Главные вкладки

    Семинар: «Сензитивные периоды развития речи. Комплексный подход к анализу типовых ошибок чтения и письма у младших школьников и пути их преодоления».
    учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Глаголева Елена Анатольевна

    Семинар посвещен ознакомлению специалистов с трудностями освоения навыками чтения и письма у младших школьников, и способами их устранения.

    Семинар проводился для учителей начальных классов, учителей - логопедов и дефектологов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_13.12.2012_2.docx42.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар:

    «Сензитивные периоды развития речи. Комплексный подход к анализу типовых ошибок чтения и письма у младших школьников и пути их преодоления».

    Глаголева Елена Анатольевна –

     кандидат психологических  наук,

     логопед

    Добрый день, уважаемые коллеги! Начнём мы наш семинар с просмотра небольшого отрывка из фильма «Звёздочки на земле»…

    Ситуация, просмотренная Вами, вероятно, не вызывает большого удивления.

    Ребёнок совершенно очевидно страдает нарушениями письма (дисграфией), нарушениями чтения (дислексией), нарушениями счёта (дискалькулией).

    Что же необходимо для успешного освоения школьными навыками?

    Однозначно ответить на этот вопрос пока не представляется возможным. Известно, что как биологические, так и социальные факторы играют важную роль в обучении ребёнка.Чтобы создать полную картину развития ребёнка начнём с младенчества.

    Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания.

    Наибольшее увеличение веса мозга приходится на 1-ый год жизни и замедляется к 7 – 8 г., достигая максимального веса у мужчин в 19 – 20 лет, у женщин – в 16 – 18 лет.

    Скорость роста коры во всех областях мозга наиболее высока в первый год жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. Различные структуры мозга созревают неравномерно, поэтому готовность к выполнению свойственных им функций наступает в разные возрастные периоды.

    По некоторым данным, от рождения до 2-х лет происходит активное образование контактов между нервными клетками (синапсов) и их количество в этот период выше, чем у взрослого человека.

    Количественные и качественные функциональные изменения в работе височно-теменно-затылочной подобласти в виде больших сдвигов происходят в 2 года (период появления активной речи) и в 6-7 лет (предшкольный период).

    С 2-х до 3-х лет речь приобретает связный характер. Ранний возраст является сензитивным (благоприятными) для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-ого года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3 года – 1500 слов.

     В 3 годапроисходит смена ведущейдеятельности и переход в следующий возрастной период - дошкольный возраст (3-7 лет). Предметная деятельность сменяется игрой и продуктивнойдеятельностью. Созревание ассоциативных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для научения.Затем происходит созревание височно-теменно-затылочной доли (называемой зоной ТПО), что дает возможность перехода на стадию конкретных операций, как раз когда ребенок идет в школу (6-7 лет).

    На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятельность, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший школьный возраст). Основное в этом возрасте – появление отвлеченного словесно-логического мышления,которое перестраивает другие познавательные процессы, а также умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

    И, наконец, активный процесс созревания лобных долей мозга к 12 -14 годам (лобные доли окончательно формируются к 21 году)создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций; наступает время подросткового возраста,  ведущей деятельностьюстановится общение (социальная активность). Поэтому очень важно, чтобы в предыдущем возрасте (7-10 лет), именно учебная деятельностьвыступалаведущей.

    Подводя краткий итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: для успешной адаптации и нормального психофизиологического развития ребёнка необходимо гармоническое сочетание внутренних факторов, которые обеспечивают структуры головного мозга, созревающие в определённый возрастной период и внешних факторов, связанных с социальной ситуацией развития, которая обеспечивает  формирование ведущей деятельности. Несформированная функция в сензитивный (благоприятный) период развития может сказаться на успешности обучения в дальнейшем.

    Понятно, что идя в школу с 6,6 лет, часть детей не готова к обучению.

    Исследование середины 90-х гг. также показало, что более чем для трети детей, начинающих обучение с этого возраста, школа выступает серьезным стрессирующим фактором.

    Видеосюжет, представленный Вам, как нельзя лучше представляет данную проблему.

