Материал на звук "Р"
статья по логопедии на тему

Материал на звук "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_na_zvuk_r.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

1. Игра «Осенью». Развитие слухового (зрительного) внимания и памяти.

Логопед: Послушайте отрывки. Найдите и повторите предложения, описывающие осеннюю листву осин (отрывки можно дать для прочтения на карточках).

а)        Желтеет сень кудрявая дубов.

И красен круглый лист осины.

б) «Можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму от чистого золота через розовый и красный тона к вишнёвому цвету.

Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот он горит и светится».

в)        «Найди синонимы».

Зябнет осина, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

2. Игра «Составь рассказ». Развитие мыслительной деятельности.

Логопед: Прочитайте предложения. Поставьте их в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Молодой подосиновик (или красный) — это белый плотный пенёк, на который плотно, как напёрсток, надета ярко-красная бархатная шарообразная шапочка.

Красный редко растёт один.

Из-за яркости и красоты красных охота за ними — одна из самых радостных грибных охот.

С возрастом шаровидная шапочка начинает разгибаться, разворачивает края. Второй порой у гриба такие пропорции, когда шляпка хотя и развёрнута, но по широте своей почти не отличается от толщины ножки.

С возрастом шляпка выцветает и вместо ярко-красной, бархатной, матовой делается желтоватой и гладкой.

Мякоть ножки после срывания быстро чернеет.

Подосиновик, в зависимости от возраста, может быть красный, оранжевый или жёлто-бурый.

Ярко-красная шляпка при любой обработке тоже становится чёрной.

3. Письменные упражнения.

Игра «Сначала и потом». Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Логопед: Найдите и выпишите слова, обозначающие цвет, форму шляпки красного гриба в молодости и в старости, а также, какая она на ощупь. Подчеркните букву р.

Дети выписывают из предложений:

красный — оранжевый — жёлто-бурый (цвет);

шарообразная — развёрнутая (форма);

бархатная и матовая (поверхность).

4. Закрепление. Игра «Ответь на вопросы».

Какой формы бывает шляпка красного гриба?

Какого цвета бывает шляпка красного гриба?

Какая бывает поверхность шляпки на ощупь?

Какого цвета становится мякоть красного гриба после сбора и обработки?

5. Игра «Народная мудрость». Развитие мыслительной деятельности.

Дети читают содержание карточек, объясняют, в чём отличие осины от других деревьев (1-я карточка) и отгадывают загадку (2-я карточка).

      Частушка

Ах, осина ты, осина,

Ветра нет, а ты шумишь...

       Загадка

Сквозь землю прошёл —

Красну шапочку нашёл. (Гриб)

XI. Домашнее задание.

1. По опорным словам в тетрадях составить предложения о рыжике и подосиновике.

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Уметь дать устный анализ этих слов.

XII. Подведение итогов работы.

XIII. Индивидуальная работа.

Урок 17
Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Цирк.

Цель: автоматизировать звук [р] в тексте, работать над развитием фонематического восприятия, анализа.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Лото» (картинки, изображающие цирковых артистов, и карточки со стихами к ним), предметные картинки, карточки с текстами, альбомы, счётные палочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков.

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов).

4. Работа с предложениями (по тетрадям).

IV. Введение в лексическую тему. Автоматизация звука [р] в предложениях.

Игра «Найди и прочитай».

Логопед: Найдите и прочитайте предложение, в котором есть родственные слова.

Трубачи в трубу трубят.

Созывают в цирк ребят!

Дети выполняют.

V. Работа над развитием фонематического восприятия.

Логопед читает текст.

Дети выкладывают счётные палочки по количеству звуков [р], затем составляют из них различные контурные изображения.

Цирк

В нашем городе находится под большим куполом красивое здание. Это цирк. Здесь работают люди и разные животные. Спектакли бывают утром, вечером и днём. Жонглёры, фокусники, акробаты, наездники, клоуны-циркачи — все ждут, когда в цирке соберутся на спектакль дети и взрослые.

