Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
рабочая программа по логопедии (3, 4 класс) на тему

Давыдова Юлия Владимировна

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

 Пояснительная записка.

За основу рабочей программы Давыдовой Ю.В. и Смирновой Н.Л.  взята программа Прокопьевой Т.И., составленная в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, на основе рекомендаций и разработок  специалистов в области коррекционной педагогики Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И.Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Парамоновой, А.Н.Корневым, О.И. Азовой, О.Н. Яворской.  

Программа предназначена для коррекционно-развивающей работы с обучающимися 3—6 классов с нарушениями чтения и письма, испытывающими трудности в усвоении основной образовательной программы начального общего образования.

Цель: восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и формирование стойкого навыка орфографического письма; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Задачи логопедической работы:

  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях;
  • практическое освоение учащимися знаний о звуко-буквенном и слоговом составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
  • обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
  • формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;
  • совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной деятельности учащихся;
  • развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение и обобщение явлений языка);
  • развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.

При реализации содержания программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого раздела сугубо индивидуально. В связи с этим допускается увеличение количества часов, продление срока обучения, выборочное использование разделов и тем программы.

Результатом реализации программы является:

  • развитие речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями и индивидуальными особенностями ребенка;
  • усвоение и автоматизация навыков орфографического письма;
  • оптимизация всей учебной деятельности школьников, о чем свидетельствует повышение успеваемости детей не только по предмету «Русский язык», но и по другим учебным дисциплинам.

Характеристика обучающихся 3—6 классов, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Диагностика письменной речи обучающихся детей 3-6 классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Лалаевой Р.И.), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии).  

Также, в письменных работах учащихся не только начальной школы, но средних и старших классов наблюдаются стойкие нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Специалисты называют такое нарушение дизорфографией. Дизорфография — стойкое и специфическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В. Прищепова).

Согласно современным представлениям, дизорфография связана прежде всего с затруднениями детей в усвоении ведущего — морфологического принципа русского письма. Морфологический принцип предполагает наличие при написании постоянного буквенного обозначения морфем (корней, суффиксов, окончаний, приставок) независимо от их звучания в данном слове (О.И. Азова, 2006; А.Н. Корнев, 2003; Р.И. Лалаева, 2004; Л.Г. Парамонова, 2006; И.В. Прищепова, 1993; Г.М. Сумченко, 1995).

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово.

Хорошо выучив правило, ребенок не может применить его на письме.

Наиболее частые дизорфографические проявления — это ошибки на правила начальной школы:

  • не усваивают написания ЧК, ЧН, СТН. ЖИ. ШИ. ЧА, ЩА и т.д.;
  • правописание безударных гласных в корне;
  • ошибки в словах с непроверяемыми гласными;
  • написание большой буквы в словах:
  • написание разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака;
  • написание непроизносимой согласной, удвоенных согласных;
  • ошибки в приставках;
  • деление слова на слоги, разбор слова по составу;
  • ошибки выполнения звуко-буквенного анализа и фонетического разбора слов.

Речевые нарушения почти всегда сопровождаются нарушениями в формировании познавательных, общеучебных и коммуникативных навыков. У школьников с дизорфографией недостаточно сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий. Резкое снижение тонуса познавательной активности в целом и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения. Это в конечном итоге препятствует нахождению адекватных способов их решения. Часто дети прибегают к угадыванию.

В соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой (1984, 1999) коррекционно-воспитательная работа с учащимися направлена не только на устранение пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей, но и на развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению.

По мнению Л.Г. Парамоновой: «Основной причиной появления дизорфографии являются упущения дошкольного возраста, в котором детям, ввиду неоказания им своевременной коррекционно-профилактической помощи, не удалось полноценно пройти дограмматический период усвоения языка. Незавершенность этого периода имеет место у 55,5% детей, поступающих в первый класс массовых школ. Для этих детей характерно обилие аграмматизмов в устной речи (неправильное употребление падежных окончаний, предлогов, суффиксов, приставок, неправильная постановка ударений в словах и пр.), не говоря уже о бедности их словарного запаса и неточном понимании смыслового значения многих слов.

Вполне естественно, что такие учащиеся просто в принципе не могут овладеть морфологическим принципом письма. Поскольку- состояние их речи не может служить полноценной базой для овладения письменной речью».