    Практика преподавания показывает, что в течение первого полугодия у большинства первоклассников навыки чтения и письма только формируются, но не успевают укрепиться до такой степени, чтобы можно было ими свободно пользоваться. Поэтому в дальнейшем учащиеся начинают испытывать значительные трудности при изучении правил русского языка, выполнении письменных работ, анализе литературных произведений.

    Осложняется и нарушается сам процесс освоения школьной программы. Для многих первоклассников темпы обучения оказываются настолько быстрыми, что необходимые навыки не успевают сформироваться даже ко второму классу. Дети пишут неграмотно, допускают много нелепых ошибок даже при списывании, а почерк такой, что часто ни они сами, ни взрослые не могут разобрать, какие буквы или слова изображены.

    Для оказания грамотной помощи ребёнку необходима слаженная работа  педагога, психолога и логопеда, если они есть в штате. В противном случае вся работа ложится на учителя, который является главным помощником и наставником своим ученикам. В начальной школе значимость референтного взрослого, то есть Вас, наиболее высокая.

    Рассмотрим те ошибки, наличие которых усложняет процесс успешного освоения школьными навыками. Какие упражнения можно проводить, чтобы помочь детям?

    Было выделено четырнадцать категорий ошибок письма.

    (слайд):

    - звонкость – глухость (например: трубу= трупу);

    - твердость – мягкость (например: сосульки =сосулки);

    - нарушение границ слов (например: идет снег = "ид" ётснег);

    - дифференциации предлог – приставка (например: в луже = влуже, прожил = про жил);

    - пропуск слов, предложений;

    - пропуски согласных (например: в трубу = в тубу);

    - пропуски гласных (например: прыгает = пргает);  

    - замена букв, имеющих одинаковые элементы написания (например: л – м, п – т, ш – щ – ц, и – у, и др.);

    - окончания различных частей речи [в смысле их согласования] (например: весеннее солнышко = весенняя солнышко).

    - заглавная буква (например:Чив; Крепчал мороз.)

    - нарушение графического маркирования текста (например:Везде льетпьетЧив водичку, прыгает.);  

    - безударная гласная (например: с головой = галавой);

    - угадывание (например: крепчал= кричал );

    - зеркальность письма (например: написание букв е, к,г, з, в, р, э, я, с  в другую сторону, либо взаимозаменыс – е, б - д);

    Рассмотрим отдельно каждую категорию ошибок: возможные причины её возникновения и упражнения по их устранению.

    Нарушение границ слов (контаминации). Соединение слов друг с другом (водичкупрыгает), либо их разрыв (вод ичкупрыгает) говорит о невозможности уловить ритмическую структуру слова  и удержать ее, о потере смыслового содержания высказывания. В основе таких нарушений лежат трудности анализа и синтеза слышимой речи и неспособность выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы. Страдают операции, связанные с опознаванием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук).

    Сензитивным периодом освоения этого навыка, с точки зрения нейропсихологии, является время активного созревания зоны ТРО (височно-теменно-затылочная область), которое происходит к 7–ми годам. Причинаминесформированности данной области в определённый возрастной период могут выступать осложнённая беременность, родовые травмы, серьёзные соматические заболевания в первый год жизни и приём антибиотиков. Основная работа по устранению и профилактики данного вида нарушения в первом классе направлена на:

    • овладение понятиями: предложение, слово, слог, звук, различение понятий «звук-буква».
    • отхлопывание количества слов в предложении; слогов в слове. Акцент делается на слуховую работу. Сохранение таких ошибок  может быть обусловлено серьёзными нарушения развития, требующих консультации дополнительных специалистов.

    Ошибки на различие звонкости-глухости (день - тень; увидал - увитал). За различение фонем по звонкости-глухости отвечает фонематический слух. В норме фонематический слух формируется к 4 – 4,5 годам. В нейропсихологической трактовке эта фонетико-фонематическая недостаточность означает, что и вторичные (гностико-праксические) и третичные (языковые) поля коры головного мозга функционируют со сбоями или задержкой. Развитие корковых полей височной области, отвечающей за работу слухового анализатора, за узнавание (на слух) и дифференциацию звуков, происходит в 2 года и в 6 -7 лет. К концу второго класса у учащихся в норме не должно быть таких ошибок, при их наличии необходимо оказать ребенку квалифицированную помощь.