Разные номера показывают укротители. Слоны-тяжеловесы танцуют, обезьяны становятся акробатами, лев кувыркается и прыгает в огненное кольцо. Всему их научили люди-циркачи. Здорово в цирке!

(23 раза)

VI. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Прочитай».

Дети читают по карточкам текст (сначала по одному предложению по очереди, затем — целиком).

В Петербурге есть красивое здание. Это цирк. 26 декабря 1877 года здесь состоялся первый спектакль. Петербургский цирк дорог петербуржцам. Цирк этот выстроен Гаэтано Чинизелли, выходцем из Италии, мастером конной дрессуры. У Чинизелли выступали лучшие артисты манежа.

2. Игра «Лото».

Логопед читает стихи В. Берестова из серии «Мастера манежа».

Ребёнок, у которого есть картинка, изображающая соответствующий номер, поднимает руку, получает карточку со стихотворением и готовится его прочитать:

Наездницы-акробатки

Ехать сидя, а не стоя —

дело всё-таки простое.

Но красивее вдвойне

ехать, стоя на коне!

Жонглёр

Эти кольца, эту вазу

не уронит он ни разу.

Дали мне бы эту вазу,

вазы не было бы сразу!

Гимнаст

На зубах висит гимнаст,

до чего же он зубаст!

Вот бы этому гимнасту

продавать зубную пасту!

Клоуны

Белый шут и рыжий шут

разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,

этот красный помидор?

— Оскорбительный вопрос!

Это собственный мой нос!

Слон

Вот слон, индийский гастролёр,

канатоходец и жонглёр.

Подбрасывает сразу

и ловит он шутя

фарфоровую вазу, бутылку и дитя.

Медведи

Вот по кругу в шумном цирке

мы летим на мотоцикле.

В цирке должен и медведь

Ловко техникой владеть!

Укротитель змей

Громко как шипит удав!

У него сердитый нрав.

Не пустячная забава

в цирке укрощать удава!

Попугай

Я учиться попугаю

помогаю сорок дней.

И порой не понимаю,

кто из нас двоих умней.

3. Игра «Дополни по картинкам». Дети читают начала предложений, дополняя их словами, показанными на картинках логопедом.

В цирке

Папа повёл Цилю в  

У входа стоял клоун и продавал воздушные

«В цирке нашем радостном

В руках у детворы

Пусть будут разноцветные

Воздушные шары!»

В цирке Циля видела, как кувыркаются

как подбрасывает кольца

как работает с животными

заяц стучит в

кошка, собака и коза образовали

обезьяна едет верхом на

Всё понравилось Циле в

I4. Игра «Ответь на вопросы полным ответом» (вопросы на карточках).

Куда папа повёл Цилю?

Кто кувыркался на трапеции?

Кто подбрасывал кольца?

Кто показывал дрессированных животных?

Кто стучал в барабан?

Кто образовал пирамиду?

На ком верхом ехала обезьяна?

VII. Письменные упражнения.

Записать в тетрадь вопросы, подчеркнуть букву р.

VIII. Домашнее задание.

Пересказать текст «Цирк» с опорой на вопросы.

IX. Подведение итогов работы.

X. Индивидуальная работа.

Урок 18
Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Кошки.

Цель: автоматизировать звук [р] в тексте, работать над развитием фонематических представлений.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Фотограф», предметные картинки, карточки с текстами, альбомы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков:

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах.

4. Работа с предложениями (по тетради).

5. Пересказ текста.

IV. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Из биологии».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) Кошки родом из Африки. Древние египтяне приручили диких кошек. В городах в то время развелось много мышей. Их ловили «домашние» ужи и ласки. Но они сами попадали часто крысам на обед. Ручные кошки очень тогда людям помогли. Сразу мышей стало меньше. За это египтяне их и полюбили, никому не разрешали кошек обижать. Оттого, говорят, у кошки характер гордый. У неё и лапы такие же своенравные: то бархатистые и мягкие, то когтистые, царапаются.

