот так широко!), вышел, погрелся на солнышке. (Вот такой плоский, ленивый!) Потом пошел дальше, дальше. (Вытянулся вперед вот так!) Посмотрел Язычок на солнышко, посмотрел под ноги, потянулся вверх, наклонился вниз. (И еще разок, вот так!)

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часы: маятник на часах бегал из стороны в сторону. (Вот так!) «Пора пить чай» - подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку. (Вот такую!) На чай к Язычку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка. (Вот такая!) Индюк выпил чай и весело заболботал. (Вот так!)

Потом друзья вместе пошли к Лошадке. Она весело скакала и цокала копытами. (Вот так!) Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать. (Вот так!)

Устал Веселый Язычок, вернулся домой, лег спать, а во сне увидел Индюка, Лошадку и новый барабан. (При необходимости эти упражнения можно повторить для закрепления)

 

История «Про Машу»

В одном домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красивым забором. (упр-е «Забор») Чтобы зайти во двор, нужно открыть ворота.(упр-е «Ворота») Домик у Маши красивый, с круглыми окошечками.(упр-е «Окошко») Сегодня Маша печет блины. (упр-е «Блинчик») Блины горячие, их нужно остудить. (упр-е «Подуй на блинчик») К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку. (упр-е «Чашечка») Чай горячий, Маша дует на чай. (упр-е «Фокус») Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку. (упр-е «Вкусное варенье») Выглянуло солнышко и Маша прикрыла окошко шторкой. (упр-е «Парус») Ветерок дует на шторку. (упр-е «Подуй на парус»), а Маша слушает, как шторка шуршит: шшш.

Игрушки - дразнилки

В комплект к игрушке прилагаются широкий и плоский языки. Логопед манипулирует игрушкой, объясняя ребенку артикуляционное упражнение.

 

Гимнастика в стихах

«Чашечка»

Язык широкий покажи

И края приподними.

Получилась чаша

С очень вкусной кашей.     

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть опущу.

«Вкусное варенье»

Дала мама в воскресенье

Очень вкусное варенье.

Мы все кушали, старались,

Наши губки замарались     

«Красим потолок»

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Маляру мы помогаем,

Ниже челюсть опускаем.

Что мы видим - покажем

«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр». Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») небо.

«Чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать языком (как цокает копытами лошадка)

Фонематическое восприятие

Веселые стихи. Логопед читает ребенку стихи, насыщенные звуком, произношение которого нарушено у ребенка и подготовка к постановке которого ведется.  

Свистящие стихи

Слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат.

Немного покатался

И … самокат сломался.      

Рычащие стихи

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

Шипящие стихи

Для Мишутки – малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И на ушко Маше скажет:

Спасибо!       

Гудящие стихи

Мышка мыла мылом нос,

Мыла уши, мыла хвост.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

 

Антошка учится говорить. Ребенок слушает слова и показывает картинку лишь тогда, когда логопед называет ее правильно.

Масына – нашина – машина – мафына – машима – машина

Фамолет – санолет – самолет – самонет – тамолет – самолет

Послушай и покажи. Логопед поочередно называет слова, а ребенок работает с парами соответствующих картинок, показывая ту, название которой он услышал. Картинки подбираются на звук, постановка которого предстоит, и смешиваемые либо сходные по звучанию звуки.

Где шапки?

А где тапки?

Где Жучка?

А где ручка?

Где лучок?

А где жучок?

Формирование воздушной струи. Используя тот или иной игровой прием, логопед отрабатывает необходимый для конкретного звука способ подачи воздушной струи.

1.      «Забей» мяч в ворота.

2.      Кто спрятался за ширмой?

3.      Листья летят.

4.      Веселый султанчик.

5.      Помоги бабочке.     

6.      Послушная катушка.

7.      Высушим белье       

8.      Чей шар выше?

9.      Веселые гонки        

10.  Достань яблочко

11.  Сдуй снежинку.      

12.  Веселая регата.

