"Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности".
консультация по логопедии (1 класс) по теме

Белякова Светлана Викторовна

Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovoy_analiz_i_sintez.pptx2.48 МБ
Файл slogovoy_analiz_i_sintez.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности Подготовила учитель-логопед Белякова С.В.

Слайд 2

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Задачи коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: Развитие анализа и синтеза структуры текста. Развитие анализа и синтеза структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Слайд 3

Типичные ошибки Искажения структуры слова и слога:пропуски , вставки, перестановки букв в слове

Слайд 5

УПРАЖНЕНИЯ для развития слогового анализа и синтеза назвать только гласный звук слога; поднять букву, соответствующую гласному звуку слога; записать только гласные буквы слога; придумать слог с соответствующей гласной; определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву; придумать слог, в котором гласный звук на 1-м,2-ом или 3-ем месте.

Слайд 6

назвать гласные звуки слова; записать на схеме только гласные в этом слове; выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки; разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы; придумать слова по различным графическим схемам, на которых написаны гласные буквы.

Слайд 7

повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов; определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру; разложить картинки в два ряда, а зависимости от количества слогов в их названии; выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слова или предложения и прочитать. определить пропущенный слог в названии картинки; составить слово из слогов, данных в беспорядке; составить слово или предложение, произнесенное по слогам; выделить слова из предложения, состоящие из 1,2,3-х слогов;

Слайд 8

придумать слова с одним, двумя, тремя слогами; придумать слова с определенным слогом в начале слова; придумать слово с определенным слогом в конце слова; определить количество слогов в названии картинок (без предварительного их проговаривания); поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинки. по сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из 1,2,3-х слогов. Полезным являются также упражнения с использованием букв разрезной азбуки, запись слогов: изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности; работа с таблицами слогов. записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком; записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Слайд 9

Рекомендуемая литература

Слайд 10

Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальной школы

на тему:

"Развитие слогового анализа и синтеза

у детей с ОВЗ на уроках русского языка и

 во внеурочной деятельности".

Подготовила учитель-логопед

Белякова С.В.

29.03.2016г.

I Введение и актуальность

      В структуре нарушения речи детей с ОВЗ особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в письменных работах. Во многом это связанно с индивидуальными психологическими особенностями учащихся. Трудность в работе с нашими детьми обусловлена тем, что формирование новых условно-рефлекторных связей проходит замедленно, с большими трудностями, новые условные связи неустойчивы, быстро распадаются. Об этом свидетельствует сравнительный анализ работ учащихся, проведенных до и после летних каникул. Одной из более распространенных групп ошибок в письме учащихся являются акустические или фонетические ошибки: замены одних букв другими, пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.

      Условно все ошибки можно разделить на три группы:

1. замены букв на письме, соответствующих звукам, близким по своим акустико-артикуляционным признакам. Эти замены имеют место внутри следующих фонетических групп: глухих и звонких, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких. Как правило, такие ошибки являются стойкими и с трудом поддаются коррекции;

2. разнообразные по своему характеру пропуски, вставки, перестановки букв в слове;

3. замены, вставки и пропуски букв, обусловленные позицией звуков в слове и влиянием звуков друг на друга, так называемые позиционные ошибки.

       Все вышеназванные группы ошибок, имеющиеся в письменных работах учащихся, вызваны недостаточностью фонематического анализа слов. Одним из главных направлений логопедической работы по устранению ошибок на письме является развитие языкового анализа и синтеза. Языковой анализ и синтез предполагает фонематический анализ и синтез; слоговой анализ и синтез. Рассмотрим каждую позицию более подробно.

II Виды фонематического анализа.

Фонематический анализ и синтез предполагает умение выделять звуки на фоне слова. Опыт работы с детьми данной категории показывает, что эта форма звукового анализа и синтеза наиболее страдает. В связи с этим при коррекции ошибок на письме особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове, определение его места (начало, середина, конец). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом наши дети овладевают с трудом, вследствие малоподвижности психических процессов.

      Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слова на слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков учащимся более эффективно овладеть звуковым анализом слов. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается акцент на гласные звуки.

        При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаю учащимся следующие задания: отхлопать или отстучать слова по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.

       В процессе развития слогового анализа в речевом плане главной задачей ставлю умение выделять гласные звуки в слове. На этом этапе дети должны усвоить основное правило слогового деления: сколько гласных звуков в слове столько и слогов. Опора на гласные звуки позволяет устранить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление. В работе по выделению гласного звука из слога предлагаю слоги различной структуры с различными гласными, например: ах,ус, ма, кра, аст, зол. Использую следующие задание:

назвать только гласный звук слога;

поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;

записать только гласные буквы слога;

придумать слог с соответствующей гласной;

определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву;

придумать слог, в котором гласный звук на 1-м,2-ом или 3-ем месте.

        Далее следует работа по выделению гласных звуков из слова. Сначала предлагаю односложные слова различной структуры (ум, да, сом, волк, двор). Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец) Составляется соответствующая графическая схема слов. Дальше идет аналогичная работа на материале двусложных и трехсложных слов. Отрабатываем следующие упражнения:

назвать гласные звуки слова;

записать на схеме только гласные в этом слове;

выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки;

разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы;

придумать слова по различным графическим схемам, на которых написаны гласные буквы.

Закрепление действий слогового анализа и синтеза провожу с использованием следующих заданий:

повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов;

определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру;

разложить картинки в два ряда, а зависимости от количества слогов в их названии;

выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слова или предложения и прочитать. Например: детям даю картинку: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рубаха. После выделения первого слога в словах получилось предложение ” Мама купала Лару”.

определить пропущенный слог в названии картинки;

составить слово из слогов, данных в беспорядке;

составить слово или предложение, произнесенное по слогам;

выделить слова из предложения, состоящие из 1,2,3-х слогов;

дидактические игры “Играем в школу”, “Слоговая путаница” и др.

       На последнем этапе работы предлагаю задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений:

придумать слова с одним, двумя, тремя слогами;

придумать слова с определенным слогом в начале слова;

придумать слово с определенным слогом в конце слова;

определить количество слогов в названии картинок (без предварительного их проговаривания);

поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинки.

по сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из 1,2,3-х слогов.

       Полезным являются также упражнения с использованием букв разрезной азбуки, запись слогов:

изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности;

работа с таблицами слогов.

записать только слоги, начинающиеся с гласного звука;

записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком;

записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

    Эти упражнения  очень эффективные в плане развития слогового анализа и синтеза.

IV Вывод

        Как писал К.Д.Ушинский “сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова”. Важно сформировать у ребенка понятия “звук” и “буква”, научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу.