Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

А) Произношение

Тема:   Звуки [С-З]. Словесное ударение.

Цель:   Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.

Тренировка в умении соблюдать в речи  словесное ударение.

Оборудование: таблички с речевым материалом, картинки, профили произношения звуков [С-3], индивидуальный слуховой аппарат, зеркало.

Б) Развитие слухового восприятия (2 -е занятие)

Текст: Забота о птицах.

Цель: Учить распознавать и различать на слух (слухо-зрительно)

фразы, слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrs_i_fp_zvuki_s-z._slovesnoe_udarenie.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и

формированию произношения (1дополнительный класс)

                                      Даша Б.

Диагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 2-3cт.

АD– 78 Дб  (аппарат)           раб. с/а= до 6м        l раб. б/а=уш.р.

АS– 50 Дб  (аппарат)           l рез. c/а= до 6,5м    l рез. б/а= уш.р.

                                                Ш.р. - 0                               

А) Произношение

Тема:   Звуки [С-З]. Словесное ударение.

Цель:   Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.

Тренировка в умении соблюдать в речи  словесное ударение.

Оборудование: таблички с речевым материалом, картинки, профили произношения звуков [С-3], индивидуальный слуховой аппарат, зеркало.

Б) Развитие слухового восприятия (2 -е занятие)

Текст: Забота о птицах.

Цель: Учить распознавать и различать на слух (слухо-зрительно)

фразы, слова.

План.

А) Произношение

  1. Целевая установка

2. Дифференциация звуков  [С–З] в слогах, словах, фразах:

а)        уточнение приемов самоконтроля за звуками [С-З];

б)        чтение слогов, слов со звуками [С-З];

в) игра «Послушай, повтори»;

г) распределение слов из предыдущего задания по группам: КТО? ЧТО?;

д) составление словосочетаний из деформированных слов с опорой на картинки;

е) составление  деформированных предложений по картинке;

ё) составление предложений по картинке с опорой на  слова.

4. Работа над словесным ударением:

а) отхлапывание двухсложных ритмов;

б) нахождение схем к соответствующим словам;

в) различение двухсложных и односложных слов.        

Б) Развитие слухового восприятия

Работа с текстом:

  1. Составление  текста из предложений вразбивку с опорой на таблички.
  2. Различение слов по тексту с опорой на картинки.
  3.  Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух)

Итог занятия

Оценка

Ход урока

А) Произношение

1.        Целевая установка

- Даша, будешь слушать, читать   и хорошо говорить.

2.        Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах

а)        уточнение приемов самоконтроля за звуками
- Будем повторять звуки [С-З].

-  Скажи звук [С] хорошо.

- При звуке [С] голоса нет.

-  Скажи звук [З] хорошо.

- При звуке [З] голос есть.

- Послушай и повтори.

- [СА]

- [ЗА]

- [СА-ЗА-СА]

 б) чтение слогов, слов со звуками [С - 3]
- Будешь читать слоги, слова. Хорошо говори звуки [С-З]

СА-ЗА        санки - зайка        

СО-ЗО        Соня -Зоя        

АСА-АЗА        колбаса - ваза

СЛО-ЗЛО                            слово – злой

в) игра «Послушай, повтори»

Перед учащейся лежат перевернутые картинки. Она подает перевернутую картинку педагогу, педагог называет ее, ученица слушает и повторяет. Все слова предъявляются на слух.

- Дай картинку и послушай слово.

- Повтори. Говори хорошо все звуки.

лиса    заяц    газета   стол    зебра      стул

г)        распределение слов из предыдущего задания по группам: КТО? ЧТО?

Учитель предлагает распределить слова по группам:  КТО?   ЧТО?

Учащаяся выполняет задание.

- Распредели слова по группам: Кто?    Что?

- Говори хорошо.

КТО?                                      ЧТО?

лиса                                        газета

заяц                                        стол

зебра                                      стул

д) составление словосочетаний из деформированных слов с опорой на картинки

Перед учащейся лежат картинки: сосна, коза, арбузы.

Ученица называет картинки. На табличках даны прилагательные. Ученица подбирает прилагательные к существительным по вопросам:  КАКИЕ? КАКАЯ? и составляет словосочетания.

- Назови картинки. Хорошо говори звуки [С-З].

- Ответь на вопросы:  КАКИЕ?  КАКАЯ?

Арбузы КАКИЕ? Сосна КАКАЯ? Коза КАКАЯ?

СЛАДКИЕ АРБУЗЫ            ПУШИСТАЯ КОЗА          ЗЕЛЁНАЯ СОСНА

е) составление  деформированных предложений по картинке

Перед учащейся лежат сюжетные картинки и таблички со словами. Ученица составляет по схеме деформированное предложение и читает его.

- Будешь составлять предложения по схеме:

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?

(капусту, Зина, поливает)             ЗИНА ПОЛИВАЕТ КАПУСТУ.

(несёт, корзину, Саша)                  САША НЕСЁТ КОРЗИНУ.

