Дифференциация ш-ж
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Миронова Любовь Александровна

Методическая разработка 

(конспект занятия)  для 1-2 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация ш-ж22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – соревнование  

1 класс   (коррекция фонематической дислексии).

Тема: «Слухопроизносительная дифференциация фонем Ш-Ж».

п/п

Цели

Ход занятия

Наглядность,

 оборудование

1

2

3

4

1.

Подготовка обучающихся

к занятию.

Представить друг другу команды «Землянички» и «Малинки».

Поздороваться, объявить игру-соревнование.

Ягодки земляники и малины.

Кувшинчик для каждой команды. За каждый правильный ответ – ягодка в кувшин команде.

2.

Сообщение темы.

Сравнительная характеристика [Ж] и [Ш].

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Жужжандию.  Отгадайте, кто пойдёт с нами в путешествие.  Это девочка Женя из рассказа  «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева. Пройдём за ней по лесной тропинке.

Отправляемся в путешествие. Какой звук мы слышим в начале слова «Женя»? К какой группе звуков он относится?

А какой звук составляет пару звуку Ж? (Ш) Сравните звуки Ж-Ш. Чем они похожи? В чём отличие? Проверьте звонкость звука Ж. Это согласный звонкий и для его обозначения используем синий кружок с колокольчиком.

Видеодиск с мультфильмом «Дудочка и кувшинчик», книга В. Катаева

Ладошки прижать к ушкам, несколько раз сказать Ж. Синий кружок с колокольчиком внутри.

3.

Выделение Звука Ж на фоне слова.

Обучающийся читает стихотворение:

Встретил в чаще ёж ежа.

- Как погода, ёж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа,

Съёжась, сгорбясь,

Два ежа.                                  (И.Демьянов)

 Каких зверьков встретила Женя на тропинке? Ежи спросили у Жени: «В каких словах есть [Ж]?»Поможем Жене?  Хлопните в ладоши, когда услышите [Ж].

ЖА: жара, кожа, крыша, груша, лужа, шапка, жаль, лошадь, шарики, пожар, жадина, шампунь

ЖО: ожог, шорты, утюжок, прыжок, шорох, шов,  дружок, бережок, хорошо, крыжовник

ЖУ: жулик, коршун , шуба, держу, журнал, шутка, Жучка, шум, жужелица

ЖИ: животные, моржи, кувшин, оружие, тишина, машина, шиповник, этажи

Картинка с изображением ежей .

4.

Развитие позиционного и последовательного фонематического анализа.

Обучающийся читает стихотворение:

Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы:

- Ёжики, - занозы!

Испугались ёжики:

Несут щипцы и ножики

И давай по штучке

Вынимать колючки.                    (Э.Котляр)

Встретила Женя медвежат и просили они её выполнить задание.  Помогите Жене, определите  место звука Ж в словах.

Мужество, бережок, жара, прохожий, пружина, пожарный, лыжи, мороженое

Картинка с изображением медвежат.

Цифровые линейки для определения места звука Ж в слове, синие кружки с колокольчиком внутри.

5.

Соотнесение звука Ж и печатной Ж.

Обучающийся читает стихотворение:

Над Женей жук, жужжа, кружит.

От страха Женя вся дрожит.

Зачем же Женя так дрожит?

Совсем нестрашно жук жужжит.                                                              (А.Стародубова)

Жук  попросил найти букву Ж. А вы знаете какой буквой обозначается звук Ж? Найдите как можно больше букв на рисунке.

Обучающийся читает стихотворение:

Эта буква широка и похожа на жука.

И, при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж--ж-ж!           (С.Маршак)

Картинка с изображением жука.

Печатные буквы замаскированы на рисунке.

6.

Тренировка в чтении слогов с буквой Ж.

Обучающийся читает стихотворение:

Жук жужжит:

- я шёл и шёл.

Жёлтый камешек нашёл.

- это жёлудь! Ты неправ,

Говорит жуку жираф.