б) Обожают все кошки: и львы, и тигры, и рыси — свои когти точить! Вытянут их — и вот царапают всё, что под лапу попадётся. Сдирают так с когтей изношенные роговые лезвия и острят их. Наточат когти и на охоту идут. Охотятся ночью. В темноте видят раз в десять лучше, чем люди. У маленьких кошек зрачки в глазах — узкие щёлочки. Это в полдень. А ночью они совсем широкие. Но у кошек больших — львов, леопардов, рысей, гепардов — зрачки, как у людей, круглые.

в) Если кошка мурлычет, значит, рычать она не умеет. Мурлычут кошки маленькие, а рычат большие. А всего кошек на земле 35 разных видов. Родня у кошек немаленькая. Все они сильные и хитрые хищники. И все, кроме львов и тигров, отлично лазают по деревьям.

2. Игра «Из истории».

Дети читают сказку Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе».

«...Это было ещё в ту далёкую пору, когда Ручные Животные были Дикими. Но самая дикая была Дикая Кошка. Она бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе.

Когда Дикий Пёс, Дикий Конь и Дикая Корова уже начали служить Человеку, Дикая Кошка всё ещё блуждала по Мокрым и Диким Лесам. Но она вышла к Пещере, когда почуяла запах парного молока.

Женщина сказала:

— Ступай себе в лес подобру-поздорову. Мне больше не надо ни слуг, ни друзей.

И ответила Дикая Кошка:

— Я не друг и не слуга. Я Кошка, хожу, где вздумается, и вот мне вздумалось подойти к твоей Пещере.

Женщина сказала:

— Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в Пещеру.

— А если ты дважды похвалишь меня? — спросила Кошка.

— Ну, этому не бывать. Но если это случится, входи и садись у огня.

— А что, если ты трижды похвалишь меня? — спросила Кошка.

— Ну, этому не бывать. Но если это случится, приходи и получай молоко три раза в день до скончания века.

Утром Пёс, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпнёй. Ребёнок плакал и отрывал её от работы. Она вынесла его из Пещеры, дала камушков поиграть, но он не унимался.

Тогда Кошка протянула пухлую лапу и погладила Ребёнка, замурлыкала и хвостом защекотала ему подбородок.

— Спасибо Дикой Твари, — сказала женщина, разгибая спину. — У меня так много работы, и она оказала мне большую услугу.

Кошка сказала:

— Ты похвалила меня — и вот я здесь и буду сидеть в Пещере во веки веков. Но всё же запомни: я Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.

Женщина очень рассердилась, но прикусила язык и села прясть.

Вот Ребёнок заплакал опять, потому что Кошка ушла от него; Женщина не могла его унять.

Тогда Кошка схватила глиняное веретёнце, и побежала с ним, и кувыркалась, и бросала его себе на спину, и ловила его задними лапами, — и вот Ребёнок засмеялся ещё громче, чем плакал. Он ползал с Кошкой по всей Пещере, пока не устал. Тогда он задремал вместе с Кошкой, не выпуская её из рук.

Женщина поглядела на них с улыбкой и сказала:

— Это была неплохая работа! Что бы там ни было, ты умница, Кошка.

Кошка сказала:

— Ты снова похвалила меня, и вот я здесь, у тёплого очага и отсюда я не уйду во веки веков. Но всё же запомни: я Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.

Женщина очень рассердилась, распустила волосы, подбросила дров в огонь и стала колдовать, чтобы как-нибудь снова не похвалить эту Кошку. Но она колдовала без звука, без песни, — и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то Крошка-Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу.

— Ай-ай-ай! — закричала Женщина, выронила кость, вскочила на скамеечку и подобрала свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним.