ё) составление предложений по картинке с опорой на  слова

Перед учащейся лежат сюжетные картинки и таблички со словами. Учитель читает вопрос, ученица  находит таблички со словом и отвечает на вопрос полным ответом, опираясь на слова, данные в вопросе.

- Будешь отвечать на вопросы, находить картинку и говорить правильно.

ГДЕ СТОИТ ЗАХАР?                     ЗАХАР СТОИТ НА МОСТУ.

КТО ВЕДЁТ КОЗУ?                        СИМА ВЕДЁТ КОЗУ.

  1. Работа над словесным ударением

а) отхлапывание двухсложных ритмов

Перед ученицей лежат красный большой и маленький белый квадраты, таблички с речевыми ритмами: ТАта, таТА, ТА. Учитель отхлапывает и проговаривает ритмы. Ученица выкладывает квадратики.

- Будешь слушать ритмы.

- Отхлопай. (Сделай, как я)

- Положи квадратики правильно.

- Скажи правильно.

б) нахождение схем к соответствующим словам

Перед ученицей лежат предметные картинки и таблички со словами. Учитель предлагает ученице самостоятельно  найти табличку и назвать картинку. Затем педагог предъявляет слова за экраном, ученица расставляет ударение. Далее ученица отхлапывает ритмы слов и находит подходящую схему.

- Слушай: БУсы.        

- Найди табличку.

- Покажи на картинке.

       - Положи квадратики. Красный громко и долго говорим, маленький – говорим быстро.

- Выбери таблички с ритмами.

- Скажи правильно с ударением.

- Слушай: зиМА.        

- Найди табличку.

- Покажи на картинке.

 - Положи квадратики.

- Выбери таблички с ритмами.

- Скажи правильно с ударением. Ударный слог громко, безударный - тихо.

в) различение двухсложных и односложных слов

  Перед  ученицей лежат таблички с речевым материалом. Учитель предъявляет слова за экраном. Обучающаяся слушает, ставит ударение в словах, читает правильно. Если ученица не справляется с заданием,  учитель предлагает сначала выложить квадратики к слову, затем ритмы, а потом отхлопать и поставить ударение.

- Послушай и поставь ударение.

- Слушай: досКА

- Поставь ударение.

- Прочитай.

- Отхлопай.

- Слушай: РОза.

- Поставь ударение.

- Прочитай.

- Отхлопай.

- Слушай: ЗОНТ.

- Сколько раз хлопнуть надо?

- Посмотри в зеркало. Сколько раз открывался рот?

(Доска, роза, зонт)

-Какие звуки мы повторяли?        

Б) Развитие слухового восприятия

Работа с текстом:

1. Составление  текста из предложений вразбивку с опорой на таблички.

2. Различение словосочетаний, слов по тексту с опорой на картинки.

1. Составление  текста из предложений вразбивку с опорой на таблички

Перед ученицей лежат рассыпные предложения. Педагог предлагает обучающейся послушать предложения на слух и составить текст «Забота о птицах».

-  Какой рассказ мы читали?

- Будешь слушать и выкладывать по порядку предложения.

- Слушай:

На улице мороз.

На деревьях сидят голодные синички.

Ребята выбежали во двор.

Они повесили кормушку.

Ребята насыпали корм.

Птицы стали клевать крошки.

- Говори хорошо все звуки.

2.        Различение слов по тексту с опорой на картинки

Перед ученицей лежат картинки. Учитель предлагает послушать за экраном слова и найти на картинке.

-Будешь слушать, повторять слова и находить их на картинке.

- Покажи:

[синички]        Ученица различает

[кормушка]        слова, словосочетания

[насыпали корм]

[клевать крошки]

- Говори хорошо все звуки.

3.Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух)

Учитель дает установку на правильное произношение.

- Будешь отвечать на вопросы. Говори хорошо все звуки, плавно, слитно.

  1. [Какое сейчас время года?]

     2.  [Сегодня среда. Повтори.]

     3.  [Реши пример: 5-2]

     4. [Сколько мальчиков в классе?]

     5. [Верно-неверно: 2-1=5]

Итог занятия

Оценка

-Что ты делала?                                                       Ученица говорит,  что

                                                                                    делала на занятии.

- Как ты занималась?

- Послушай коробочки.

Учитель даёт ученице послушать коробочки.

- Будешь слушать и выбирать. Закрой глаза.

- Какая коробочка звучала? Выбери.

- Открой коробочку.                                           Ученица различает неречевые            

                                                                              звучания, открывает коробочку

                                                                               и достаёт приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида

онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия  и формированию произношения в  4 классе  школы II вида...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".

В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.

Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I  и  II вида. На занятии использовался материал по теме "Парк" и материал по автоматизации звука Л....

Использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий. В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютер...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 класс

Данное индивидуальное занятие рассчитано на 4 класс неслышащих детей, очень полезно учителям-дефектологам и сурдопедагогам...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.  Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....