Дизорфография выявляется у учащихся уже посещавших логопедические занятия или тех, которые не смогли по тем или иным причинам их посещать.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

  1. Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»
  3.  Базисным учебным планом  АНО СОШ «Димитриевская»
  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо  о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления    формирования предпосылок к продуктивному  усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

 Общая характеристика коррекционного курса.

В коррекционном курсе реализуются:

1. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и их дальнейшее совершенствование; формирование и совершенствование навыков орфографического письма.

При подборе речевого материала учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.  Предлагаемые задания и упражнения направлены на коррекцию лексико-грамматического строя речи, формирование морфологического принципа письма, развитие психических функций и активизацию мыслительной деятельности. В процессе систематических занятий у учащихся формируется более осознанный интерес к языку, становится возможным анализ различных его сторон: звуко-буквенный анализ, анализ состава слова, словообразование, уточняются лексико-грамматические признаки слов. Осознанно усваиваются системы грамматических понятий, принципы письма, правила правописания, синтаксический строй.

В разделе «Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза» дети повторяют знания о звуках и буквах, выполняют звуко-буквенный и фонетический разбор слов, повторяют способы обозначения мягкости согласных, написание разделительного мягкого знака в словах.

Дети повторяют знания о предложении: виды предложений, знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи; учатся восстанавливать предложения из слов, выделять из предложений словосочетания, то есть практически осваивают понятие о связи слов в предложении, учатся выделять предложения из сплошного текста. Повторяют правила написания предложения.

Тема «Согласные звуки и буквы» направлена на повторение знаний о согласных звуках, обозначение их буквами. Дети учатся наблюдать несовпадение написания и произношения слов, рассуждают о причинах такого явления. Отрабатывается алгоритм проверки орфограммы. Таким образом, закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости.

В теме «Предлоги» посредством предлогов развивается пространственное ориентирование. Уточняются грамматические предложно-падежные конструкции, корректируются аграмматизмы в речи и на письме. В процессе практической работы с предложно-падежными конструкциями дети учатся видеть корень слова и выделять изменяемую часть — окончание. Формируется умение внимательно читать текст с последующим подбором подходящих по смыслу предлогов и слов.

Изучая тему «Простые и сложные предложения», учащиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении. Дети учатся составлять сложные предложения с различными союзами, развивается умение ставить запятую между частями сложного предложения.

В разделе «Слово» повторяются знания о звуковом составе слова, обозначении звуков буквами и рассматривается слово с других точек зрения:

  • морфемного состава и словообразования;
  • грамматического значения;
  • лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части. Знакомятся с корнем, однокоренными словами, приставкой, суффиксом, окончанием, их графическим обозначением. Наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов, осознанно дают определение частям слова.

В ходе изучения приставок дети учатся различать одинаковые по написанию предлоги и приставки, учатся образовывать слова с помощью приставок и различать их грамматическое значение. При изучении данного раздела происходит обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске.

Рассматривается сложная тема «Разделительный твердый знак». Формирование навыков написания Ъ происходит с опорой на звуковой анализ слов. В ходе практической работы со словом дети делают самостоятельный вывод о том, когда в слове пишется Ъ.

В разделе достаточно много часов уделяется теме «Суффиксы». Формируются навыки суффиксального словообразования, предлагается оценить смысловые, эмоциональные возможности суффиксов. Знакомятся с написанием гласной в суффиксах после шипящих. Дети тренируются в образовании слов, в разборе по составу доступных слов. Такие практические задания способствуют развитию аналитических процессов, навыку зрительного выделения суффиксов.

При ознакомлении с окончанием рассматривается его функция, постигается различие между изменением слова и образованием новых слов. На практике дети учатся согласованию слов, тем самым корректируются аграмматизмы в устной речи и на письме. Занимательные задания формируют интерес к родному языку, способствуют усвоению приемов умственной деятельности.

Дети знакомятся со сложными словами, учатся анализировать их состав. Развивается навык словообразования сложных слов.

Ведется работа по формированию предпосылок к усвоению орфограммы «Безударная гласная в корне слова». Рассматриваются слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова и лексическим значением однокоренных слов с чередующимися согласными в корне. Отрабатывается умение проверять букву безударной гласной в корне слова, в том числе на материале трехсложных слов — с двумя безударными гласными в корне. Эта работа связана с развитием орфографических умений.

При рассмотрении темы продолжается работа с группами однокоренных слов с омонимичными корнями. Важность подробного рассмотрения этой темы обусловлена тем. что при подборе проверочных слов дети ориентируются лишь на внешнюю их «похожесть», не задумываясь над смыслом. Цель заданий — научить детей быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения.

Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа класс, аллея, теннис и правило их переноса. Вводится новая орфограмма — обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Используя прием сравнения слов по звучанию, дети учатся определять и проверять непроизносимый согласный звук.

Изучение морфемного состава слова позволяет решить одну из важнейших коррекционных задач — формирование у детей чувства языка.

Кроме этого, содержание данного раздела способствует активизации познавательного мотива учебной деятельности, развитию аналитико-синтетического мышления, внимания, самоконтроля. Совершенствуется навык использования алгоритма при решении разнотипных орфографических задач, автоматизируется орфографический навык письма.

Раздел «Части речи» — сложный для ребенка раздел, т. к. его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Этот раздел изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, повышения орфографической грамотности.

Разнообразные занимательные задания, предполагающие практическую работу со словом, способствуют коррекции аграмматизмов в устной речи и при письме.

Изучение раздела проводится по единому плану. Рассматриваются грамматические признаки имен существительных, прилагательных. глаголов, их роль в предложении. Закрепляются навыки словоизменения при согласовании слов. Рассматривается словоизменение по падежам. Ведется работа по развитию навыков конструирования предложений.

По ходу изучения раздела дети формулируют определение всех частей речи, делая определенные записи в альбоме. Это способствует осознанному усвоению темы «Части речи» и развивает навык продуцирования монологического высказывания.

Темы раздела «Практическое овладение связной речью» проходят сквозной линией через все содержание программы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных и тематических слов, синонимических и антонимических рядов, ознакомление с фразеологическими оборотами, многозначностью слов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью, конструирование словосочетаний, предложений.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: составление различных видов текстов, текста с заданным началом, составление рассказа по данным словосочетаниям.
  4. Продуцирование монологической речи с опорой на записи, схемы, таблицы.

2. Формирование и развитие психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Исходя из особенностей детей с речевыми нарушениями, наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению основной образовательной программы стоит задача развития психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Задания направлены на:  

-развитие умения принимать и понимать словесную или письменную инструкцию.

-обучение школьника выявлять и определять границы уже известного и усвоенного, и того, что еще неизвестно (задания с инструкцией, в которых недостаточно информации. Выполнение таких заданий требует практической работы со словом. Развиваются аналитико-синтетические процессы мышления, монологическая речь. По результатам выполнения работы учениками делается вывод).

-обучение учащихся планированию своих действий — важный шаг на пути формирования у них умения производить умственные операции. При обучении планированию используются схемы, таблицы, планы, приемы мнемотехники.

-развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

 -формирование познавательных действий (задания, включающие в себя систему познавательных операций, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и операциями логического и творческого мышления, осознанным и произвольным построением речевого высказывания).

-формирование знания правил коммуникации и умение использовать их в актуальных для ребенка ситуациях. Это является важным направлением коррекционной работы, которое сквозной линией проходит через всю коррекционно-развивающую работу. Реализация содержания программы способствует развитию речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

На занятиях дети осваивают правила общения со сверстниками и взрослыми, учатся слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, развивают монологическую речь, используют коммуникацию как средство достижения цели. Работая в группах, дети приобретают опыт учебного сотрудничества.

 Описание места учебного предмета  в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ООП  НОО.

Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, проводимых на  базе АНО СОШ «Димитриевская» логопедическом пункте.

Работа организуется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Программа рассчитана на 1—1,5 учебных года (90—135 часов).

Периодичность занятий — 3 раза в неделю.

 Описание ценностных ориентиров  содержания  учебного предмета.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом.

Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра — осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой и выполняй Заповеди Божии).

Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе — это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии — осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность Истины — осознание понимания Истины, а также научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества — осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность человечества — осознание себя не только гражданином России, но и гражданином Царствия Небесного, а также частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения курса.  

Программа способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

                                       Личностные результаты.

На основе предлагаемых заданий школьник учится следующим умениям и качествам:

— осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние

определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;

  • проявлять любовь и уважение к Церкви, Отечеству, его языку , культуре;
  • понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
  • находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
  • с желанием и интересом выполнять учебные задания;
  • иметь потребность в чтении.

                            Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

  • осознавать границы собственных знаний и умений;
  • принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
  • составлять план решения учебной задачи;
  • работать по плану, сличая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;
  • осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
  • оценивать правильность выполнения действий другого;
  • проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
  • развивать способность к рефлексии.