Постановка звука

 

Игровые приемы постановки. Волшебная палочка, волшебная лопаточка – ими могут оказаться в руках логопеда зонд или шпатель. А чтобы процесс постановки звука не оказался для ребенка однообразным и скучным можно использовать следующие игровые приемы.

1.      Бродим в камышах, по лесу (ш)

2.      Накачаем колесо (с)

3.      Учим змейку шипеть (ш)

4.      Каша варится (ш)

5.      Веселая пила (л)

6.      Отправляемся в полет, дальнее плавание (л)

7.      Учим щенка (тигренка) рычать (р)

8.      Ремонтируем машину (р)

Примечание: Эти упражнения можно использовать как при постановке звука (механическим способом или по подражанию), так и при закреплении изолированного произнесения звука.

Закрепление изолированного произнесения поставленного звука

 

Звукам подражаем

1.      Веселый моторчик (р-р-р)

2.      Мышка шуршит в норке ( ш-ш-ш)

3.      Пила пилит и поет (л-л-л)

4.      Чайник закипает (с-с-с)

Какой звук потерялся?

·         *ыба

·         *ампа

·         *апка

·         *анки

·         *оза

·         *ошадь

·         *уба

·         *умка

Ребенок слушает слова, при необходимости сопровождаемые показом картинок, и называет потерявшийся (пропущенный логопедом) звук.

Доскажи словечко

·         забо...

·         Его...

·         кома...

·         помидо...

Ребенок произносит звук, который не договаривает при демонстрации картинки логопед.

Антошка научился рычать (шипеть, свистеть…)

Ребенок демонстрирует правильное произнесение поставленного звука.

Звери в зоопарке (ребенок может рычать, как тигр: р-р-р, трубить, как слон: л-л-л, шипеть, как змея: ш-ш-ш и т.д., закрепляя поставленный звук).

Фонематическое восприятие

Берегись автомобиля (услышав звук р ребенок показывает красный кружок : л,д, р, з, к, р…).

Кораблик в тумане (услышав гудок кораблика: л-л-л, ребенок зажигает маяк – желтый кружок: м, н, л…).

Горшок каши (услышав, что каша плывет из горшка, шипит: ш-ш-ш, ребенок звонит в «волшебный» колокольчик).

Жук в ладошке (услышав, что жук зажужжал в ладошке: ж-ж-ж, ребенок раскрывает ладошку, «выпуская» жука).

Какой шарик лопнул? (ребенок указывает на тот шарик, который выпускает воздух и свистит: с-с-с).

Поймай комарика (услышав комарика: з-з-з, ребенок хлопает в ладоши).

Автоматизация звука в слогах

 

Игровые упражнения

1.      Цветы для мамы

2.      Щелкаем орешки

3.      Веселый футбол

4.      В цирке

5.      Играем на пианино

6.      Домик для гномика

Забивая мячи, составляя букет, выкладывая домик из палочек и т.д., ребенок проговаривает слоги с автоматизируемым звуком.

Доскажи словечко. Логопед начинает слово, а ребенок договаривает его заданным отрабатываемым слогом.

·         Ли (са)

·         О (са)

·         Ко (са)

·         Ве (сы)

·         Ча (сы)

·         Бу (сы)

·         Ка (ша)

·         Ми (ша)

·         Гру (ша)

·         У (ши)

·         Гру (ши)

·         Мы (ши)

Картинки – половинки

Логопед кладет на стол одну часть разрезной картинки и начинает слово, ребенок кладет другую часть, составляет картинку и заканчивает словослогом с автоматизируемым звуком (иг-ла, пи-ла).

Помоги Незнайке. Логопед проговаривает чистоговорку, а ребенок договаривает последний слог.

1.      Са, са, са - у Светы русая ко…

2.      Ла, ла, ла - у Милы острая иг…

3.      Ша, ша, ша - мама кормит малы…

4.      Ра, ра, ра - гуляет в парке детво…

Фонематическое восприятие

Поймай мячик - Наряди елочку. Ребенок берет мяч или игрушку только в том случае, если услышит слог с отрабатываемым звуком.