    Основное внимание при обучении следует обратить на следующие моменты:

    • как образуются звуки: звонкие-с участием голоса, а глухие–без;
    • провести дифференциацию парных согласных. Первоначально на слух: (например: хлопните, если услышите звук «д»-1 раз, а «т»-2 раза), затем можно диктовать слоги: «до-то», «ги-ки» и т.д.

    Oшибки на различение предлога-приставки. С одной стороны, эти ошибки являются ошибками на правило, с другой стороны - являются отражением морфемного аграмматизма, то есть трудностей анализа и синтеза частей слов.По устранению таких ошибок можно рекомендовать следующее:

    • отхлопывание слов в предложении, с последующим проговариванием и выделением голосом предлога.

    Пропуски слов и тем более предложений могут быть вызваны снижением интенсивности протекания нейродинамических процессов (внимания, памяти, мышления). Рекомендована следующая работа:

    • развитие внимания;
    • увеличение объёма слухоречевой памяти;
    • работа над пониманием текста.

    Наличие таких ошибок у детей четвёртых - пятых классов общеобразовательной школы, претендующих на обучение повышенной сложности  ставит под сомнение их дальнейшее успешное обучение.

    Пропуск согласного является более грубой ошибкой, чем пропуск гласного. Изначально алфавит состоял лишь из согласных букв, по их наличию люди воссоздавали образ написанного слова (по гласным это сделать практически невозможно). Если ребенок пропускает согласные, по всей вероятности он как бы «теряет» смысл слова (в данном случае не имеются в виду непроизносимые согласные). Здесь также можно говорить о нарушениях звукобуквенного анализа и смысловой структуры слова. Можно порекомендовать следующие виды работ:

    • работа над смыслом слова;
    • звукобуквенный анализ слов различной степени сложности.

    При пропусках гласных проводим следующие упражнения:

    • записываем слова одними гласными, при этом педагог диктует слова орфографически;
    • по заданным согласным и отдельно записанными гласными узнать слово и отгадать  его (например:тнк     а; плкоа и т.д.).

    Ошибки на твердость - мягкость являются по своей природе такой же как звонкость - глухость.К 4-му классу практически не встречаются ошибки на замену гласных, обозначающих мягкость согласных (рад-ряд; искупался – искупялся). В тоже время в работах имеются ошибки на обозначение мягкости согласного посредством мягкого знака. Эту ошибку (льёт – лёт; пьёт - пёт), на наш взгляд, нельзя полностью отнести к ошибкам на знание орфографических правил, так как такого рода ошибки являются проявлением несформированности фонематического слуха, за формирование которого отвечает височная доля левого полушария, становление функции которой приходится на 6-7 лет.

    Что мы предлагаем:

    • определение на слух мягкости согласного (например: положите голову на руки, как только услышите мягкий звук, поднимите голову: ал-аль, усь-ус и т.д.)

    Замена букв, имеющих элементы одинакового написания (и-у; л-м; п-т). Указанные ошибки на замену букв по кинетическому признаку встречаются на фоне усталости и при убыстренном темпе письма. Такие диспраксические нарушения могут проявляться и в неровном почерке, микро - и макрографиях. В клинической картине таких детей отмечается нарушение пальцевого праксиса, затруднения динамической организации движений (инертность в переключении). Отвечает за работу кожно-кинетического анализатора (в частности за мышечно-суставное чувство руки), нижнетеменная зона левого полушария, моторные нарушения также могут быть следствием нечеткой работы зрительного анализатора. Для исправления данного вида нарушения предлагаем следующие виды работ:

    • выкладывание смешиваемых букв из спичек, верёвочек;
    • написание их пальцем на спине у соседа, на тыльной стороне ладони;
    • подчёркивание смешиваемых букв в словах их содержащих  разноцветными ручками (например: пташка, лимон, улитки и т.д.);
    • записывание в тетрадях следующих цепочек: 3и4у1и; 2м3л1л4м и т.д. Сначала записываем цветными ручками, затем ручкой одного цвета с последующим выделением границ каждой буквы. Выполняем и обратную задачу: педагог записывает цепочки смешиваемых букв, а учащиеся определяют их количество и записывают их в тетрадь.

