Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.
    план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

    Баруздина Оксана Викторовна

    Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысить интерес к занятию, желание говорить красиво и правильно. Занятие проходит с соблюдением трех целей: образовательные, коррекционные, воспитательные. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука "Р", активизировать слуховое и зрительное восприятие, развить фонематический слух, фонематический анализ и синтез, память, внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильное речевое дыхание, произвольную память, внимание и мышление.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya._avtomatizatsiya_zvuka_r.docx25.31 КБ
    Office presentation icon v_tsirke.ppt291 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автоматизация звука Р .

    Учитель-логопед ГБОУ СОШ №356

    Баруздина О.В.

    Одной из основных целей коррекционной работы в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки.

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Правильное, четкое произношение детьми всех звуков и слов имеет важное значение, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

    Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь,  развить их творческие способности, повысить  интерес к занятию, желание говорить красиво и правильно. Занятие проходит с соблюдением трех целей: образовательные, коррекционные, воспитательные. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука "Р", активизировать слуховое и зрительное восприятие, развить фонематический слух, фонематический анализ и синтез, память, внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильное речевое дыхание, произвольную память, внимание и мышление.

    Конспект занятия по коррекции звука «Р» у детей 1 класса.

    Логопедическая тема: Автоматизация «Р» в предложениях.

    Лексическая тема: Цирк.

    Цель: автоматизировать звук «Р» в предложениях.

    Задачи: 

    Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику.

    Развивать фонематический строй: фонематический анализ, фонематические представления.

    Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, паузацию, интонацию.

    Автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях, вводить в текст.

    Закреплять полученные знания в письменных упражнениях: развивать звукобуквенный анализ, тренировать произношение звука «Р» при чтении предложений и текста.

    Актуализировать и расширять словарь по теме «цирк» и «цирковые профессии».

    Воспитывать  навыки вежливого приветствия и прощания, усидчивость.

    Оборудование: 4 «билета», картинки (слон, попугай, наездница, эквилибристка, клоун, акробат, дрессировщица, фокусник), счетные палочки, карточки с текстом и стихотворениями, игрушка «Петрушка», колпачки и «носы», т.с.о. (компьютер, проектор).

    Ход урока.

    1.Организационный момент. Автоматизация «Р» изолированно.

    Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в интересное место, а поедем туда на машине.

    Дети выполняют движения под стихотворение:

    Качу, лечу во весь опор.                               Идут, крутят «руль»

    Я сам – шофёр и сам – мотор.                      Останавливаются, произносят «Р»

    Нажимаю на педаль                                      «нажимают педаль»

    И машина мчится вдаль.                               Бегут, произнося «Р».

    Логопед: мы приехали, занимайте свои места.

    2.Развитие фонематического анализа (поиск места звука «Р» в словах).

    Логопед: перед вами лежит билет на представление.

    -Какая дата на нём стоит?                     Дети: «26 января»

    -Какой день недели?                              Дети: « Вторник»

    -Есть звук «Р» в этом слове?                Дети: « Да. В середине слова»

    -Чего-то не хватает на билете. Вы знаете, на какое представление мы приехали?                                                   Дети: Нет, не знаем (в театр….).

    Логопед помогает угадать: в первой клеточке, такой же звук, как в слове ЦАПЛЯ (дети вписываю в билет, логопед открывает  на доске); из слова ТИГР возьмите второй звук и запишите во вторую клеточку; из слова ЖОНГЛЁР возьмите последний звук, впишите букву в третью клеточку; из слова КЛОУН возьмите первый звук, впишите букву в последнюю клеточку.

    Логопед: Какое слово получилось?              Дети: Получилось слово ЦИРК.

    Логопед: Где стоит звук «Р»?                       Дети: Звук «Р» стоит в середине слова.

    3.Техника речи. Автоматизация «Р» в словах и словосочетаниях.

    Логопед: А вот и первый артист (у логопеда в руках игрушка)

    «Я весёлая игрушка! А зовут меня….»                Дети: Петрушка!

    Логопед: Петрушка хочет поздороваться с каждым из вас. Здравствуй Ваня (имена детей).

    Дети (каждый по очереди): Здравствуй Петрушка.

    4. Развитие фонематических представлений.

    Логопед: Петрушка приготовил для вас задание: я прочитаю рассказ о цирке, а вы выкладывайте палочку каждый раз, когда услышите звук «Р» (17 палочек).

    - Сколько палочек у вас?

    5.Развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики. Автоматизация «Р» в предложениях.

