Организация и проведение логопедического мониторинга
методическая разработка по логопедии

Овсеенко Лидия

При очевидной важности данной проблемы в логопедии на сегодняшний день практически не существует стандартизированных схем обследования речи, что крайне актуально в контексте определения уровня речевого развития дошкольника с общим недоразвитием речи для определения индивидуального образовательного маршрута. В специальной педагогике разработаны разные методы, позволяющие диагностировать состояние речевого развития и, как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях, например, для выявления качества коррекционной работы, может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_monitoring.docx74.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и проведение логопедического мониторинга»

Цель: повышение качества проведения речевого мониторинга.

Задачи: оказание методической помощи по вопросам проведения диагностических процедур и определения образовательного маршрута ребенка.

Актуальность: при очевидной важности данной проблемы в логопедии на сегодняшний день практически не существует стандартизированных схем обследования речи, что крайне актуально в контексте определения уровня речевого развития дошкольника с общим недоразвитием речи для определения индивидуального образовательного маршрута.

В специальной педагогике разработаны разные методы, позволяющие диагностировать состояние речевого развития и, как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях, например, для выявления качества коррекционной работы, может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

Логопедический мониторинг проводится с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной для детей дошкольного возраста.

Предложенный материал удобен в практическом применении для проведения диагностики,

уточнения структуры речевого дефекта, комплектования подгрупп, оценки эффективности коррекционного воздействия.

При составлении речевой карты я опиралась на ряд теоретических положений (принципов), среди которых основополагающими являются следующие: онтогенетический принцип,  принцип системного подхода, принцип отбора лингвистического материала.

В карте обследования представлены все разделы, позволяющие выявить уровень сформированности речевой деятельности дошкольников.

Речевая карта включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень,  грамматический строй,  словарь,  словообразование,  языковой анализ,  развитие связной речи.

Для оценки успешности выполнения разработана балльная система. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за всё задание, затем за серию и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл.

Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью трех критериев. В разных заданиях эти критерии отражают правильность выполнения, характер допускаемых ошибок, использование помощи.

Первая серия заданий – это исследование сенсомоторного уровня речи. Она включает  исследование звукопроизношения и состояния артикуляционной моторики, проверку фонематического восприятия и сформированности звукослоговой структуры слова.

За каждый вариант ответа, кроме звукопроизношения, начисляется 0, 0,5 или 1 балл.

Максимальное количество баллов за каждую группу заданий – 12.

Вторая серия заданий – это исследование навыков языкового анализа. Она состоит из 5 групп заданий. За каждый вариант ответа также начисляется 0, 0,5 или 1 балл. Она включает определение места звука в слове, количества и последовательности звуков в слове, количества слов в предложении и синтез слов на слух.

Третья серия заданий – исследование словаря, которое включает речевые классификации, где проверяется умение ребенка продолжить словарный ряд и подобрать обобщающее слово, подбор антонимов, действий (с использованием названий профессий) и определений.

Четвертая серия заданий –  исследование грамматического строя.

Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией.

Пятая  серия заданий –  исследование навыков словообразования.

Перечисленные выше три серии заданий (исследование словаря, навыков словообразования,  грамматического строя) состоят из 5 групп заданий по 5 проб в каждой. Максимальное количество баллов за каждую группу заданий – 5, общее количество баллов за серию - 25.

Шестая серия заданий –  исследование связной речи. Ребенку предлагаются два задания: пересказ прослушанного текста и составление рассказа по серии сюжетных картинок. Это  самые сложные задания. Качественный анализ полученных текстов включает в себя такие характеристики, как осмысление сюжета, передача причинно-следственных связей и временной последовательности событий, связность и распространенность высказываний, наличие аграмматизмов.

Задания оцениваются по трем критериям: самостоятельность выполнения заданий, смысловая целостность,  лексико-грамматическое оформление высказывания.

Речевая готовность соответствует одному из нижеприведенных уровней:

высокий уровень    –  от149 до 168;         пограничный (С-В) – от141 до 148,5;

средний уровень     –  от 91 до 140,5;         пограничный (Н-С) – от83 до90,5;

низкий уровень      –  от 0 до 82,5.

Таким образом, максимальная оценка за успешное выполнение  всех заданий равна 168 баллам.

Приняв 168 баллов за 100%, при обработке полученных данных абсолютное значение можно перевести в процентное выражение, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 168.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ

Успешность выполнения заданий в %

100

90

80

70

60

 50

40

30

20

10

       1

    2

    3

    4

    5

    6

   

                                                                                                            

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                       

                                   

На основе полученных значений вычерчивается речевой профиль. Для получения индивидуального речевого профиля необходимо оценить успешность выполнения каждого компонента речевого развития в процентном выражении (умножить начисленное  за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 30 для связной речи, на 25 для грамматического строя речи и на 25 для словаря и т.д.)

Компоненты речевого развития:

1 — звукопроизношение; 2 — фонематическое восприятие; 3 — звуко-слоговая структура слова; 4 — словарь; 5 — словообразование; 6 — грамматический строй речи; 7 — связная речь.

На оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий в процентах, а на оси абсцисс –  компоненты речевого развития.

Индивидуальный речевой профиль наглядно показывает как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка. Так как речевой профиль заполняется в начале и в конце учебного года, он позволяет проследить динамику развития речи каждого ребенка и на его основе разработать индивидуальную программу развития.

Результаты обследования заносятся в таблицу, составляется речевой профиль группы, на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы.

        Предлагаемая речевая карта позволит определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, определить «слабые звенья» в речевом развитии и, соответственно, своевременно организовать коррекционно-логопедическую работу.

Приложение 1. Речевая карта ребенка с ОНР 5 – 6 лет.

Приложение 2. Балльная система оценки речевого развития детей с ОНР 5 – 6 лет.

Приложение 3. Индивидуальная диагностическая карта речевого развития ребенка с ОНР 5 – 6 лет.

Приложение 4. Протокол диагностического обследования  устной речи детей с ОНР 5 – 6 лет.

Приложение 5. Речевая карта ребенка с ОНР 6 – 7 лет.

Приложение 6. Балльная система оценки речевого развития детей с ОНР 6 – 7 лет.

Приложение 7. Индивидуальная диагностическая карта речевого развития ребенка с ОНР 6 – 7 лет.

Приложение 8. Протокол диагностического обследования  устной речи детей с ОНР 6 – 7 лет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. —  Л., 1988.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 2-е изд. — М., 1969.
  3. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 1991.
  4. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./ Отв. ред. Т.А. Власова. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М.,1982.
  5. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. — 1989, № 1.
  6. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. — 1993, № 4.
  7. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. — Минск, 1989.

8. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитие речи. // Дефектология. — 1994, № 2.

9. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. — М.: АРКТИ, 1997.

10. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение логопедических праздников в начальной школе, как средство повышения учебной мотивации

Как создать и поддержать интерес детей к правилам грамматики русского языка, развивать фонематические процессы и коммуникативные навыки, не усаживая их за парты? Об этом в следующей публикации : "Орга...

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году

Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...

Мониторинг участия в организации и проведении общешкольных мероприятий 2018-2021

Мониторинг участия в организации и проведении общешкольных мероприятий 2018-2021...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...