Собери бусы - Орешки для белочки. Ребенок нанизывает бусинку или предлагает белочке орешек тогда, когда услышит звук (например Л: ма, но, лу, вы, ло...)

Повтори, не ошибись - Какая песенка лишняя?

·         Ла – ло – ла – ло

·         Ры – ры – ро - ры    

·         Фа – фа – са - фа

·         Во – во – во - ло

Примечание: Ребенок, выделяя из ряда слогов со звуком, смешиваемым с отрабатываемым, лишний слог, проговаривает его вслух

Автоматизация звука в словах

 

Игровые упражнения

Картинки из шкатулки - Мешок с игрушками. Ребенок называет картинки, игрушки, названия которых включают автоматизируемый звук.

Собери и назови - Строим дом, Веселый поезд - Едем по дорожке. Ребенок из картинок строит дом или дорожку, проговаривая названия картинок.

Мостик через речку - Поднимаемся по лесенке. Поднимаясь по лесенке или выстраивая мостик из «дощечек», ребенок называет, припоминая, слова с автоматизируемым звуком.

Волшебный волчок - Развешиваем флажки. Ребенок называет картинки, на которые указывает волчок, или картинки, которые нанесены на «праздничные» флажки.

Фонематическое восприятие

Наличие звука

1.      Выберем картинки для Маши

·         Кто поедет в поезде?

·         Кто живет в Зоопарке?

2.      Разложим игрушки по ящикам

·         Что положим в чемодан?

·         Зажги фонарик

Ребенок слушает слова, реагируя на слова с отрабатываемым звуком, или отбирает картинки и игрушки, в названии которых есть заданный звук, по ходу или в конце упражнения проговаривая все слова.

Шифровальщик (слово с заданным звуком ребенок обозначает символом № 1, а слово без заданного звука символом № 2).

Место звука в слове

1.      В каком домике живет Маша (Шура, Малыш)?

2.      Зажигаем в окнах свет

В этих заданиях ребенок должен определить место заданного звука: в начале, в середине или в конце слова. Например, в 1-ом домике живет слово со звуком Ш в начале, во 2-ом домике слово со звуком Ш в середине, а в 3-ем домике в конце.

Новоселье в Зоопарке (расселить по 3-м клеткам рысь, тигра и носорога).

Соберем урожай в корзины (разложить по корзинам свеклу, капусту и редис).

Уберем одежду в комод (разложить по ящикам свитер, рубашку, сарафан).

Лексико – грамматические конструкции

Гномик в магазине. Гномику нужны не большие, а маленькие предметы.

·         Стол-столик

·         Сумка-сумочка

·         Стакан-стаканчик

·         Слива-сливка

Кто у кого? Кто с кем?

·         Лисенок у лисы

·         Слоненок у …

·         Щенок у …

·         Поросенок у …

·         Волчица с волчонком

·         Лосиха с …

·         Слониха с …

Удивлю народ – скажу наоборот. Что у нас получится?

·         Сильный - слабый

·         Худой - …

·         Низкий - …

·         Мокрый - …

·         Из соломы - соломенный

·         Из лука - …

·         Из полотна - …

  Из яблок - …

Помоги Незнайке посчитать

·         1 рыба, 2…, 3…, 4…, 5…

·         1 ведро, 2…, 3…, 4…, 5…

Вариант: Подскажи Незнайке

Как правильно:

·         5 рыбы или 5 рыб?

·         2 ведров или 2 ведра?

Цветной телевизор (цвета «настройки»: розовый, красный, оранжевый, черный и бордовый). Ребенок называет картинку на экране, указывая ее цвет:

·         морковь (какая?) … (оранжевая)

·         шарф (какой?) … (розовый)

·         свитер (какой?) … (бордовый)

·         ведро (какое?) … (черное)

·         роза (какая?) … (красная)

Чей это хвост?

·         У собаки хвост чей? - … (собачий)

·         У волка хвост чей? - … (волчий)

·         У зайца хвост чей? - … (заячий)

Мила играет, а Слава повторяет

·         Мила бегала и Слава бегал.