    Ошибки в окончаниях различных частей речи связаны с трудностями морфологического анализа и синтеза. Ошибки на согласование различных частей речи часто встречаются у детей с билингвизмом (двуязычие), также они свойственны  детям, имеющих общее недоразвитие речи. Для детей с билингвизмом необходимо дополнительное изучение русского языка. Для детей, для которых русский язык является родным, необходимы занятия по развитию связной речи.

    Ошибки графического маркирования текста подразумевают либо отсутствие точек в конце предложения, либо написание их  в разных частях текста. Ошибка характерна для учащихся 1-х и 2-х классов.Такие нарушения у учащихся 3-х, 4-х классов сообщают не о незнании правил, а сигнализируют, по всей вероятности, о невозможности выделить в речевом потоке логически законченные фразы.Из практики хорошо зарекомендовали себя следующие упражнения:

    • двухэтапное  чтение коротких текстов. Сначала взрослый читает текст со знаками препинания, затем – без;  ребёнок должен хлопнуть в конце предложения;
    • раздаются тексты без точек. Учащийся расставляет точки, проверяет вслух.

    Ошибки на угадывание подразумевают либо замену букв в слове, либо замену слов, вероятнее всего из-за бедности словарного запасa.

    Основным направлением работы должно быть обогащение словарного запаса и работа над толкованием слов.

    Ошибки на зеркальность свойственны  чаще всего леворуким детям, но могут встречаться и у первоклассников. К возрасту 10 лет они обычно исчезают, так как к этому возрасту практически завершается латерализация полушарий головного мозга. У детей, имеющих такие ошибки, обычно выявляются нарушения пространственной ориентации, трудности в определении схемы тела. Следует отработать следующее:

    • четкое определение право-лево в пространстве и на бумаге (графический диктант);
    • вычёркивание неправильно написанных букв (цифр) в потоке букв.

    Ошибки на написание заглавной буквы в начале предложения или в именах собственных, являются ошибками на правило. К 4-ому классу обычно это правило полностью усваивается школьниками. Тем не менее, эти ошибки встречаются довольно часто, но на наш взгляд являются менее грубыми.

    Ошибки на безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением делают учащиеся всех возрастов. Ошибки можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует «чувство» на орфограмму. Он не может определить, где именно нужно применить правило, которое ему известно, не может найти родственное слово в силу бедности словарного запаса. На наш взгляд, для устранения такого рода ошибки необходимо всестороннее развитие ребенка в речевом плане, как в школе, так и дома. Здесь необходимо отметить ошибку, которую мы не включили в нашу классификацию. Это ошибка на написание парных согласных в слабой позиции. Алгоритм объяснения наличия данной ошибки тот же, что и на безударную гласную.

    Общие упражнения, направленные на устранения ошибок описаны в методичке, розданной Вам. Требуется внести некоторые комментарии.  Классификация ошибок, представленных в методичке, дана в более обобщенном виде. Давайте вместе посмотрим эти задания, которые можно выполнять в процессе урока. Если есть необходимость, можно прокомментировать некоторые упражнения.  Есть ли у Вас вопросы?

    На этом позвольте закончить и пожелать Вам творческих успехов.

    Литература

    1. Глаголева Е.А. Трудности усвоения чтения и письма у младших школьников /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., №4 2003, С.27-/

    1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихология, диагностика трудностей в обучении младших школьников М., 1997, Рос.Пед.Агентство
    2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология М, 1999, изд-во УРАО
    3. Обухова Л.Ф., Возрастная психология М., 1999, Педагогическое общество
    4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников М., 1995.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

    В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...

    Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»

    «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ  В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

    доклад по теме "Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

    Доклад к презентации "Качества чтения и письма", рассмотрены нарушения при чтении и письме...

    Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

    Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...

    Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

    Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

    Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

    Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

    «Повышение качеcтва чтения и письма у младших школьников, имеющих недоcтатки в звуковом анализе cлов.»

    В последние годы отмечаетcя значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной шк...