Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позволит предупредить возникновение функциональной неграмотности, а в целом будет способствовать более полноценному развитию личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx66.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №78 имени Гейдара Алиева» г. Ульяновска

Коррекционно-развивающая программа

внеурочной деятельности

младших школьников:

«Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

                                                     Автор-составитель:

                                                                       Васильева

                                                                       Ольга Владимировна,

                                                                       учитель начальных

                                                                       классов,

                                                                       I квалификационная

                                                                       категория.

Ульяновск - 2016

                          Пояснительная записка.

               Данная коррекционно – развивающая программа разработана для учащихся

   1–4 классов с общим недоразвитием речи. Работа по данной программе осуществляется во внеурочное время в условиях общеобразовательной школы.

             Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушения речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

              Программа разработана на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», авторы: Ястребова А.В.,

Бессонова Т.П.

                 Программа рассчитана на 4 года:

        1 класс – 66 часов.

        2 класс – 68 часов.

        3 класс – 68 часов.

        4 класс – 68 часов.

                  Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объяснительная записка.

Обоснование.

              Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искажённое произношение фонем), другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма, третьи – в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов.

              Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы по русскому языку и чтению общеобразовательной школы.

              Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы.

               Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты речи, как правило, не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы общеобразовательной школы.

                 Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи – произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Недочёты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков, следует относить к фонематическим процессам. Школьники рассматриваемой группы, особенно учащиеся 1-2 классов, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие и шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: бочка-почка, басня-башня). Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.

                  Третью группу составляют учащиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У учащихся первых классов преобладает недостаточность устной формы речи, которая также может быть выражена по разному. У одних учащихся к 6-7 летнему возрасту имеется нерезко выраженная неполноценность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка (НВОНР). У других учащихся недостаточность языковых средств более выражена (ОНР).

                   Существующая в настоящее время система коррекционной работы по профилактике и устранению речевых дефектов уделяет очень большое внимание фонематическому развитию, развитию лексико-грамматических средств языка. Но ведущими симптомами общего недоразвития речи, от устранения которых напрямую зависит успешность коррекционной работы, является несформированность словарного запаса, уровня обобщений, осознания языковой действительности.

                    Лексические представления учеников начальной школы с общим недоразвитием речи носят фрагментальный характер, слова в сознании системно не организуются. Это проявляется в незнании точного смысла слов, слабой дифференциации лексических значений, многочисленных заменах и смешения слов (сходных по звучанию, обозначающих внешне сходные предметы, относящиеся к одному семантическому полю). Затруднения в использовании синонимов, антонимов, многозначных слов, обобщающей лексики, многочисленные ошибки в восприятии и воспроизведении сложных лексико-грамматических отношений, построении предложений, устойчивое повторение словообразовательных и морфологических ошибок свидетельствуют о несформированности словаря и семантических полей слов. У детей отмечаются трудности в развитии речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня; недостаточность формирования процессов обобщения и абстракции, нарушение процессов обобщения и абстракции, нарушения процесса тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания.

               В этой связи в качестве наиболее оптимальных биоадекватных методов и способов коррекционно-развивающей работы по формированию системных лексических представлений является использование семантических технологий развития речи.

               Устойчивый характер выделенных нарушений, разнообразие способов их проявления в языке дают основание говорить:

  • О том, что системность лексики - чрезвычайно сложное явление в структуре языка, трудно поддающееся упорядочению;
  • О сложности и многогранности структуры семантических нарушений, отличающихся заметной стойкостью, нередко скрытым характером внешних проявлений, у детей с речевой патологией;
  • О недостаточной вооружённости школы современными приёмами и формами словарной работы, приверженности педагогов традиционными методами обучения.

Выводы.

               Мною была разработана дополнительная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позволит предупредить возникновение функциональной неграмотности, а в целом будет способствовать более полноценному развитию личности ребёнка.

                Выше перечисленные факторы позволяют определить основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений по формированию системных лексических представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи выбрать наиболее оптимальные методы и способы коррекционно-развивающего обучения.

 Цель программы: восполнение пробелов в развитии речевой деятельности, формирование предпосылок к полноценному усвоению программного материала, формирование культуры устной речи.

 Задачи программы:

  • Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие грамматического строя  и связной речи.

Концептуальность программы.

Основополагающими для программы являются следующие теоретические положения и принципы.

Положение о тесном взаимодействии развития речи и мышления. Развитие речи и  развитие мышления – единый процесс. Для успешного овладения процессами письма и чтения у школьников должно быть сформировано умение анализировать речь, сравнивать и дифференцировать по определённым признакам языковые единицы, выделять общее и специфическое в языковых явлениях. В связи с этим коррекционная работа должна быть направлена на развитие лингвистического мышления – гибкого динамичного и продуктивного, что позволит ученикам не только осознать язык как объект наблюдения, анализа и обобщения, но и создавать новые образы и идеи.

Представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности. Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматривается семантические технологии развития речи. При такой организации познавательного процесса семантический алгоритм реализуется на лексико-грамматическом материале познавательной темы, что позволяет связать речевые компоненты в сознании детей и является средой для их роста и совершенствования.

Принцип учёта возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Принцип основан на максимальном использовании образного типа переработки информации.

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребёнка. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Следовательно, участие правого полушария в обучении, развитие межполушарного взаимодействия позволит достичь больших успехов в коррекции речи и мышления.

Принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического овладения языком. Ребёнок уже до школы практически владеет многими сторонами языка, только владеет ими на интуитивном уровне. Таким образом, важнейшим условием изучения «русского языка» как предмета, становится развитие у ребёнка природной языковой интуиции, чувства языка, для чего необходимо опираться на уже накопленный языковой и речевой опыт.

Особенности планирования коррекционной работы.

Учебный материал разработан из расчёта 2 академических часа в неделю на протяжении 9 календарных месяцев в течение 4 лет обучения.

Программа состоит из трёх содержательных линий:

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне. (1 класс).

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим целью первой содержательной линии является нормализация звуковой стороны речи.

 Задачи содержательной линии:

  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
  • Определение положения звука по отношению к другим звукам;
  • Определение ударного звука и слога;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие слуховых дифференцировок (дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

При завершении первой содержательной линии у первоклассников должны быть:

  1. Сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи.
  2. Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов.
  3. Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований.
  4. Поставлены и отдифференцированны все звуки.
  5. Уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением).
  6. Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины – звук, слог, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

           Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развитие языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

  1. Коррекционная работа на лексическом уровне. (2-3 классы).

Целью второй содержательной линии является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Задачи содержательной линии:

  • Обогащение словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности на материале слов из разных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий).

- знакомство со словами предметами, обозначение их при помощи схемы;

- развитие словаря признаков, соотнесение слов со схемой. Постановка вопросов к словам, обозначающим признак предмета;

- знакомство с действиями предметов, соотнесение слов с графической схемой. Подбор действия к предмету. Постановка вопросов к словам, обозначающим действия предмета;

- знакомство с числительным;

- знакомство с местоимением;

  • Организация лексической системности и семантических полей (знакомство с отношениями между родственными словами, отношениями паронимии, антонимии, отношения синонимии, омонимии, многозначности).

-формирование умения определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, слов-омонимов.

- развитие умения подбирать антонимы к словам различных частей речи;

- развитие умения подбирать синонимы к словам различных частей речи;

- формирование умения определять прямое и переносное значение слов;

- формирование умения правильно употреблять образные слова и выражения;

- формирование понятия «фразеологизмы», «крылатые слова и выражения»;

- формирование понятия «пословица», «поговорка», умения правильно употреблять их;

  • Развитие навыков словообразования:

- знакомство с понятием «родственное слово»;

- знакомство с однокоренными словами;

- дифференциация однокоренных и родственных слов;

- знакомство с понятием «корень». Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов;

- знакомство с приставками, нахождение приставок в словах, графическое обозначение приставки. Образование новых слов при помощи  приставок;

- знакомство с суффиксами. Значения различных суффиксов. Графическое обозначение суффикса;

- формирование навыка разбора слов по составу;

- закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Выбор предлога.

  • Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов –к-, -ик-,  -чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк- т.п.).

- образовывать существительные с суффиксом –ниц-, -инк-. –енк-, -ин-;

- образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;

- образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;

- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-, -нин-, -ов-, -ев-, и др;

- образовывать относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-, -ян-,

-енн-;

- подбирать родственные слова;

  • Уточнение и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи:

- формирование навыка образования форм единственного и множественного числа существительных;

- практическое употребление существительных разного рода;

- употребление существительных в косвенных падежах;

- согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе;

- согласование имён существительных с глаголами в числе;

- согласование имён существительных с глаголами в роде;

- знакомство с категорией времени глагола, изменение глагола по временам;

- согласование числительных с существительными в роде и падеже;

  • Практическое овладение составлением словосочетаний, связью слов в предложении (по типу согласования и управления), служебными словами:

- знакомство с предлогами – определение их значения, знакомство с написанием предлогов;

- знакомство с приставками– определение их значения, знакомство с написанием приставок;

- дифференциация предлогов и приставок;

  • Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов);

           При завершении второй содержательной линии учащиеся должны

          в практическом плане научиться:

  1. Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения.
  2. Активно пользоваться различными способами словообразования.
  3. Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций.(т.е. устанавливать связь между формой и значением).
  4. Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

                     К этому времени должна быть создана основа (предпосылки) для      продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. (4 класс).

Основной целью третьей содержательной линии является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

       

Задачи содержательной линии:

  • Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»;
  • Развитие умения осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью;
  • Формирование умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить её с правилом обозначения границ предложения на письме;
  • Развитие умения составлять предложения с использованием опорных слов, схемы; соблюдать правильный порядок слов, грамматически оформлять предложения;
  • Формировать умения составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;
  • Формирование умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять краткие и полные ответы;
  • Развитие умения распространять предложения;
  •  Усвоение моделей предложений различных синтаксических конструкций;
  • Формирование умения обозначать собственные имена существительные заглавными буквами на письме;
  • Формирование умения составлять связный текст из отдельных предложений, выделять признаки связного текста, отличать текст от группы предложений;
  • Формирование умения выделять средства связи предложений в тексте;
  • Формирование умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять монологическую и диалогическую речь;
  • Формирование умения определять особенности текста-повествования, последовательности частей в тексте;
  • Формирование умения определять особенности текста-описания, строить описание, используя средства выразительности;
  • Формирование умения определять особенности текста-рассуждения;
  • Формирование умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему, делить текст на части, определять границы частей, составлять план текста;
  • Развитие инициативных форм речи: умение самостоятельно составлять сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;

При завершении третьей содержательной линии дети должны:

  1. Уметь определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности.
  2. Уметь делить текст по смыслу на отдельные части, выделять смысловые опорные пункты, составлять план пересказа, изложения, сочинения.

