Дислексия. Классификация.
статья по логопедии на тему

Екатерина Борисовна Ч

В данной статье представлены различные варианты классификаций дислексий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disleksiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСЛЕКСИЯ

        Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

        Дислексия проявляется :

  • в патологически замедленном чтении;
  • в большом количестве ошибок;
  • в трудностях усвоения букв;
  • в разнообразных смешениях букв по графическим и акустическим  признакам;
  • ошибки всегда носят стойкий характер;
  • в зеркальном чтении;
  • в перестановках звуков и слогов при чтении;
  • в перескакиваниях при чтении со строки на строку;
  • в неспособности к звуковому синтезу при чтении слов.

        

        Существует ряд точек зрения на вопрос классификации.

По проявлениям выделяют:

1. литеральную дислексию (трудности в усвоении букв);

2. вербальную дислексию (трудности чтения букв).

     

        О.А. Токарева рассматривает нарушения письменной речи в зависимости от первично нарушенного анализатора. Выделяют:

     -  акустическую дислексию (недефференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа, с трудом сливают буквы в слоги, слова, смешивают сходные по артикуляциии звучанию звуки (св.-шип., зв.-глух.);

     -  оптическую дислексию (неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным её образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении);

     -  моторную дислексию (отмечаются затруднения в движении глаз при чтении. Нарушение движений глаз в процессе чтения наблюдается почти у всех детей с дислексией и представлляют собой не причину, а следствие трудностей чтения).

        

        

Хватцев выделяет следующие типы дислексий:

   1) фонематическая;

   2) оптическая;

   3) оптико-пространственная;

   4) семантическая;

   5) мнестическая.

        При современном представлении о системном строении ВПФ классификации дислексий должно учитывать не только анализаторные расстройства, но и характер нарушения ВПФ: нарушение сенсомоторного уровня, символического уровня и языкового уровня.

Исходя из этого наиболее обоснованной и часто употребляемой является классификация Лалаевой:

  • оптическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • мнестическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • тактильная дислексия.

        Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв вследствии нечёткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв. Дети плохо усваивают отдельные элементы букв и буквы в целом. Не устанавливают связь между зрительным образом буквы и звуком, смешивают буквы, сходные по начертанию.

        Фонематическая дислексия. Дети не могут научиться читать в течение 2-4 лет. Они с трудом усваивают отдельные буквы, но не могут сливать их в слоги. Нарущенная связь между звуком и буквой обусловлена неразвитым фонематическим слухом. Звуки речи воспринимаются не стойко, не четко. Они с трудом различают оппозиционные фонемы, буквы, обозначающие их усваиваются с трудом. Формы:

   1) - нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш ...)

   2) - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. Ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, добавления, перестановки звуков, слогов).

        Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Здесь отмечается:

  -  изменение падежных окончаний, рода и числа существительных;

  -  неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных с прилагательными;

  -  искажение и замены определённых морфем слова в процессе чтения.

        Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Обусловлена нарушением процесса установления связи между звуком и буквой, нарушением речевой памяти. (возникает при афазии)

        Семантическая дислексия - нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текстов при технически правильном чтении. Трудности звуко-слогового синтеза и нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения.

        Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей.

        Группы ошибок при дислексии:

1) замены и смешения звуков при чтении (фонетически близких);

2) побуквенное чтение (нарушено слияние звуков в слоги, слова);

3) искаение звуко-слоговой структуры слова:

        - пропуски согласных при стечении;

        - добавления, перестановки, пропуски звуков, слогов;

4) нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста;

5) аграмматизмы при чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация названий растений презентация к материалу "Классификация названий растений"

Данная презентация является наглядным дополнением к материалу " Классификация названий растений"...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.

Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....

Внеурочное занятие . Модуль "Классификация .Сравнение" 2 класс занятие 2 «Классификация» .

Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий....

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии.

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии....

Классификация дислексии

В основе классификации дислексии лежат различные критерии: проявлении, степень выраженности нарушений чтения, нарушение тех или иных психических функций.Существует несколько классификаций дислексий, с...

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...