ГИА: требования к написанию изложения
консультация по логопедии на тему

Материал предлагается  учителю-логопеду для консультаций обучающихся с нарушениями речи  основного звена общеобразовательной школы по совершенствованию связного высказывания для написания творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_dlya_pechati.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГИА: требования к написанию изложения

1. ГИА: ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ

          Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это форма государственного контроля освоения выпускниками основных общеобразовательных программ среднего общего образования (ГИА-11) или основного общего образования (ГИА-9) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования или основного общего образования.

          ГИА – это общее название экзаменов, которые должны сдать школьники по окончании 9 и 11 классов. ГИА имеет несколько форм: ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ.

         Основной государственный экзамен (ОГЭ)– форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

         Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — форма государственной итоговой аттестации  по образовательным программам среднего общего образования.   

         Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) (9 и 11 класс) – форма ГИА по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.  ГВЭ сдают  обучающиеся специальных среднеобразовательных учреждений закрытого типа, в том числе несущих наказание в виде лишения свободы, и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. ГВЭ по всем учебным предметам для обучающихся с ОВЗ по их желанию проводится в устной форме.

2. ФИПИ

         Вся информация о ГИА размещена на сайте  Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): сроки проведения, методические рекомендации по проведению, открытый банк заданий, тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ.

         В методических рекомендациях даются разъяснения по вопросам экзаменационных материалов по всем учебным предметам для ОГЭ,  ЕГЭ, ГВЭ, комментируются подходы к отбору содержания экзаменационных материалов, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.

         В тренировочных сборниках  для обучающихся с ОВЗ представлены материалы для подготовки к ГВЭ с учётом разных категорий.

3.Требования к написанию сжатого изложения

         Экзаменационная работа по русскому языку в формате ОГЭ состоит из трех частей:

1 часть работы (задание 1) – написание  сжатого изложения объемом не менее 70 слов по прослушанному тексту;

2 часть работы – выполнение тестовых заданий, составленных на основе прочитанного текста (с выбором ответа - 2-3 задания, с кратким ответом – 4-14 задания);

3 часть (задание 15) – написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста объемом не менее 70 слов на одну из предложенных тем: на лингвистическую тему; объяснение понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста; объяснение значения морально-этического понятия с примерами из исходного текста и  собственного жизненного опыта.

         Требования к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ:

  • объем изложения - не менее 70 слов;
  • передать основное содержание текста и содержание каждой микротемы;
  • использовать приемы сжатия (исключение, обобщение, упрощение) на протяжении всего изложения; 
  • соблюдать  последовательность изложения, абзацное членение текста, смысловую цельность, избегать логических ошибок;
  • соблюдать орфографическую, пунктуационную, грамматическую, речевую грамотность и фактическую точность.

          Экзаменационная работа по русскому языку (письменная форма) в формате ГВЭ (9 и 11 кл.) предполагает возможность выбора одной из форм:

-сжатое изложение с творческим заданием (для глухих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи допускается написание не только сжатого, но и подробного изложения по выбору);

-сочинение на одну из предложенных тем;

-диктант (только для обучающихся с расстройствами аутистического спектра).      

         Требования к написанию изложения в формате ГВЭ:

  • объем изложения для глухих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи – от 40 слов (9 кл.), от 50 слов (11 кл.); для остальных категорий обучающихся с ОВЗ – от 70 слов;
  • адекватно воспринимать информацию текста для изложения;
  • точно и последовательно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль;
  • при написании сжатого изложения применить 1 или несколько приемов сжатия текста;
  • осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и разнообразную лексику русского языка при передаче содержания текста;
  • оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

Таким образом,  сжатое изложение пишется при сдаче и ОГЭ,  и ГВЭ.

4.Подготовка к написанию сжатого изложения

          Сжатое изложение позволяет проверить:

— умение адекватно воспринимать информацию;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства.

         Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, обучающиеся должны понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию, воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, авторскую позицию. Обучающиеся должны  тренироваться в определении микротем, в умении  использовать приемы сжатия текста.

         С 5 класса необходимо выполнять с обучающимися разнообразные задания с текстами: выделять главную и второстепенную информацию,  сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ. При этом надо учесть, что в 5-6 классах обучающиеся должны не только слышать, но и видеть текст. Тексты для выполнения заданий могут быть любыми, в том числе учебные по разным предметам,    разного типа: повествование, описание, рассуждение. Лучше всего начинать с небольших и простых текстов, потом перейти к более сложным; работу с текстами постепенно заменить работой на слух в 7-9 классах.

          Задания по текстам:

- Развитие умения определять главную тему и назначение текста в  беседе по вопросам: О чем прочитанный текст?  С какой целью (зачем) написан? Как можно озаглавить текст?

- Развитие умения составлять план:

Варианты заданий: 1.Ответить на вопросы по тексту. 2. Прочитать абзац и озаглавить его. 3. Прочитать текст и составить его план.