Несмотря на последовательное планирование коррекции, работа строится, интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Превалирующая роль при этом принадлежит решению задачи текущего этапа коррекционной работы.

    Срок реализации программы: 4 года.

    Возраст детей:  6-10 лет.

    Формы проведения занятий:

  • Занятия;
  • Наблюдения;
  • Дидактические игры;
  • Чтение специальной литературы;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Творческая и практическая деятельность;
  • Тестовая работа.

Структура  коррекционно-развивающего обучения детей с речевой патологией.

Содержательные

 линии.

Содержание работы

по преодолению отклонения

речевого развития у детей.

Грамматические термины,

используемее на занятиях.

Содержание коррекционной

воспитательной работы.

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

1 класс – 66 ч.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Звуки и буквы, гласные и согласные, слог, твёрдые и мягкие согласные, разделительный ь, ъ, звонкие и глухие согласные, ударение, двойные согласные.

Формирование навыков

 организации учебной работы.

Развитие наблюдательности

к языковым явлениям,

развитие слухового внимания

и памяти, самоконтроля,

контрольных действий,

способности к переключению.

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматичес-ких средств языка.

2-3 класс – по

68 ч.

1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

Состав слова: корень слова, однокоренные слова, окончание приставка, суффикс, приставки и предлоги, , сложные слова, род существительных и прилагательных, число, падеж. Число, время глаголов, безударные гласные

Формирование навыков

 организации учебной

работы.

Развитие наблюдательности к

языковым явлениям,

развитие слухового внимания

и памяти, самоконтроля,

контрольных действий,

способности к переключению.

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

4 класс – 68 ч.

Развитие навыков построения связного высказывания:

  1. установлений логической последовательностии, связности.
  2. отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.).

Предложения повествовательные,  вопросительные, восклицательные, связь слов в предложении, предложения с однородными членами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, текст, тема, главная мысль.

Формирование навыков

 организации учебной работы.

Развитие наблюдательности

к языковым явлениям,

развитие слухового внимания

и памяти, самоконтроля,

контрольных действий,

способности к переключению.

Учебно-тематический план.

1 класс – 66 ч.

п/п

Название

темы занятия.

Кол-во

часов.

Слоговая

 структура слов.

Звуко-буквенный

анализ и синтез.

Коррекционно-

воспитательная

работа.

Использова-

ние

учебной терминологии

1.

Речь и предложение

1

Произнесе-ние и анализ открытых и обратных слогов.

Узнавание гласных звуков в

начале слова.

Развитие слухового внимания.

Звук, речь, предложение.

2.

Предложение и слово.

1

Чёткое произнесе-ние ряда открытых слогов.(па-пу-по) с ускорением

темпа.

Узнавание гласных звуков в середине слова.

Развитие внимания, памяти.

Слово.

3.

Звуки речи.

1.

Произнесе-ние ряда прямых и обратных слогов.(па-ап-па)

Вычленение гласных звуков

из слова.

Развитие слухового внимания, памяти.

Звуки речи.

4.

Звуки и буквы.

1.

Произнесе-ние слогов с твёрдыми и мягкими согласными.

(пал-пял-пал)

Вычленение гласных звуков

из слова.

Развитие внимания.

Звук, буква.

5.

Гласные звуки.

1.

Произнесе-ние открытых слогов.

Вычленение гласных звуков

из слова.

Развитие слухового внимания, памяти.

Гласные звуки.

6.

Согласные звуки.

1.

Произнесе-ние открытых слогов.

Вычленение согласных звуков

из слова.

Развитие слухового внимания, памяти.

Согласные звуки.

7-8

Гласные и согласные.

2.

Двухслож-

ные словас открытыми слогами.

Вычленение гласных и согласных звуков

из слова.

Развитие памяти.

Гласные, согласные звуки.

9-10

Деление слов на слоги.

2.

Составление

2-сложных

слов из слогов, деление слов на слоги.

Узнавание согласных звуков в начале слов.

Развитие памяти, мышления.

Слог.

11.

Ударение.

1.

1-сложные и 2-сложные слова с открытым слогом.

Вычленение гласного звука из ударного слога.

Развитие слухового внимания.

Ударение, ударный слог.

12-13.

Твёрдые и мягкие

согласные.

2.

Слоговой анализ и синтез 2-сложных слов со стечением согласных.

Узнавание последнего согласного звука в слове.

Развитие слухового внимания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

14.

Звонкие и глухие согласные.

1.

Произнесе- ние и анализ слов со стечением

2-х согласных.

Узнавание согласных в середине слова.

Развитие слухового внимания.

Звонкие и глухие согласные звуки

15.

Закрепление. Диктант букв, слогов.

1.

16.

Звуки П и ПЬ. Буква П.

1.

Произнесе- ние и анализ слов со стечением

2-х согласных.

Звуковой анализ слов типа конь.

Развитие слухового внимания, памяти.

Характеристика

П-ПЬ.

17.

Звуки Б и БЬ. Буква Б.

1.

Слоговой анализ и синтез

3-сложных слов (все слоги открытые).

Вычленение первого и последнего согласного звука в слове.