              Познавательные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

  • ориентироваться в альбоме, учебниках, словарях с целью извлечения нужной информации;
  • самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
  • выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
  • использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

            Коммуникативные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;
  • слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • работать в парах и малых группах;
  • понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

                       Планируемые предметные результаты.

В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и уметь:

  • отличать текст от набора предложений, написанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам;
  •   знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и приставки;
  • выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение; обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия написания и произношения;
  • правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, ь разделительным мягким знаком, ъ — разделительным твердым знаком;
  • видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их; правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
  • правильно писать сложные слова с соединительными буквами о и е;

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; использовать приобретенные навыки словообразования при проверке орфограмм;

  • иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи многозначные слова и фразеологизмы;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им определение с опорой на записи;
  • уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам);
  • уметь подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным и наблюдать за изменением грамматических признаков;
  • находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать та изменением грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе; изменять глаголы по временам;
  • выделять в предложении подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • иметь навык построения сложных предложений с союзами;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.

                                         Принципы работы.

Коррекционно-развивающая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • принцип комплексности;
  • принцип системности;
  • патогенетический принцип;
  • принцип учета структуры речевого нарушения;
  • принцип дифференцированного подхода в обучении;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий;
  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
  • принцип использования обходных путей.

               Содержание программы.

Р а з д е л I.  Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза слов. Характеристика звука. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста. Составление предложений по заданной схеме. Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.

Обозначение мягкости согласных звуков двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака — показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.

Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова. Представление о сильной и слабой позиции звука. Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова.

Предлог как самостоятельная часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлога с существительным в единственном и множественном числе.

Р а з д е л II. Состав слова

Корень. Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова.

Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.

Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака, разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.

Дифференциация предлогов и приставок.

Суффикс. Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных.

Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.

Состав слова. Разбор слова по составу.

Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных о и е.

Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво — дева). Слова-омографы (замок — замок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе — горный — горение).

Раздел III. Части речи

Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по вопросам (падежам).

Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.

Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.

Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразо- зание глаголов. Время глагола. Согласование глагола прошедшего времени с существительным в роде и числе. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Нахождение в предложении грамматической основы.

Раздел IV. Практическое овладение связной речью

Антонимы. Синонимы. Фразеологические обороты. Однозначные и многозначные слова.

Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. Распространение простых предложений. Составление словосочетаний заданных слов. Составление предложений из заданных словосочетаний. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по заданному началу. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ.

Понятие о простом предложении. Графическое изображение простого предложения. Составление простых предложений по графическим схемам. Простое предложение с однородными членами. Понятие о сложном предложении. Определение количества частей в сложном предложении. Графическое изображение сложного предложения. Смысловая роль запятой в сложном предложении. Составление сложных предложений с использованием различных союзов.

Повествовательный рассказ. Описательный рассказ. Последовательный рассказ. Рассказ по заданному началу.

                                       Формы и средства контроля

Для отслеживания результатов коррекционной работы предусмотрены диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль.

                                                Диагностика.

Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения (Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова).

Промежуточная диагностика: анализ диктантов, списывания, письменных работ в классных тетрадях.

Итоговая диагностика: анализ списывания и итоговых диктантов.

                                                   Контроль.

Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: устный опрос в начале и конце урока; в ходе выполнения заданий, проверочные работы, тесты, самооценка учениками выполненных заданий.

Целью тематического контроля является проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учет специфических ошибок. Это дает возможность при необходимости внести изменения в календарно-тематическое планирование.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы итогового контроля — списывание, диктант, сочинение по картине, анализ итоговых классных работ.

Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащихся фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельной организации своей деятельности, способности осуществлять контроль за собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых условиях.

Самостоятельная работа учащихся проводится на первых двух занятиях. Цель:

  • определение навыка сформированности фонетического принципа письма;
  • определение уровня сформированности навыков звуко- буквенного анализа слов;
  • определение навыков сформированности процессов словообразования и словоизменения;
  • выявление аграмматизмов;
  • определение уровня развития связной речи;
  • определение уровня усвоения изученных орфограмм.

                            Учебно-методическое обеспечение

-учебно-наглядный материал (раздаточный материал, схемы, плакаты, развивающие игры);

-логопедический альбом Прокопьевой Т.И. по преодолению аграмматической дисграфии и дизорфографии у школьников;  

-цифровые образовательные ресурсы;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...