— Если ты не заколдовала её, — сказала Кошка, — мне будет не вредно её съесть.

— Конечно! — сказала Женщина. — Съешь её поскорей, и я век буду благодарна тебе!

В один прыжок поймала Кошка Мышку, и Женщина воскликнула от души:

— Спасибо тебе тысячу раз! Ты, должно быть, большая умница!

И засмеялась Женщина, и поставила перед Кошкой миску белого парного молока...!»

V. Закрепление автоматизации звука [р] в предложении.

Игра «Фыркает или урчит (мурлычет)?».

Дети отвечают полным предложением на вопрос «Что делает кошка, когда...».

Логопед: ...её гладят, гладят против шерсти, играют с ней, нападает собака и т.д.

VI. Автоматизация звука [р] в тексте (продолжение).

Игра «Это всё кошка».

Дети читают тексты.

Дикий кот

Дикий кот на домашнюю кошку очень похож, но покрупнее её. И хвост у него покороче, и ноги, и уши. А на горле белое пятно. Днём спит где-нибудь на солнышке, вечером на охоту выходит. Лисиц и барсуков из их же нор выгоняет. С дерева вниз прыгает даже на косуль и молодых оленей. Птиц разных, мышей, белок, зайцев ловит, даже змей и ящериц ест. Водится в Африке, Азии и Европе.

Рысь

Хвосты у всех рысей короткие, словно обрубленные, на ушах кисточки, на морде бакенбарды. Рыси лесные живут не только в Сибири, но попадаются и в наших широтах. Зайцы, тетерева и куропатки — любимая добыча рысей, но, бывает, они и на лосей нападают. Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев, голубей и фазанов. Кроме Европы, рыси разных видов водятся в Азии, Северной Америке, Африке. Всего известно пять видов рысей.

Леопард

Шкура леопарда напоминает игру солнца в листве, потому в зарослях леопарда не видно. Нюх у леопарда неважный, но видит и слышит он хорошо. И подкрадываться мастер. Потом прыжок — и добыча в когтях. Один леопард-людоед схватил женщину среди спящих людей и унёс её, никого не разбудив. Это было в Индии. Кроме пятнистого есть ещё дымчатый леопард. Живёт он, почти не слезая с деревьев, в лесах Индонезии и Вьетнама. Водятся леопарды в Азии и Африке.

Тигр

В зарослях полосы скрывают тигра даже от опытного охотника. У тигра не только шкура, но и голос очень красивый: мелодичный, гортанный, протяжный. Тигр очень хитёр. Подражая криком оленю, тигр приманивает его. А когда гоняет обезьян, рычит страшно. Они, пугаясь, прыгают с дерева на дерево и часто падают от страха на землю. Тут он их и хватает. Но обычно тигр охотится на диких свиней и оленей. Голодный, он ест змей, ящериц, мышей, лягушек, даже кедровые орехи. Тигр очень чистоплотен: добычу потрошит, сдирает зубами шерсть. А когда поест, полощет пасть в воде. Тигр вообще воду любит. Тигры водятся только в Азии.

Снежный барс

Живёт барс в горах Азии, где даже летом нежарко. Поэтому мех у него густой и длинный, светлый. Но иногда родятся совсем чёрные барсы. Барс часами караулит где-нибудь на скале горных индеек или баранов. Людей он не трогает, и нрав у него более добродушный, чем у леопарда и тигра. Барсы очень любят в снегу валяться и играть. Молоко у барсов очень жирное, чтоб детёныши, насосавшись его, не мёрзли. А мать ещё и шерстью гнездо утепляет, вырвав её у себя на животе. Другие кошки так не делают.