- что ж, повесь его на сук,

Говорит жирафу жук.                  (Г.Сапгир)

Жираф попросил Женю прочитать слоги. Прочитаем вместе таблицу слогов

ЖА   ЖО   ЖУ   ЖИ

ЖА   ШИ   ЖА   ЖУ

ЖУ  ЖИ  ШИ  ЖА  

ЖО  ШУ   ЖА  ЖО  

ШИ  ЖУ  ЖА  ШИ

Картинка с изображением жирафа

7.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение слов с буквой Ж, развитие слогового анализа и синтеза, чтение предложения.

Кого Женя встретила дальше,  вы узнаете, прочитав буквы на листочках.

    Журавли  попросили Женю прочитать пословицу из слогов, данных вразбивку:

я   ду   чу   ша -   жа   тём   по   ки

Поможем Жене и составим пословицу:

Чужая душа – потёмки.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

Картинка с изображением журавлей.  

И различные буквы в листочках (ж,у,р,а,в,л,и).

8.

Развитие лексико-грамматических категорий, звуко-буквенного анализа и синтеза, тренировка в чтении слов с Ж-Ш, чтение предложения.

Кого встретила Женя дальше, вы узнаете, прочитав буквы в ягодках.

Жаворонок попросил Женю вставить пропущенные Ж-Ш  и прочитать слова:

1                                     2                              3

сырое…ки                   пи..ама             …аркое

ры…ики                       …уба                  бакла..ан

волну…ки                   …акетик            карто…ка

до…девики                …ортики            пиро…ок

…ампиньоны             …илетка            …арлотка

                                      д…инсы             …ульен

Как одним словом назвать слова из каждого столбика?

Закончи предложения, выбрав для каждой схемы подходящие слова из каждого столбика.

  1. На лесной опушке растут  __`_/____/ ___.
  2. Подружке подарили ___/__`__/____.                   3. Матушка приготовила на ужин ___/_____/__`__.

Картинка  с изображением жаворонка.

Различные буквы в ягодках (ж,а,в,о,р,о,н,о,к)

Схемы __`_/____/ ___

             ___/__`__/____

            ___/_____/__`__

10.

Развитие навыка согласования слов в деформированных предложениях. Чтение деформированных предложений.

Пришла Женя на полянку, а там ёлка с «умными» шишками. Сели на полянке в кружочек животные и птицы и стали читать, что же на веточках написано. Давайте им поможем.

 (Женя) нашла на (дорожке) жёлтого (жука).

(Медвежата) спят в (берлоге).

Шуршат (ежи) в (траве).

(Жаворонок) и (журавль) – перелётные птицы.

У (жирафа) длинная шея.

По лужайке бежал рыжий (жеребёнок).

Шуба у (лисы) рыжая, пушистая.

Дикий (кабан) любит (жёлуди).

Картинки с изображением Жени, ежей, медвежат, журавлей, жука, жирафа, жаворонка, травы, дорожки, берлоги, жеребёнок, лиса, кабан, жёлуди.

Ёлка, на ветках таблички с текстом предложений, слово-предмет в виде рисунка.

11.

Подведение итогов. Формирование навыка фонематического представления в умственном плане.

Вокруг Жени сидели звери и птицы. В названии каких животных и птиц мы слышим звук Ж?

Давайте подсчитаем ягодки и определим, какая команда победила.

Все картинки.

Конспект составила учитель-логопед ГБОУ лицей 64 Миронова  Любовь Александровна (идею подсмотрела у учителя-логопеда Борисовой  Татьяны Васильевны)         

Литература.

  1. Е.А.Пожиленко  «Волшебный мир звуков и слов» М., Владос, 2001
  2. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить» М., Просвещение, - АО Учебная литература, 1995, т. 1
  3. В.Волина «Игры в рифмы» С-Пб, Дидактика Плюс , 1997
  4. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Логопедические занятия с детьми 6-7 лет» С-Пб, Каро, 2004
  5. Дроздова В.А. Логоматика,  2015
  6. Конспекты занятий на нспортале социальная сеть работников образования.
  7. Мультфильм «Дудочка и кувшинчик» студия Союзмультфильм 1950