Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. Программа соответствует государственному стандарту содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3v.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по развитию речи на 2016-2017 учебный год

Класс   3 «В»   (с тяжелыми нарушениями речи).

Составила:

Учитель: Стенина Светлана Николаевна

г. Сургут, 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. Программа соответствует государственному стандарту содержания образования.

  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.09    (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357))
  • «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа)» (4-е издание); Закона «Об образовании»; авторской программы по математике М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой и др.
  • «Типового положения  о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с  отклонениями  в  развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  12.03.97г. № 288».
  • Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997.
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Характерное для детей с ТНР нарушение  всех структурных компонентов речи обуславливают специфику обучения их русскому языку. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

В системе школьного образования учебный предмет «Развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности   развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

 Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Работа по развитию связной речи у обучающихся   даётся в процессе изучения всего программного материала по  развитию речи: работа с деформированным текстом, распространение текста путём включения в него прилагательных, изложение рассказа по коллективно составленному плану, составление рассказа по картине по коллективно составленному плану, по опорным словам и данному плану, оставление рассказа с помощью учителя по предложенным темам, сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений.

Цели курса:  

формировать и совершенствовать полноценные формы общения и языковые средства с учетом их взаимодействия;

  • формировать, развивать и активизировать словарь;
  • совершенствовать практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
  • обучать связной речи (устной и письменной)

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

  • определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль.

Кроме того, каждый из разделов программы нацелен на разрешение ряда специфических задач:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать навыки грамотного письма;
  • научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • повысить уровень общего и культурного развития учащихся;
  • формировать нравственные качества личности школьников.

Специальной задачей обучения развитию речи  в 3  классе является коррекция устной и письменной речи и мышления  учащихся с ТНР.  

Количество часов по программе: 136 часов в год, 4 часа в неделю.

 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На развитие речи    в 3  классе  выделяется     —  136  ч. (34 учебные недели;  4 часа в неделю).  

По учебному плану__4__часа в неделю.

Количество часов на I полугодие: Всего__64___часа, в неделю__4__часа.

Количество часов на II полугодие: Всего___72    часа, в неделю__4_часа.

Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Универсальные учебные действия  (УУД)   формируемые на занятиях развития речи:

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):

  • Уметь осуществление контроля процесса и результатов деятельности
  • самоконтроль процесса и результатов деятельности

Познавательные УУД (общеучебные):

  • уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • уметь ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов

Познавательные УУД (информационные):

 обучение работе с разными видами информации:

  • формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради
  • формировать умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями:
  • обучать работе с информацией, представленной в графической (иллюстративной) форме:

Познавательные УУД (информационные):

обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:

  • понимать и преобразование информации
  • применять и представлять информацию
  • оценивать достоверности получаемой информации

Познавательные УУД (знаково-символические):

  • моделировать

Познавательные УУД (логические):

  • подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
  • подводить конкретного языкового материала под лингвистическую схему
  • подводить под правило
  • устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничать инициативно
  • уметь  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

Четверть

Раздел

Всего часов

1 четверть

Связная речь. Тексты.

36

2 четверть

Связная речь. Тексты.

28

за 1 полугодие: 64

3 четверть

Связная речь. Тексты.

40

4 четверть

Связная речь. Тексты.

32

за 2 полугодие: 72

за год

Связная речь. Тексты.

136

Для реализации программного содержания используется:

Учебник: В.П.Канакина «Русский язык». Учебник для 3 класса, четырехлетней начальной школы. Рекомендовано министерством образования  и науки РФ, «Просвещение», Москва – 2012 г.

Книга для учителя. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Составители: Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина, Ростов на Дону, издательство «Феникс» 2003 г.

Автор –состовитель Г.Т. Дьячкова Русский язык 2-4 классы «Сочинения и изложения» Волгоград, 2012г.

Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» в 3х частях. М. Владос, 2014г

№ п/п

по чет

Тема раздела/ тема урока

Кол- во час

Дата

Коррекционная направленность

Деятельность учащихся

План

Факт

1 четверть (36 часов)

1

2

3

4

Связная речь. Тексты.

Текст. Типы текстов.

Текст- повествование.

Текст- описание.

Текст- рассуждение.

1

1

1

1

02.09. 2015г.

05.09

06.09

07.09

Развитие устной речи через умение составлять текст.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст)

5

6

Составление текста по рисунку.