·         Мила танцевала и Слава …

·         Мила рисовала и Слава …

По улице слона водили…

Слон из Зоопарка вышел и по улице (что сделал? … пошел). По всему городу (что сделал? … прошел). Слон к речке (что сделал? … подошел), в речку (что сделал? … вошел), в речке искупался и из речки (что сделал? … вышел). На обратном пути увидел дерево, вокруг дерева (что сделал? … обошел) и вернулся в Зоопарк.

Развитие психических процессов

1.      На что это похоже? (развитие воображения)

2.      Бусы для мамы (развитие мышления)

Ребенок должен установить закономерность в расположении бусинок и продолжить составление бус, называя каждую бусинку-картинку.

Наши игрушки (развитие памяти)

Миша Паша Гриша Даша

Игрушки убрать и попросить ребенка вспомнить: Что у Миши? Паши? Чем играл Гриша? и т.д.

1.      Что лишнее на полке? (развитие мышления)

2.      Наведем в комнате порядок (развитие внимания)

Ребенок, рассматривая и узнавая наложенные друг на друга изображения, проговаривает слова с автоматизируемым звуком.

Пройди по дорожке и запомни путь (развитие памяти)

Ребенок из картинок, названия которых включают в себя отрабатываемый звук, выкладывает дорожку, проговаривая каждое слово. Переворачивает картинки, а затем, возвращаясь по дорожке, припоминает каждую картинку.

Автоматизация в предложениях

 

Поломанный телефон

Ребенок громко, четко повторяет за логопедом фразы, чистоговорки, сказанные ему шепотом.

Поиграем в « Эхо»

Ребенок повторяет за логопедом поговорки, пословицы, чистоговорки, предложения.

Подскажи Незнайке

·         Миша везет кошка на машина.

·         Рома рубит дрова топор.

·         Соня посадила собака на стул.

·         Клава съел сладкий яблоко.

Подружи слова (составление предложений по опорным словам).

·         Рома, рыба, ведро

·         Света, слива, стакан

·         Маша, кошка, шарик

·         Мила, иголка, платье

Телемастер (озвучивание сюжетных картинок, т.е. составление предложений по картинкам).

Любопытная Варвара (ответы на вопросы по содержанию сюжетных картинок).

Подбери слово – повтори фразу (можно использовать предметные картинки).

·         Клава мыла куклу (чем?) … (мылом)

·         В подполье спряталась маленькая (кто?) … (мышка)

·         Рома рубит дрова (чем?) … (топором)

·         Собака грызет вкусную (что?) …(косточку)

Раз - словечко, два – словечко (распространение предложений по вопросам).

Маша шьет. (Что шьет? Кому? Чем? и т. д.)

Веселый поезд (при составлении поезда ребенок должен объяснить логическую связь между двумя соседними картинками, составив при этом предложение).

Рассмотрим на конкретных примерах использование игровых приемов на индивидуальных занятиях.

 

Конспекты индивидуальных занятий

 

Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш

Этап: Постановка звука

Цели:

1.      Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.

2.      Формировать длительную направленную воздушную струю.

3.      Учить правильной артикуляции звука Ш (с механической помощью и по подражанию).

4.      Продолжать учить определять наличие звука Ш в ряду звуков и слогов.

5.      Развивать мелкую моторику, память.

Ход:

Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (Внесение игрушки–дразнилки.) Он узнал, что ты учишься шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

Улыбнитесь друг другу приветливо. У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (упр-е «Забор»). Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»). И все это он ест с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»). Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

Антошка принес с собой воздушный шар. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш (постановка с механической помощью). Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш…

Чем это шуршит Антошка? (Постановка звука с механической помощью, а затем по подражанию.) Это он принес коробку с игрушками. Послушай внимательно, какие игрушки принес Антошка.

Игра с пальчиками

Что принес Антон в коробке?

Может куклу или лодку?

Самолет или Незнайку?

А еще, быть может, зайку?

(Ребенок на название каждой игрушки поочередно сгибает пальчики, начиная с мизинчика.) Давай откроем коробку: ш-ш-ш (постановка звука с механической помощью и по подражанию).