    Логопед: Из палочек вы будете складывать геометрические фигуры по инструкции:

    - выложите квадрат

    - справа от него треугольник

    - слева от квадрата – ромб

    - слева от ромба – трапецию

    Ответьте на вопросы полным ответом:

    - Где находится треугольник?                   Ребёнок: Треугольник находится справа.

    - Где находится трапеция?                        Ребёнок: Трапеция находится слева с краю.

    - Между какими фигурами квадрат?        Ребёнок:Квадрат между ромбом и треугольником.

    - Между какими фигурами ромб?             Ребёнок: Ромб между трапецией и квадратом.

    6.Обогащение словарного запаса по теме. Техника речи. Автоматизация «Р» в предложениях.

    Логопед: На арене появляется говорящий попугай Карудо (выставляется картинка). Поздоровайтесь с ним.                                       Дети (хором): Здравствуй Карудо!

    Логопед: Корудо принёс вам задание: просмотрите текст, подчеркните букву Р. Прочитайте по цепочке. Ответьте на вопросы:

    - О чём рассказ?                                         Дети: Этот рассказ о цирке.

    - Какие артисты работают в цирке?           Дети: люди, звери…(выст.картинка со слоном)

    - Какие цирковые профессии были названы? (если дети затрудняются, логопед помогает наводящими вопросами; выставляет картинки наездницы, акробата, клоуна, дрессировщицу).

    7. Физминутка.

    Логопед: в представлении антракт! Выходите на нашу арену, покажите, как:

    -  жонглирует предметами жонглёр

    - ходит по канату канатоходец

    - смешит и строит рожи клоун

    - показывает фокус фокусник

    8. Техника речи. Введение звука «Р» в текст.

    Логопед: А вот и следующая артистка: По проволоке дама идёт, как телеграмма… (выставляется картинка).

    -Как называется профессия этой артистки?                   Дети: Это канатоходец.

    -Но ведь это дама…Можно так её назвать? Есть другое слово для обозначения этой профессии – эквилибрист. А наша дама – эквилибристка. Она принесла для вас телеграммы (детям раздаются карточки с текстами – стихотворениями), приготовьтесь прочитать их у доски и подобрать нужную картинку (слон-жонглёр, наездница, попугай, клоун).

    9. Техника речи. Работа над просодическими компонентами речи.

    Логопед: Сейчас вы превратитесь в артистов и разыграете сценку про двух шутов, рыжего и белого (на доске презентация стихотворения).

    -Какие слова будет говорить автор?

    -Какие слова говорит белый шут?

    -Какие слова говорит красный шут?

    Дети по двое разыгрывают сценку, за автора говорит логопед.

    10. Закрепление полученных знаний. Автоматизация «Р» в предложениях.

    Логопед: Самый загадочный артист цирка – фокусник (выставляется картинка). Он приготовил для вас рассказ, но посмотрите, что случилось, некоторые слова превратились в картинки(на доске презентация текста). Давайте прочитаем текст.

    Дети читают рассказ по предложениям, заменяя картинку словом. Отвечают на вопросы по тексту:

    -Куда папа повёл Иру?

    - Кто кувыркался на трапеции?

    -Кто подбрасывал кольца?

    -Кто показывал дрессированных животных?

    - Кто стучал в барабан?

    -Кто образовал пирамиду?

    -На ком верхом ехала обезьяна?

    11. Итог урока.

    Логопед:

    -Где мы сегодня побывали?

    -С какими цирковыми профессиями вы познакомились?

    - Какие задания вам понравились?

    Наглядный и словесный материал к занятию:

    Задание 2.

    циркimages

    2

    6

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Я

    В

    Т

    О

    Р

    Н

    И

    К


    Задание 4.

    Цирк.

    В Петербурге есть красивое здание. Это цирк. 26 декабря 1877 года здесь состоялся первый спектакль. Петербургский цирк дорог петербуржцам. Цирк этот выстроен Гаэтано Чинизелли, выходцем из Италии, мастером конной дрессуры. У Чинизелли выступали лучшие артисты манежа.

    Задание 6.

    Цирк.

    В нашем городе находится под большим куполом красивое здание. Это цирк. Здесь работают люди и разные животные. Спектакли бывают утром, вечером и днём. Жонглёры, фокусники, акробаты, наездники, клоуны-циркачи – все ждут, когда в цирке соберутся на спектакль дети и взрослые.

    Разные номера показывают укротители. Слоны-тяжеловесы танцуют, обезьяны становятся акробатами, лев кувыркается и прыгает в огненное кольцо. Всему их научили люди-циркачи. Здóрово в цирке!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"

    Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....

    Конспект логопедического занятия. 2 класс

    Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

    Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

    Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

    Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.

    Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...

    План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

    Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...