Развитие слухового внимания.

Характеристика

Б-БЬ.

18-20.

Дифференция П-Б

(ПЬ-БЬ).

3.

Слоговой анализ и синтез 2, 3-сложных слов.

Звуковой анализ слов типа дом.

Развитие памяти.

Звонкие и глухие согласные звуки

21.

Звуки Т и ТЬ. Буква Т.

1.

Слоговой анализ и синтез 2-сложных слов со стечением согласных.

Звуковой анализ слов типа стол.

Развитие памяти, мышления.

Характеристика

Т-ТЬ.

22.

Звуки Д и ДЬ.Буква Д.

1.

Слоговой анализ и синтез 2-сложных слов со стечением согласных.

Звуковой анализ слов типа плащ.

Развитие слухового внимания.

Характеристика

Д-ДЬ.

23-25.

Дифференция Т-Д

(ТЬ-ДЬ).

3.

Чёткое произнесе-ние слогов со стечением согласных.

Звуковой анализ слов типа труба.

Развитие слухового внимания.

Звонкие и глухие согласные звуки

26.

Звуки К и КЬ. Буква К.

1.

Чёткое произнесе-ние слогов со стечением согласных.

Звуковой анализ слов типа плита.

Развитие внимания.

Глухие согласные.

27.

Звуки Г и ГЬ. Буква Г.

1.

Чёткое произнесе-ние

2-сложных слов со стечением согласных с закрытым слогом(клетка).

з/б анализ и синтез типа клетка.

Развитие слуховой памяти.

Звонкие согласные.

28-30.

Дифференциация К-Г

(КЬ-ГЬ).

3.

Слоговой анализ 2-сложных слов со стечением согласных с закрытым слогом. (галстук).

з/б анализ и синтез типа галстук..

Развитие слуховой памяти.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

31.

Звуки Ф и ФЬ.Буква Ф.

1.

Слоговой анализ и синтез

 3-сложных слов.

з/б анализ и синтез типа конфетка, солдатик.

Развитие мелкой моторики.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

32.

Звуки В и ВЬ. Буква В.

1.

чёткое произнесе-ние

3-сложных слов

( открытые и закрытые слоги).

з/б анализ и синтез типа телефон.

Учить умению слушать и слышать.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

33-35.

Дифференциация Ф-В

(ФЬ-ВЬ).

3.

Чёткое произнесе-ние

4-сложных слов(все слоги открытые).

з/б анализ и синтез типа конфетка, солдатик.

Развитие мышления.

Звук, буква.

36.

Закрепление. Тест.

1.

Развитие слухового внимания.

37.

Звуки С и СЬ. Буква С.

1.

Чёткое произнесе-ние

4-сложных слов(все слоги открытые).

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением, закрытый слог.

Развитие памяти.

Слог со стечением согласных.

38.

Звуки З и ЗЬ. Буква З.

1.

Чёткое произнесе-ние

4-сложных слов(все слоги открытые).

з/б анализ и синтез 4-сложных слов (паутина).

Развитие слухового внимания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

39-41.

Дифференциация С-З

(СЬ-ЗЬ).

3.

Чёткое произнесе-ние

3-сложных слов со стечением согласных, закрытый слог(клубника)

з/б анализ и синтез 4-сложных слов.

Развитие внимания.

Слог, ударение.

42.

Звук и буква Ш.

1.

Слоговой анализ и синтез слов типа космонавт.

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением, закрытый слог.

(пластинка).

Развитие слуховой памяти.

Слово, слог, звук.

43.

Звук и буква Ж.

1.

Слоговой анализ и синтез

 3- сложных слов со стечением согласных, закрытый слог.

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением, закрытый слог.

(подснежник).

Развитие мелкой моторики.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

44-45.

Дифференциация Ш-Ж.

2.

Чёткое произнесе-ние

2-сложных слов со стечением 3 согласных

(транспорт, выстрел).

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением, закрытый слог.

Учить умению слушать и слышать.

Звук, буква.

46-47.

Дифференциация Ш-С.

2.

Слоговой анализ и синтез 2-сложных слов со стечением 3 согласных.

з/б анализ и синтез 2-сложных слов со стечением

3 согласных.

Развитие слухового внимания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

48.

Дифференциация Ж-З.

1.

Чёткое произнесе-ние

2-сложных слов со стечением 3 согласных

(стрекоза, лекарство).

з/б анализ и синтез 2-сложных слов со стечением

3 согласных.

Развитие внимания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

49.

Звуки Л и ЛЬ. Буква Л.

1.

Чёткое произнесе-ние

2-сложных слов со стечением 3 согласных

(стрекоза, лекарство).

з/б анализ и синтез 2-сложных слов со стечением

3 согласных.

Развитие внимания.

Слог со стечением согласных.

50.

Звуки Р и РЬ. Буква Р.

1.

Слоговой анализ и синтез 2-сложных слов со стечением 3 согласных.

(страничка).

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением

3 согласных.

Развитие слухового внимания.

Ударение.

51-52.

Дифференциация Л-Р

(ЛЬ-РЬ).

2.

чётккое произнесе-ние 4сложных слов с 1 стечением

(сковорода).

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением

3 согласных.

Развитие слухового внимания.

Слово.

53.

Звук и буква Ц.

1.

чётккое произнесе-ние 4сложных слов с 1 стечением,

закрытый слог.