А теперь вспомни, какие игрушки принес Антошка, и достань их из коробки.

А в коробке еще есть кубики. Возьми кубик тогда, когда услышишь звук Ш: ФА, СЫ, ШО, ШУ, СЭ, ЖИ, ША… Какой звук ты слушал? (Постановка звука с механической помощью, а затем по подражанию.)

Что можно построить из этих кубиков? Ты строй и подсказывай Антошке: 1 кубик – много …, 1 кукла – много…, 1 лодка – много…, 1 самолет – много…, 1 заяц – много…

Антошке пора домой. Он прощается с тобой и вместе с тобой хочет еще раз пошипеть: ш-ш-ш.

Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш

Этап: Автоматизация звука в слогах

Цели:

1.      Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш.

2.      Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

3.      Продолжать учить произносить звук Ш в слогах.

4.      Упражнять в определении наличия звука в словах.

5.      Закрепить понятия «одежда» и «обувь».

6.      Учить навыкам падежного словоизменения.

7.      Развивать интонационную и мимическую выразительность, внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку и Язычок тоже. (Упр-е «Забор») Дети занимаются с обручами и Язычок тоже взял обруч. (Упр-е для губ «Колечко») Дети отдыхают на матрасиках и Язычок тоже отдыхает. (Упр-е «Лопата») Дети прогнули свои спинки и Язычок прогнул свою. (Упр-е «Чашечка») Дети стали подбрасывать мячики вверх и Язычок тоже. (Упр-е на воздушную струю «Фокус».) Закончилась зарядка, дети ровненько встали и Язычок тоже. (Упр-е «Парус».)

Закрываются двери спортивного зала (показываем движение ладошками): ш-ш-ш. Дети побежали одеваться. А вслед за ними ветерок летит, подгоняет: ш-ш-ш (сначала тихо, затем громко).

Одеваются дети (ребенок вслед за логопедом выполняет круговые массирующие движения по каждому пальчику): шша, шшо, шши, шше, шшу. Что делают дети? (Одеваются.) Выбери одежду, которую надевают дети. (Ребенок выбирает нужные картинки.) А что это осталось? (Обувь.) Что с обувью делают дети? (Обувают.) Давай покажем, как они это делают. (Ребенок выполняет те же массирующие движения по пальчикам другой руки и повторяет за логопедом: ши, ше, ша, шо, шу.)

А здесь одевается Маша. (картинка) Она надевает только ту одежду и обувь, если в слове есть звук Ш. Что наденет Маша? Отвечай «да» или «нет». Платье, рубаШечка, колготки, сарафан, Шортики, кофточка, туфельки, баШмачки, тапочки.

Дождался Язычок Машу и пошел вместе с ней. Пока они идут, мы о них поговорим. Я начну, а ты закончи:

Язычку очень нравится Ма…

Он часто вспоминает о Ма…

Скучает, когда рядом нет Ма…

Радуется, когда видит Ма…

А сейчас идет за руку с Ма…

Идут Язычок и Маша и увидели маленького котенка. Он потерялся и испуганно шипит: ша, ше, шу, шо, ши. (Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом.)

А вот мальчики (картинка-лабиринт) Кто же из них хозяин котенка? (Ребенок проводит по линиям, одна их которых соединяет котенка с хозяином.)

Обрадовался котенок, стал весело бегать вокруг мальчика: ша, ши, ше, шу, шо. (Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией.)

Итог занятия.

Язычок с Машей продолжают свою прогулку, а нам пора заканчивать занятие. А с каким же звуком мы сегодня занимались?

Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш

Этап: Автоматизация звука в слогах и словах

Цели:

1.      Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш.

2.      Продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах.

3.      Учить определять наличие звука в словах.

4.      Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

5.      Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Ход.

Мышка проснулась в домике за высоким забором, открыла окошечко и вышла на крылечко («лопата»). Ветерок дует на мышку. Пришлось мышке надеть теплую кофточку («одеяло»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой («фокус») и спряталась в своем домике («шторка»).