Гепард

Гепард — самый быстрый зверь на земле. Сто двадцать километров в час! Гепардов в Индии приручают и охотятся с ними, как с борзыми на антилоп. Охота эта старая: Москвы ещё не было, а русские князья уже гоняли с гепардами сайгаков по степному раздолью. А ещё раньше, пять тысяч лет назад, охотились с гепардами в Древнем Вавилоне и Египте. Самые крупные гепарды — в Африке, поменьше — в Азии. Гепард — единственная кошка, которая когти не может втянуть в лапу. Они у него тупые, как у собаки. Это чтобы быстро бегать. И ноги у гепарда длинные.

Вопрос: Какие дикие кошки не водятся в Европе и Азии? О каких не было речи?

Ответ: Пума, лев, ягуар, пантера (иметь изображения всех животных).

VII. Закрепление знаний по лексической теме.

Игра «Фотограф».

Логопед раздаёт детям изображения различных кошек (диких и домашних) очень крупным планом (видны только глаза, лоб, нос, щёки, рот).

Дети находят «фотографию» домашней кошки по форме зрачков и окрасу.

VIII. Развитие фонематического восприятия. Игра «Кошачья азбука».

Логопед читает стихи и показывает картинки с изображением котят.

Дети на слух определяют, какой звук в стихотворении встречается чаще всего.

1.        Буква к букве — будет книга,

А за ней — на полку прыгай.

Стоит прыгнуть во весь дух,

С полки книжки врассыпную — бух!

2.        Вася — юный кот — взволнован:

Васю вызвали к доске:

«Напиши любое слово

На кошачьем языке».

Вывожу я ушки, нос...

Задаётся мне вопрос:

«Не рисуй, скажи нам прямо,

Что за слово? » —

«Это мама!»

3.        Гонялся я за бумажкой,

Гонялся за мелкой пташкой,

Гонялся за мамой-кошкой,

Гонялся за братом (немножко),

Гонялся и перестал. Устал...

4.        Два друга на кухню пошли спозаранку.

Друг серый свалился в огромную банку.

Досадно, обидно, но плакать не стану!

Держись, дружище, сейчас достану!

5.        Затихает непоседа,

Не толкается с соседом,

Если вдруг кино покажут.

Еле-еле дышит даже!

6.        На экране — ёлка, ёж,

Птицы, человечки...

И у зрителей вовсю

Ёкают сердечки.

7.        Живее прячься, мурлычь потише,

Жужжит над нами ужасный хищник!

Жизнь так прекрасна, к чему испуг?

Жужжит над нами нестрашный жук!

8.        Зачем песочница у нас —

Заранее известно —

Залазим вместе каждый раз,

И ничего, не тесно.

9.        Мы собрались в далёкий путь,

Мы в чемодан влезаем, —

Смотри, про нас не позабудь,

Рассеянный хозяин.

10.        Фокус-покус для разинь —

Если надо в магазин,

То клубок подальше прячь:

Он для нас — футбольный мяч!

11.        Шевелитесь наши ушки,

На взъерошенной макушке!

12.        Я ещё маленький,

Я любимец маменькин.

Я очень хорошо живу —

Играем, ходим в гости...

Сам я, в общем, не хожу —

Пока что мама носит.

IX. Автоматизация звука [р] в самостоятельной речи.

Дети получают карточки с изображением котят и составляют их описание, используя лексику урока.

X. Письменные упражнения.

Записать в тетрадь текст о кошках (по указанию логопеда), подчеркнуть букву р.

XI. Домашнее задание.

Читать и пересказывать текст в тетради.

XII. Подведение итогов работы.

XIII. Индивидуальная работа.

Урок 19
Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Собаки.

Цель: автоматизировать звук [р] в тексте, работать над развитием фонематического восприятия, анализа.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, предметные картинки, картинки с текстами, игра «Кроссворды», альбомы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков.

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов).

4. Работа с предложениями.

5. Пересказ текста.

IV. Работа над развитием фонематического восприятия.

Логопед читает стихи.

Дети подсчитывают количество звуков [р].

Верные лапы

В день, наверное, раз по десять,

Раз по двести каждый месяц,

Больше тыщи раз в году

На прогулке и в саду,

На вокзале,

На проспекте

Вам встречались звери эти.