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением

3 согласных.

Развитие внимания.

Слог со стечением согласных.

54-55.

Дифференциация Ц-С.

2.

Слоговой анализ и синтез

4-сложных слов с 1 стечением.

з/б анализ и синтез 3-сложных слов со стечением

3 согласных.

Учить умению слушать и слышать.

Звук, буква.

56.

Дифференциация Ц-Т.

2.

Слоговой анализ и синтез

4-сложных слов с 1 стечением, закрытый слог.

з/б анализ и синтез 4-сложных слов с 1 стечением.

Развитие слухового внимания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

57.

Звук и буква Ч.

1.

Слоговой анализ и синтез

4-сложных слов с 1 стечением, закрытый слог.

з/б анализ и синтез 4-сложных слов с 1 стечением.

Развитие внимания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

58-59.

Дифференциация Ч-ТЬ.

2.

Слоговой анализ и синтез

4-сложных слов со

стечением, закрытый слог(мотоциклист).

з/б анализ и синтез 4-сложных слов со стечением, закрытый слог (пограничник).

Развитие слухового внимания.

Слог со стечением согласных.

60.

Дифференциация Ч-СЬ

1.

Чёткое произнесе- ние слогов со стечением

4-согласных

(встра).

з/б анализ и синтез 4-сложных слов со стечением, закрытый слог.

Развитие слухового внимания.

Ударение.

61.

Дифференциация Ч-Ц.

1.

Чёткое произнесе ние 1-сложных слов (вскрыть, взгляд).

з/б анализ и синтез слов со стечением 4 согласных.

Развитие памяти, мышления.

Слово, слог.

62.

Звук и буква Щ.

1.

Чёткое произнесе-ние 2-3-сложных слов (встрево-

жил).

з/б анализ и синтез слов со стечением 4 согласных.

Развитие памяти, мышления.

Звук, буква.

63.

Дифференциация Щ-СЬ

1.

Чёткое произнесе-ние 5-6-сложных слов (железнодо-рожный).

з/б анализ и синтез слов со стечением 4 согласных.

Развитие слухового внимания.

Звонкие и глухие согласные.

64.

Дифференциация Щ-Ч

1.

Чёткое произнесе-ние 5-6-сложных слов (поздравле-ние).

з/б анализ и синтез 5-6 сложных слов.

Развитие памяти.

Слово, слог.

65.

Дифференциация Щ-Ш

1.

Чёткое произнесе-ние 5-6-сложных слов (велосипедисты).

з/б анализ и синтез 5-6 сложных слов.

Развитие слухового внимания.

Ударение.

66.

Итоговое занятие. Тест.

1.

Развитие памяти, мышления.

                                                 Учебно-тематический план.

                                          2 класс – 68 ч.

п\п

Темы занятий.

Кол-во

 часов

Уточнение,

расширение и обогащение

словарного запаса.

Уточнение значений

используемых синтаксических конструкций.

Коррекционно-развивающая программа.

I

Практическое овладение детьми образованием новых слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления. (23 ч).

1-5.

Практическое овладение детьми подбором родственных слов.

5

Подбор родственных слов и уточнение их значений.

Совершенствование умения строить предложения адекватно замыслу.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

6-13.

Практическое овладение детьми образованием слов при помощи суффиксов оттеночного значения.

8

Образование слов посредством суффиксов, указывающих на величину, с уменьшительно-ласкательным и насмешливым значением.

Совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.

Развитие слухового восприятия.

Развитие внимания памяти.

14-16.

Практическое овладение детьми образованием слов при помощи суффиксов –онок-, -ёнок-.

3

Формирование и совершенствование умения образовывать слова посредством суффиксов –онок-, -ёнок-.

Совершенствование умения овладением связью слов в предложении.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям, формирование умения организовывать учебную деятельность.

17-18.

Практическое овладение детьми образованием новых слов при помощи суффиксов – ач-,

-чик-, -щик-.

2

Формирование и совершенствование навыка образования слов посредством суффиксов – ач-,

-чик-, -щик-, указывающих на профессию.

Овладение моделями предложений.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

19-21.

Практическое овладение детьми образованием прилагательных

.

3

Формирование и совершенствование навыка образования прилагательных при помощи суффиксов.

Овладение словосочетаниями.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям, формирование умения организовывать учебную деятельность.

22-23.

Закрепление изученного.

Тест.

2

Совершенствование навыка образования слов посредством суффиксов и адекватного их употребления.

Совершенствование умения отбора языковых средств для построения высказывания.

Развитие слухового восприятия.

Развитие внимания памяти.

II

Практическое овладение детьми образованием новых слов при помощи приставок и адекватного их употребления. (22 ч).

24-28.

Образование слов при помощи приставок.

5.

Формирование умения образования новых слов при помощи приставок.

Работа над словосочетаниями.

Развитие слухового восприятия.

29-33.

Образование слов при помощи приставок от глагольных основ.

5.

Формирование и совершенствование навыка образования слов при помощи приставок, несущих разное лексическое значение.

Совершенствование умения отбора языковых средств для построения предложения.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

34-38.

Образование слов при помощи приставок, несущих разное лексическое значение.

5.

Формирование и совершенствование навыка образования слов при помощи приставок, несущих разное лексическое значение.

Использование образованных слов в предложениях различных синтаксических конструкций.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

39-43.

Понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок.

5.