Спряталась мышка и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … ду … камы … малы … каранда …

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой:

ша – шу – ша ши – шо – ши ше – ша – шу ша – ши – шо

(Ребенок « играет» пальчиками на « пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки:

аша ыши эше ушу

аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.)

1. а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок дорожку.

Мышка идет по дорожке, а картинки за ней переворачиваются. (На обратной стороне каждой картинки изображен символ.)

б) По дорожке мышка пришла в магазин. Подскажи, что она купила. Я начну, а ты продолжи: Мышка купила много …(перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

в) А как же ей вернуться домой? Помоги ей. Вспомни, что изображено на картинках. (Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы.)

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши

у них в руках …

Носит яркий гребешок

наш веселый …

Вот бежит малышка

серенькая …

Зашуршали тихо шины -

это едет к нам …

Мама просит Машу:

«Свари братишке …

Мышка моется под душем,

моет хвостик, моет …

2. Итог занятия.

Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?

Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш

Этап: Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

Цели:

1.      Упражнять в правильном произнесении звука Ш в слогах, словах и предложениях.

2.      Учить определять наличие слов со звуком Ш в стихотворном тексте.

3.      Продолжать учить определять место звука Ш в словах.

4.      Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.

5.      Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

6.      Развивать память, мелкую моторику.

Ход:

Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако, перед дальней дорогой надо размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Фокус» - на воздушную струю, «Парус».)

Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем звук … (Ребенок узнает звук Ш по беззвучной артикуляции и произносит его.)

Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребенок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку.)

Для…Мишутки…малыша…

Маша…вяжет…теплый…шарф…

Шарф…на…шею…он…повяжет…

И…тихонько…Маше…скажет…

Спасибо!

Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа. (Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе.)

Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (На столе кучкой лежат 6 картинок.) Давай разберем эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук Ш в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. (Ребенок раскладывает картинки-»доски» в зависимости от места звука в слове.)

А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина какая? петушок какой? … (Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)

Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова-«наоборот».

Маленький - … (большой)

Гладкий - … (шершавый)

Узкий - … (широкий)

Плохой - … (хороший)

А тут нас гномик Паша встречает. Паша сам маленький и все предметы у него маленькие.

У Паши не большая рубашка, а маленькая …

У Паши не большая шапка, а маленькая …

У Паши не большие шорты, а маленькие …

У Паши не большой шар, а маленький …

У Паши не большие уши, а маленькие …

У Паши не большая машина, а маленькая …

(Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.)

Гномик привел нас на лесную полянку (сюжетная картинка с пазлами), но все птицы разлетелись. Нужно их позвать, а для этого составь про нашего Пашу предложения. (Ребенок составляет предложения по опорным словам. За каждое составленное предложение логопед дает ребенку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке.)

Паша, машина, мешки.

Паша, шарик, мишка.

Паша, каша, малыш.

Паша, подушка, карандаш.

Вот и вернулись птицы на свои места!

Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Про какую картинку ты говорил …? (Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот вспоминает картинку, отвечая: «Я хорошо запомнил …». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка.)

6. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Конспект индивидуального занятия. Тема: Звуки Ш и С

Этап: Дифференциация звуков

Цели:

1.      Учить находить сходство и различие в звуках Ш и С.

2.      Учить различать звуки на слух и в произнесении.

3.      Познакомить детей с символами звуков Ш и С.

4.      Упражнять в правильном произнесении звуков в слогах и словах.

5.      Упражнять в правильном употреблении форм Род. падежа имен существительных.

6.      Развивать память, внимание, мышление.

Ход:

Жили-были два медвежонка Шуф и Суф. Они были очень веселые и каждое утро выглядывали в окошечки своего домика и улыбались прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко».). Медвежата были большими сладкоежками, они очень любили пряники со сладким чаем (Последовательное выполнение упр-ий «Лопата» и «Чашечка».). Чтобы не обжечься, Шуф и Суф дули на пряники и на чай (Поочередное задувание на язычок в положении «Лопата» и «Чашечка».). Часто медвежата помогали маме наводить порядок в домике: Суф мыл пол (Упр-е «Чистим нижние зубки»), а Шуф протирал пыль на полочках (Упр-е «Чистим верхние зубки»). После этого они расставляли свои игрушки (Поочередные движения широким языком вверх-вниз.).