Может, даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честность?

Вот об этом-то сейчас

И пойдёт у нас рассказ.

(10 раз)

V. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Из биологии».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) Собаки, как и все млекопитающие, приспособлены к питанию животной пищей — мясом и дичью. Они имеют характерное для всех хищников строение зубов, годных для схватывания и поедания крупной добычи. Собаки имеют сильные мышцы, способны к быстрым движениям, развивают большую скорость в погоне за добычей, имеют острые изогнутые когти. Их органы чувств, особенно зрение, нюх и слух отлично развиты. Они имеют высокую способность к обучению и обычно на всё готовы ради хозяина.

б) Собаки бывают разные. Отличаются они породой. Все породы делятся на три группы: служебные, охотничьи и декоративные.

В группу служебных входят овчарки, доберманы, доги и терьеры. Во время войны их используют в качестве связистов, санитаров, подрывников. В мирное время они охраняют важные объекты, служат на границе, пасут скот. На шее овчарок-пастухов иногда можно увидеть железные ошейники с шипами. Они защищают собак от волков. Но и в мирное время иногда нужна помощь собак-санитаров, связистов и спасателей. Например, на водных спасательных станциях, в горах, на пожарах. Водолаз хорошо плавает, помогает рыбакам вытаскивать тяжёлые сети, спасает утопающих. Сенбернар разыскивает путников, заблудившихся в горах, никогда не собьётся с пути, всегда придёт на помощь. Благородна служба собак — поводырей слепых.

в)

Собака-санитар

Один солдат во время боя был ранен в руку и ногу. Он упал. Товарищи не нашли его и ушли далеко. Так лежал он два дня. К концу второго дня он услышал: собака близко фыркает. Нашла его санитарная собака Гайка. Подбежала к нему, а на спине у неё сумка с красным крестом; там бинты и лекарства. Взял солдат бинт и перевязал себе раны. А собака побежала к своим и привела их к раненому. Так собака спасла раненого бойца.

г)

Работа пограничников

День и ночь стерегут границу пограничники. К пограничнику Петрову подвели небольшую чёрную овчарку и сказали:

— Вот тебе, Петров, помощник. Береги его. Зовут собаку Гром.

Петров выучил Грома выполнять все свои приказы. Гром стал лучшим другом Петрова.

Однажды в глухую тёмную ночь шёл Петров по лесу. С ним был Гром. Вдруг Гром стал натягивать поводок и беспокоиться. Лаять ему запрещалось, и он только рвался вперёд. Петров ослабил поводок, скомандовал «Вперёд» и побежал за собакой. По опушке леса крался человек.

— Стой! — крикнул Петров.

Но человек пустился бежать. Недалеко была граница, и он мог скрыться. Петров спустил Грома. Гром догнал убегавшего, вскочил ему на спину и вцепился в него зубами. Нарушитель выхватил нож, но умный Гром схватил его за руку. Тут подоспел Петров, связал нарушителя и доставил его на заставу.

д) Охотничьи породы — легавые, гончие, борзые, спаниели, терьеры (норные), лайки. Все эти собаки требуют специальной подготовки.

Борзые собаки выведены в глубокой древности. Длинномордые, стройные и поджарые, борзые славятся быстротой. С ними охотятся без ружья в полях, где нет деревьев, иначе собака может разбиться. С ними охотятся на зайцев, лисиц, волков. Существуют гладкошёрстые борзые, такая порода называется «хортая».

е) Породы охотничьих лаек созданы народами таёжной зоны. Они служат для охоты на пушного зверя. Мелких зверьков лайки находят и облаивают на деревьях. Крупных животных они задерживают до подхода охотников, иногда вступая в схватку с медведем, лосем, кабаном. Охотятся они и на пернатую дичь.