Формирование и совершенствование умения дифференцировать приставки и предлоги в устной и письменной речи.

Развитие и совершенствование навыка овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, навыком отбора языковых средств.

Развитие слухового внимания,памяти.

44-45.

Закрепление изученного.

Тест.

2.

Совершенствование навыка образования слов при помощи приставок, умения дифференцировать приставки и предлоги в устной и письменной речи

Развитие и совершенствование навыка овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, навыком отбора языковых средств.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

III

Практическое овладение навыком подбора однокоренных, родственных и неродственных слов. (10 ч).

46-51.

Однокоренные родственные слова.

6.

Формирование и совершенствование навыка подбора однокоренных родственных и неродственных слов.

Развитие и совершенствование грамматического оформления связного высказывания путём овладения отбором языковых средств для построения фразы.

Развитие зрительного и слухового внимания к слову, способности к переключению и контролем за ходом своей деятельности.

52-53.

Однокоренные неродственные слова.

2.

54-55.

Закрепление изученного.

Тест.

2.

Совершенствование навыка подбора однокоренных родственных и неродственных слов.

Развитие и совершенствование грамматического оформления связного высказывания путём овладения отбором языковых средств для построения фразы.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

IV

Практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способности их употребления. (9 ч).

56-59.

Слова-антонимы.

4.

Формирование и совершенствование умения подбора слов-антонимов.

Развитие и совершенствование грамматического оформления связного высказывания путём овладения отбором антонимов;

овладение словосочетаниями.

Развитие внимания памяти.

60-62.

Слова-синонимы.

3.

Формирование и совершенствование умения подбора слов-синонимов; умение дифференцировать антонимы и синонимы.

Развитие и совершенствование грамматического оформления связного высказывания путём овладения отбором синонимов;

овладение словосочетаниями.

Развитие внимания памяти.

63-64.

Закрепление изученного.

Тест.

2.

Совершенствование умения подбора слов-антонимов и слов-синонимов; умение дифференцировать антонимы и синонимы.

Совершенствование грамматического оформления связного высказывания путём овладения отбором антонимов и синонимов;

овладение словосочетаниями.

Развитие логического мышления.

V

Понятие о многозначности слов. (3 ч).

65-66.

Многозначность слов.

2.

Формирование и совершенствование умения различать прямое и переносное значение слов.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении и различными моделями синтаксических конструкций.

Развитие внимания памяти.

67.

Закрепление изученного.

Тест.

1.

Совершенствование умения различать прямое и переносное значение слов.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении и различными моделями синтаксических конструкций.

Развитие внимания памяти.

68

Обобщающее занятие.

Контрольная работа.

1.

                                                    Учебно-тематический план.

3 класс - 68 ч.

п\п

Тема занятий.

Кол-во

часов.

Уточнение,

расширение и обогащение

словарного запаса.

Содержание коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая программа.

I..

Слово. Словосочетание. Предложение. (24 ч).

1-2

Родственные слова.

2.

Знакомство с понятием «родственное слово». Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами дифференциация однокоренных и родственных слов.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

3-5

Корень слова

3.

Знакомство с понятием «корень».

Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

6-9

Приставка.

4.

Знакомство с понятием «приставка».

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами.

Развитие зрительного и слухового внимания.

10-12

Суффикс.

3.

Знакомство с понятием «суффикс».

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Выбор суффикса.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

13-17

Морфологический состав слова.

5.

Знакомство с понятием «окончание».

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами.

Развитие неречевых процессов.

18-24

Предлоги.

7.

Знакомство с понятием «предлог».

Закрепление понятие о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.

Развитие зрительного и слухового внимания.

II.

Развитие навыков словоизменения. (7 ч).

25

Слова-предметы.

1.

Знакомство с понятиями «одушевлённые» и «неодушевлённые».

Обогащение номинативного словаря.

Знакомство со словами – предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схем.

Развитие зрительного и слухового внимания.

26-27

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа.

2.

Знакомство с понятием числа.

Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных.

Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).

28-29

Практическое употребление существительных разного рода.

2

Обогащение словаря.

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу.

Развитие логического мышления.

30-31

Употребление существительных в косвенных падежах.

2.

Обогащение словаря.

Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного  и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи.

Развитие логического мышления.

III

Развитие навыков словообразования слов.

32

Слова признаки.

1.

Развитие словаря признаков.

Подбор  признаков к предметам. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.

Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).

33-35

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3.

Развитие словаря признаков.

Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами.

Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).

36-38

Согласование прилагательных с существительными в падеже.

3.

Развитие словаря признаков.

Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование существительных с прилагательным в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.

Развитие внимания, мышления и восприятия.

39

Слова-действия.

1.

Обогащение глагольного словаря.

Знакомство с действиями предметов. Развитие  навыков  словоизменения. подбор  действия к  

предмету.  Соотнесение слов,  обозначающих действия предмета  с графической  схемой.

Развитие внимания, мышления и восприятия.

40-41

Согласование глагола с существительным в числе.

2

Обогащение словаря действий.

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе.  Преодоление аграмматизма в устной речи.

Развитие внимания, мышления и восприятия.

42-43

Согласование глагола с существительным в роде.

2

Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Согласование  глагола

  с  существительным

 в роде.  Работа  по  

словоизменению.

Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами и синонимами.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям, формирование умения организовывать учебную деятельность.

44-46

Согласование глагола с существительным во времени.