Работа над ошибками

1

1

09.09

12.09

Развитие устной речи через умение составлять текст.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст)

7

8

Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы»,

Работа над ошибками

1

1

13.09

14.09

Слова с непроверяемым написанием: Овёс. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам

Рассмотреть репродукцию картины К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Подробное изложение текста по вопросам «Капустный лист»

Работа над ошибками

1

1

16.09

19.09

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило

Составлять подробное изложение текста по вопросам «Капустный лист»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Сочинение по серии картинок «Неожиданный гол»

Работа над ошибками

1

1

20.09

   

21.09

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

Работа над ошибками.

1

1

23.09

26.09

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило

Составлять небольшой текст по репродукции В.Д.Поленова «Золотая осень»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

15

Растения осенью

1

27.09

Развитие связной  речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

16

17

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Работа над ошибками.

1

1

28.09

30.09

Развивать умение составлять текст с опорой на картинки

Составить текст по заданной теме используя собранный материал и опорным словам на основе личного опыта.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

18

19

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

Работа над ошибками.

1

1

03.10

04.10

Развитие речи, воображения, мышления через составление  предложений  по картине.

Составить текст-описание предмета. Согласовывать слова в предложении.  Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их.

20

21

Подробное изложение текста по вопросам с творческим заданием «Рыбья беда»

Работа над ошибками.

1

1

05.10

07.10

Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений.

Составлять подробное изложение текста по вопросам «Рыбья беда»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

22

23

Подробное изложение по рассказу М. Пришвина «Глоток молока»

Работа над ошибками.

1

1

10.10

11.10

Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений.

Составлять подробное изложение текста по рассказу М. Пришвина «Глоток молока»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

24

Животные осенью

1

12.10

Развитие связной  речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

25

26

Сочинение-описание предмета «Собака»

Работа над ошибками.

1

1

14.10

17.10

Развитие речи, воображения, мышления через составление  предложений  по картине.

Составить текст-описание. Согласовывать слова в предложении.  Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их.

27

28

Изложение по обобщенным вопросам «Опасная встреча»

Работа над ошибками.

1

1

18.10

19.10

Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений.

Составлять подробное изложение текста по вопросам «Опасная встреча»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе

29

О дружбе и товариществе

1

21.10

Развитие связной  речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

30

31

Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег»

Работа над ошибками.

1

1

24.10

25.10

Развивать умение составлять текст с опорой на картинки

Составить текст по заданной теме используя собранный материал и опорным словам на основе личного опыта.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

32

33

Обучающее изложение по

Н. Сладкову «Как медведь сам себя напугал»

Работа над ошибками.

1

1

26.10

28.10

Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений.

Составлять подробное изложение текста по рассказу Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

34

35

Сочинение – описание «Мой друг»

Работа над ошибками.

1

1

31.10

01.11

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

36

Описание внешнего вида любимых животных

1

02.11

Развитие связной  речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

Конец 1 четверти- 36 часов

2 четверть (28 часов)

1

2

Связная речь. Тексты.

Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Работа над ошибками.

1

1

14.11

15.11

Развитие речи, воображения, мышления через составление  предложений  по картине.

Составлять текст- натюрморт по репродукции И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

3

4

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Работа над ошибками

1

1

16.11

18.11

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза), Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

5

6

Подробное изложение, по опорным словам, по сказке

 С. Михалкова «Сами виноваты».

 Работа над ошибками

1

1

21.11

22.11

Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса, при усвоении содержания; увеличение запаса лексики.

Составлять текст по опорным словам. Определять последовательности частей в тексте. Уметь передавать содержание текста.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

8

Текст-повествование. Изложение текста по вопросам по рассказу Э Шима «Не смей!».

Работа над ошибками.

1

1

23.11

   

25.11

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворение, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Сочинение по рисунку и вопросам «Дружная работа».

Работа над ошибками.

1

1

28.11

29.11

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

Животные зимой

1

30.11

Развитие связной  речи в процессе  составления  предложений и текста.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

12

13

Сочинение по рисунку и готовому плану «Друзья птиц».

Работа над ошибками.

1

1

02.12

05.12

Развитие связной и письменной речи в процессе составления сочинения.

Сочинять рассказ по рисунку и готовому плану. Применять изученные правила на письме. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

14

15

Подробное изложение по коллективно составленному плану из вопросов по рассказу И. Соколова-Микитова «В берлоге»

Работа над ошибками.