ж) К норным собакам относятся терьеры. Слово «терьер» происходит от греческого слова «терра» — «земля». Так называют собак мелкого и среднего размера, используемых для травли крыс, хорей и других зверей, укрывающихся в норах. Это приземистые собаки. У них крепкие зубы.

з) Легавые собаки и спаниели служат для охоты за пернатой дичью. К ним относится, например, сеттер, а к спаниелям — коккер, русский спаниель.

и) Декоративные собаки очень привязаны к человеку. Их ещё называют комнатными. Они очень красивы и в основном маленького размера. Декоративные собаки легко поддаются дрессировке. У нас распространены пудели, болонки, пекинесы, чау-чау.

2. Игра «Из истории».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) Древние люди выбивали силуэты собак на монетах, изображениях на мозаичных узорах, поэты воспевали собак в своих стихах.

Один французский барон основал специальный Орден Пса, которым награждал самых верных рыцарей. На рукоятках мечей кавалеров Ордена Пса было изображение собаки, которое означало готовность верно следовать за своим полководцем, как пёс за хозяином.

б) Много лет назад дикая собака подошла к жилищу первобытного человека и стала его верным другом.

Какими качествами расположила к себе человека собака? У неё отличное чутьё, хороший слух, выносливость, быстрота и, самое главное, бескорыстная любовь к своему хозяину. Поэтому собаку и называют «четвероногий друг».

в) В Италии мальтийских болонок женщины содержали и носили в маленьких корзиночках. Это считалось очень модным.

Известны мальтийские болонки со времён Аристотеля. Издревле они упоминаются в литературе и изображаются в живописи. Греческий философ Теофас пишет: «Эта собака является иллюстрацией человеческого тщеславия». В России мальтийских болонок называли «игрушками для дам».

3. Игра «О чём говорят сказки».

Дети читают и пересказывают отрывки из сказок.

а) «...Когда Дикий Пёс подошел к Пещере, он диким носом приподнял лошадиную шкуру и стал упиваться запахом бараньего жаркого, а Женщина, услышав шорох, сказала, смеясь:

— Ты пришёл первый. Дикая Тварь из Дикого Леса, чего тебе надобно здесь?

И отвечал Дикий Пёс:

— Скажи мне, о Враг мой, Жена Врага моего, что это пахнет так нежно?

И нагнулась Женщина, и подняла с полу кость, и бросила Дикому Псу, и она сказала:

— Ты из Дикого Леса, Дикая Тварь, погрызи эту кость.

Взял Дикий Пёс кость, и она оказалась вкуснее всего, что он грыз до той поры, и он обратился к Женщине с такими словами:

— Брось мне скорее другую такую же кость.

И отвечала ему Женщина:

— Ты из Дикого Леса, Дикая Тварь, поди помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.

Дикий Пёс забрался в Пещеру, положил голову Женщине на колени и сказал:

— О, мой Друг. Жена моего Друга, хорошо.

Проснувшись, Мужчина спросил:

— Что здесь делает Дикий Пёс? И ответила Женщина:

— Его имя уже не Дикий Пёс, а Первый Друг, и он будет нам другом на веки веков...»

б)

Спор животных

Корова, лошадь и собака стали спорить, кого из них хозяин больше любит.

Лошадь говорит:

—Конечно, меня. Я всё добро хозяина вожу, и в город он на мне ездит. Что бы он без меня стал делать?

Корова говорит:

— Нет, хозяин любит меня больше. Я всю его семью молоком кормлю.

Собака говорит:

— Нет, меня хозяин больше любит. Я его добро сторожу.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

— Полно вам спорить. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте. (Русская народная сказка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для оформления классных стендов к Дню Матери.

Данный материал напомнит учащимся с классных стендов о добром празднике - Дне Матери....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Стихотворение ко Дню Матери. "Ода матери" Баева И.В.

К празднику 8 марта или ко Дню Матери душевное стихотворение "Ода Матери" Автор Баева И.В....

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....