3.

Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие временно-пространственных отношений.

Развитие слухового восприятия.

Развитие внимания памяти.

46-49

Имя числительное.

4.

Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.

Развитие внимания, мышления и восприятия.

III

Предложение.

50-55

Предложение.

6.

Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст.

Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям, формирование умения организовывать учебную деятельность.

56-61

Состав предложения.

6.

Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от постановке слов, изменения количества слов. Работа с деформированными предложениями.

Развитие слухового восприятия.

Развитие внимания памяти.

62-68

Работа над текстом.

7.

Знакомство с понятием: текст.

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с признаками текста: смысловой ценностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям, формирование умения организовывать учебную деятельность.

                                                    Учебно-тематический план.

4 класс - 68 ч.

п\п

Тема занятий.

Кол-во

часов.

Уточнение,

расширение и обогащение

словарного запаса.

Содержание коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая программа.

I

Формирование практических представлений о тексте. Выделение предложения из текста. (22 часа).

1.

Понятие о предложении.

1.

Предложение.

Восклицательное, вопросительное, побудительное.

Формирование умений составлять предложения разных типов.

Формирование навыков организации учебной работы.

2-6.

Согласование существительных и прилагательных в роде.

5.

Род, имя существительное, имя прилагательное.

Формирование операций согласования существительных с прилагательны- ми, упражнять в практическом усвоении согласования.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

7-9.

Согласование существительных и прилагательных в числе.

3.

Число, имя существительное, имя прилагательное.

Формирование операций согласования существительных с прилагательны- ми, упражнять в практическом усвоении согласования.

Развитие слухового внимания и памяти.

10-19.

Управление.

10.

Связь слов в предложении.

Развитие навыков связного высказывания.

Развитие слухового внимания и памяти.

20-22.

Понятие о тексте.

3.

Текст. Части текста.

Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и искажённых вариантов текста.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

II

Развитие умений и навыков анализировать текст.(23часа).

23-25.

Тема текста.

3.

Текст. Тема текста.

Формирование представлений о тексте, его тематическом единстве, структуре.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

26-28.

Основная мысль текста.

3.

Основная мысль текста.

Формировать умение определять основную мысль  в тексте, устанавливать связность и последовательность высказывания.

Развитие самоконтроля, способности к переключению.

29-31.

Смысловые части в тексте.

5.

Начало, основная часть, концовка.

Формирование умений выделять смысловые части в тексте.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

32-34.

Редактирование текста. (пересказ с изменением лица).

3.

Редактирование.

Развивать умение

редактировать текст.

Развитие слухового внимания и памяти.

35-44.

План текста.

10.

План: цитатный, словесный, картинный, мимический.

Формирование представлений учащихся о плане. Развивать умение составлять разные виды планов.

Развитие самоконтроля, способности к переключению.

45.

Изложение.

1.

Словесный план.

Развивать умение составлять план, писать изложение.

Развитие слухового внимания и памяти.

III

Развитие умений и навыков построения смыслового связного высказывания. (23часа).

46-50

Виды текстов.

5.

Текст-описание, текст- сравнение, текст-повествование, текст-рассуждение.

Формирование умения отбирать языковые средства для построения связного высказывания.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

51-55.

Пересказ. Виды пересказов.

5.

Полный пересказ, выборочный пересказ, краткий пересказ.

Формирование умения последовательно и выборочно пересказывать текст, отбирая языковые средства адекватно замыслу.

Развитие самоконтроля, способности к переключению.

56-60.

Творческие пересказы по началу и концу рассказа.

5.

Полный пересказ.

Формирование умения последовательно и выборочно пересказывать текст, отбирая языковые средства адекватно замыслу.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

61-63.

Составление рассказа на тему по серии предлагаемых картинок.

3.

Рассказ.

Формирование умения составлять рассказ на заданную тему с опорой на серию предметных картинок, отбирая языковые средства адекватные замыслу.

Формирование навыков организации учебной деятельности.

64-67.

Составление рассказа на тему (на основании собственных наблюдений).

Праздник: «День рождения», «Новый год», «8 марта»,       «1 сентября» и т.п.

4.

Тема текста.

Формирование умений составлять рассказ на основании собственных представлений.

Развитие слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.

68.

Итоговое занятие.

Сочинение.

1.

Тема текста.

Формирование умений составлять рассказ на основании собственных представлений.

Развитие слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.


Планируемые результаты коррекционной работы:

Коррекционная работа

на фонетическом уровне.

(1 класс).

Коррекционная работа

на лексическом уровне.

(2-3 класс).

Коррекционная работа

на синтаксическом уровне.

(4 класс).

Знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

- все буквы родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения мягкости согласных;

- пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости;

Уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные, твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Е, Ё, Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ё, Ь, Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- определять ударные и безударные гласные звуки и слоги;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Знать:

- названия частей речи: существительное, прилагательное, глагол;

- названия частей слова: приставка, корень, суффикс, окончание;

-значение каждой части слова, их графическое обозначение;

- значение приставок и предлогов;

Уметь:

- выделять из предложения существительное;

- дифференцировать существительное единственного и множественного числа;

- выделять из предложения глаголы по значению и вопросам;

-  выделять из предложения прилагательные по значению и вопросам;

- узнавать и употреблять предлоги в устной речи, дифференцировать их;

- разбирать слово по составу: выделять корень, приставку, суффикс, окончание и графически обозначать их;

- активно пользоваться средствами грамматического оформления речи:

  • Образовывать формы косвенных падежей единственного и множественного числа существительных без предлогов и с предлогами;
  • Практически употреблять существительные разного рода;
  • Практически употреблять существительные в косвенных падежах;
  • Согласовывать имена существительные с глаголами в числе;
  • Согласовывать имена существительные с глаголами в роде;
  • Изменять глаголы по временам;
  • Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
  • Согласовывать числительные с существительными в роде и падеже

- активно пользоваться различными способами словообразования:

  • Использовать суффиксальный способ образования слов (образование слов с помощью суффиксов, придающих слову значение уменьшения, увеличения; суффиксов, образующих названия некоторых профессий);
  • Находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок;
  • Дифференцировать предлоги и приставки;
  • Образовывать сложные слова, включать их в предложение и словосочетание;

- дифференцировать родственные и однокоренные слова, подбирать родственные слова;

- определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, слов-омонимов;

- подбирать антонимы к словам различных частей речи;

- подбирать синонимы к словам различных частей речи;

- определять прямое и переносное значение слов;

- правильно употреблять образные слова и выражения;

- правильно употреблять фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы, поговорки;

- составлять словосочетания, владеть связью слов в предложении (по типу согласования и управления), пользоваться служебными словами;

Знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий: словосочетание, предложение, текст;

- чем отличаются между собой слова, словосочетания, предложения и текст;

- графическое обозначение слов, границ предложения, предлогов и приставок;

- правописание предлогов и приставок;

Уметь:

- дифференцировать слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

- определять количество слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

- соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;

- соотносить предложения с графической схемой;

- писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;

- ставить знак препинания в конце предложения;

- составлять предложения из заданного набора слов без пропусков членов предложения и повторов;

- задавать вопросы к отдельным словам в предложении;

- составлять текст из 2-3 предложений разных типов, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия;

- производить языковый анализ и синтез предложений, устанавливать причинно-следственные связи в сложных предложениях;

- составлять различные виды планов;

- составлять различные виды пересказов;

- самостоятельно писать изложения и сочинения на заданную тему или на основании собственных наблюдений;

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов.

(1 класс).

Второй уровень

результатов.

(2-3 класс).

Третий уровень результатов.

(4 класс).

Предполагает коррекцию у первоклассников звукопроизношения.

Развитие умения узнавать и различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки на письме. Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки. Производить фонетический разбор слов. Производить звукобуквенный разбор слогов и слов. Подбирать слова на заданный звук. Сравнивать слова со сходными звуками. Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками. Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками. Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Предполагает знание детьми частей речи. Выделять из предложения части речи по вопросам и значению. Узнавать в устной и письменной речи приставки и предлоги и дифференцировать их. Разбирать слова по составу. Согласовывать имена прилагательные  с именами существительными  в роде и числе. Согласовывать имена существительные с  глаголами в роде. Активно пользоваться различными способами словообразования.

Предполагает умение детей дифференцировать слова, словосочетания, предложения и текст. Умение анализировать текст. Определять тему и основную мысль текста. Устанавливать смысловую зависимость между предложениями и частями текста. Составлять различные виды планов и пересказов.

Итоги реализации программы могут быть представлены через грамотные написания детьми изложений и сочинений на заданную тему и на основании собственных наблюдений.

Личностные, метапредметные и метапредметные результаты внеурочной деятельности по программе: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

Результаты.

Формируемые умения.

Средства формирования.

Личностные результаты.

Личностные.

  • Осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Организация парно-групповой работы.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные.

  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • Осуществлять смысловое чтение художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • Строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета.

Коммуникативные.

  • Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • Умение выбирать адекватные и языковые средства для успешного решения коммутативных задач с учётом видов речи и ситуации общения;
  • Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • Умение задавать вопросы;

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • Точно, последовательно, полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Предметные результаты.

Предметные.

  • Начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
  • Умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания;
  • Умение находить, сравнивать и классифицировать, характеризовать языковые единицы;
  • Способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное;
  • Организация на занятии;
  • Практическое выполнение заданий учителя;
  • Развитие самоконтроля на занятиях;


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010-(стандарты второго поколения).
  2. Зарубина В.В. Разработка основной образовательной программы начального общего образования. Ульяновск.,УИПК.ПРО. 2011.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М. : Просвещение, 2010.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.С. Савинов.-М.: Просвещение,2010.-(стандарты второго поколения).
  5. Рзвитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией .Б.Шумаковой.-М.: Просвещение .- (Работаем по новым стандартам).
  6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. –м.: Когито-Центр. 1996.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос, 1997.
  8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Владос, 2001.
  9. Закон Российской Федерации «О специальном образовании», 1995, ст. 15.п.2.
  10. Сиротюк А.Л.  Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.:Т.Ц. Сфера, 2001.
  11. Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи. Психолингвистика и современная логопедия. Под редакцией Л.Б. Халиловой.-М.: 1997.
  12. Шаховская М. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. Психолингвистика и современная логопедия. Под редакцией Л.Б. Халиловой.-М. :

1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников

Виды языковых и коммуникативных игрДля обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников...

Формирование правописной компетенции младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка

Научно-методическую работу на тему "Правописная компетенция младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка" могут использовать  в своей работе уч...

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....