А после всего медвежата отдыхали, сидя на диване. Суф при этом тихонько свистел: с-с-с, а Шуф шипел: ш-ш-ш. Повтори, какой звук произносил Суф? А какой звук произносил Шуф? Чем похожи эти звуки? А чем они различаются? (Обращается внимание ребенка на особенности артикуляции звуков.)

У медвежат есть флажки.

А на флажках символы. Как ты думаешь, какой из символов обозначает звук Ш? Правильно, потому что при произнесении этого звука губы «колечком». А какой звук обозначает второй символ? Почему?

Шуф и Суф будут показывать тебе флажки, а ты произноси тот звук, символ которого увидишь.

Послушай, о чем это шепчутся медвежата? (Логопед медленно проговаривает цепочки слогов, а ребенок повторяет.)

Са-са-ша шо-шо-со сы-ши-ши ше-ше-сэ су-шу-су

Они хотят показать тебе свой новый шарфик, им его связала бабушка. Посмотри, какой знакомый на нем узор!

Давай удивимся этому шарфику: о-о-о и «прочитаем» узоры-символы с этим звуком. Я начну, а ты продолжишь: шо-со-… (Ребенок по символу называет звук С или Ш, добавляет к нему звук О, проговаривая таким образом цепочку слогов.).

А теперь удивимся вот так: у-у-у. А теперь так: а-а-а. (Работа ведется аналогично.)

Отправились медвежата на прогулку и нашли коробку с картинками. Чтобы никого не обидеть, решили картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Шуф? А Суф? (Часть картинок называет логопед, другие ребенок проговаривает сам, определяя в них наличие звуков С или Ш.)

Но играть интереснее вместе. Поэтому медвежата стали раскладывать картинки парами. Помоги им это сделать!

Машина - самолет

Слива - груша

Рубашка - сарафан

Шкаф - стул

Стакан - чашка

Кошка - свинья

Сова - кукушка

(Ребенок раскладывает картинки парами, называет их и, отвечая на вопрос логопеда «Что это?» или «Кто это?», дает каждой паре слов обобщающее понятие: транспорт, фрукты и т.д.)

Отвлеклись медвежата, а проказник-ветер взял и перевернул некоторые картинки (Логопед переворачивает один столбик картинок.). Помоги Шуфу и Суфу вспомнить, что на перевернутых картинках. Рядом с машиной нет чего? Рядом с кошкой нет кого? (Правильно названные картинки переворачиваются. Таким образом восстанавливаются все пары.)

Стали медвежата играть в мяч. Бросают друг другу мяч, называют слова и меняют в них звук С на Ш, а звук Ш на С. Что же у них получается?

суд - шут крыша - крыса

шайка - сайка миска - мишка

масса - Маша кашка – каска

Суфу и Шуфу пора домой, их уже мама ждет. Она каждого медвежонка гладит по голове и ласково говорит (Логопед говорит слова одному из медвежат, ребенок эти же слова повторяет другому.): послушный, смешной, шустрый, пушистый.

10. Итог занятия.

Пора прощаться с Суфом и Шуфом. А какие же звуки помогли нам с тобой познакомиться с этими медвежатами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие автоматизации поставленных звуков

Игры, способствуют автоматизации поставленных звуков...

Интерактивная игра-презентация на дифференциацию звуков [с]-[ш] "наведи порядок в комнате"

Интерактивная игра-презентация на дифференциацию звуков [с]-[ш] "Наведи порядок в комнате"...

Автоматизация звука [С]. Игра "Четвертый лишний"

Презентация "Четвертый лишний"...

Исправляем, играя (Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи )

Исследования показали, что начиная с 1977 года количество учащихся начальных классов общеобразовательной школы с нарушениями устной и письменной речи выросло с 8,7% до 70% и продолжает увеличиваться. ...