- Развитие умения вычленять главное (опорные слова) в тексте 

Пример: В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спинка у нее серая, грудка желтая, на голове черная бархатная шапочка. В сад синичка прилетела за добычей: за жучками и за гусеницами. Клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет. Синичку называют сторожем наших садов. (44 слова. По Г.Скребицкому).

Задание: подчеркнуть, затем выписать опорные слова; каждое опорное слово записывать с новой строки (Синичка. Сад. Спинка, грудка, шапочка. Добыча. Клюв.). Исходный текст содержит 44 слова. Информация, заключенная в опорных словах, свернута до 8.

Вариант задания (на первом тапе работы для слабых обучающихся): подчеркнуть, затем выписать опорные словосочетания (Синичка. Сад. Шустрая птичка. Спинка серая, грудка желтая, черная шапочка. Добыча. Тонкий клюв. Сторож садов.) Исходный текст содержит 44 слова. Информация, заключенная в опорных словосочетаниях, свернута до 15.

Воспроизведение (пересказ)  текста на основе опорных слов 

- Формирование умения сжимать информацию

Варианты заданий: 1.Перестроить сложные предложение в простые. 2. Заменить фрагменты предложений обобщающими понятиями. 3.Исключить повторы и объединить предложения. 4.Изложить указанную часть текста одним предложением. 5.Подчеркнуть в тексте предложения или их   части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания. 6.Сжато изложить содержание абзаца.

Пример: В предложении «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые незабудки» заменить однородные члены одним словом (обобщающим). – «На лугу росли цветы».

Пример: В предложении «На фотографии ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами» исключить несколько синонимов. – «На фотографии ребятишки с открытыми лицами».

- Формирование умения сжато пересказывать текст

Пример. Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар, кроме золота и драгоценных камней, «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке, и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Задания по тексту: 1.Выяснить значения слов «пряности», «эквивалент». 2.Подчеркнуть два предложения, содержащие основной смысл текста. 3.Разбить текст на 2 абзаца и озаглавить их. 4.Дать название тексту. 5.Исключить повторы, заменить фрагменты предложений обобщающими понятиями. 6.Сжато пересказать текст.

- Комплексный анализ  текста даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать и выходить на метапредметные связи. Задания для анализа текста должны отвечать его особенностям. Наиболее общие из них можно свести в единую памятку.

Памятка для анализа текста: 

1. Определить, что перед вами: слова, предложения или текст. Доказать свою точку зрения.

2. Озаглавить текст. (Объяснить имеющееся заглавие. Придумать свое заглавие. Выбрать из предложенных вариантов заглавие текста.)

3. Составить план, выделить опорные слова.

4. Определить тему текста. (О чем текст?)

5. Назвать идею текста, его главную мысль.

6. Указать тип текста: повествование (о развитии действия), описание (о признаках предмета)  или рассуждение (размышление)?

7. Подумать, какого стиля текст: разговорного, делового, научного, публицистического, художественного?

-Составление цепочки ассоциаций и рассказа. Задание направлено на развитие памяти, ассоциативного мышления, необходимых при написании сжатого изложения. Учитель называет любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется, называют ученики. Например: зима - снег - Новый  год - Дед Мороз и т.д. Составить небольшой рассказ.

-Словарная работа: раскрыть значение слова, подобрать к нему синонимы и антонимы, фразеологические обороты.

          Работа, направленная на обучение написания сжатого изложения, будет более эффективной, если

  • проводить ее систематически;
  • использовать для этого различные виды тренировочных упражнений;
  • последовательно формировать умения обучающихся  в понимании прочитанного текста, сжатии текста.

          Подготовка к написанию сжатого изложения - одна из  задач учителя при подготовке к ГИА по русскому языку. Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо  не только при написании сжатого изложения, но и при сдаче ГИА по другим предметам. Это   умение необходимо  в дальнейшей образовательной  и  профессиональной  деятельности.

5.Литература

1.Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. - М: Интеллект-Центр, 2016.

2.Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь /Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015.

3.Цыбулько И. П. Русский язык 5-9 классы. Планируемые результаты. Система заданий. Пособие для учителей. ФГОС. – Прсвещение, 2014.

4.Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы. – Просвещение, 2016.

Интернет-ресурсы

Методические рекомендации по проведению ГИА-9 (ГИА-11) по всем учебным предметам в форме ГВЭ (письменная форма) (устная форма) //fipi.ru

Открытый банк заданий  //fipi.ru

Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ //fipi.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 3 класса ("Написание изложения")

Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.Цели:   1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его  основной мысли2.Формировать умение составлять план3. Фор...

Методическая разработка этапа урока по написанию изложения (языковой анализ).

В данной разработке представлен опыт подробного языкового анализа текста....

Памятки для учащихся при написании изложения

Как подготовиться к изложению.Как работать над кратким изложением....

«Написание изложений на основе моделирования»

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОС НРК, особое внимание уделяю развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на основе личностно-о...

Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.

Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...

План-конспект урока русского языка по написанию изложения

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»)...

Работа по подготовке к написанию изложения во 2 классе

Здесь представлена презентация для работы по предупреждению ошибокПодсказки для детей...