1

1

06.12

07.12

Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения.

Письменно излагать содержание рассказа по коллективно-составленному плану. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе.

16

17

Обучающее изложение по

В. Вольскому «Клесты»

Работа над ошибками.

1

1

09.12

12.12

Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения.

Письменно излагать содержание рассказа по коллективно-составленному плану. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе

18

19

Сочинение – описание «Лиса»

Работа над ошибками.

1

1

13.12

14.12

Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения.

Составить текст-описание. Согласовывать слова в предложении.  Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их.

20

21

Сочинение по картине

И.К. Айвазовского «Черное море»

Работа над ошибками

1

1

16.12

19.12

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Сочинять рассказ по рисунку и готовому плану. Применять изученные правила на письме. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

22

23

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Работа над ошибками

1

1

20.12

21.12

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Сочинять рассказ по рисунку и готовому плану. Применять изученные правила на письме. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

24

25

Составление текста по рисунку «Ёлка»

Работа над ошибками

1

1

23.12

26.12

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

26

27

Составление рассказа по картине  «Зима»

Работа над ошибками

1

1

27.12

28.12

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

28

Зимние каникулы

1

30.12

Развитие связной  речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

Конец 2 четверти – 28 часов

3 четверть (40 часов)

1

2

Связная речь. Тексты.

Подробное изложение повествовательного текста по рассказу В. Бочарникова «Алешкина яблоня». Коллективное составление плана.

Работа над ошибками

1

1

13.01

2017

16.01

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Определять последовательность частей в тексте. Передавать содержание текста.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

3

4

Изложение повествовательного текста с использованием памятки по рассказу Е. Пермяка «Знакомые следы»

Работа над ошибками.

1

1

17.01

18.01

Овладение умением  определять части в тексте, составлять план, умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Составлять текст по произведению Пермяк «Знакомые следы»

Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»

5

6

Сочинение по рисунку и вопросам «Дружная работа»

Работа над ошибками.

1

1

20.01

23.01

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Сочинять рассказ по рисунку и вопросам. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

8

Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.

Работа над ошибками

1

1

24.01

25.01

Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами,) «Полянка»

 М. .Пришвин.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Подробное изложение повествовательного текста «Зайчонок Яшка».

Работа над ошибками.

1

1

27.01

30.01

Развитие устной речи через умение составлять предложения. Овладение умением письменно излагать зрительно воспринятый текст по вопросам.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Составление рассказа по серии картинок

 «Зимние забавы».

Работа над ошибками.

1

1

31.01

01.02

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельному плану.

Работа над ошибками.

1

1

03.02

06.02

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда картинок,

предметов, расположенных в определённом порядке. 

Восстанавливать содержание деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

15

16

Краткое изложение по рассказу Н. Носова «Дружок».

Работа над ошибками

1

1

07.02

08.02

Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

17

18

Сочинение по картине В. М Васнецова «Богатыри»

Работа над ошибками

1

1

10.02

13.02

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Составлять текст по репродукции В. М Васнецова «Богатыри»

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

19

20

Текст-описание. Свободный диктант по рассказу К. Ушинского «Васька».

Работа над ошибками.

1

1

14.02

15.02

Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам.

Учиться писать свободный диктант Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе.

21

22

Наш театр. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»

Наш театр. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»

.

1

1

17.02

20.02

Высказываться о своём отношении к народным сказкам.

Восстанавливать события сказки на основе рисунков.   Рассказывать сказку с использованием опорных слов.

Сравнивать героев, события сказки.

Выразительно читать сказочные диалоги. самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, схема).

Формировать способность к самооценке.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части. Составлять монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

23

24

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Работа над ошибками

1

1

21.02

22.02

Формировать умения писать изложение по вопросам

Повторить признаки повествовательного текста. Устанавливать связь заголовка с темой текста. Составлять предложения по вопросам.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе.

25

26

Свободный диктант «Скворец Гришка»

Работа над ошибками.

1

1

27.02

28.02

Развитие зрительной памяти посредством запоминания. Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам.

Учиться писать свободный диктант Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе.

27

28

Изложение по вопросам и опорным словам

«Послушный дождик»

Работа над ошибками.

1

1

01.03

03.03

Коррекция и развитие связной письменной речи

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

29

30

Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот».

Работа над ошибками.

1

1

06.03

07.03

Развитие мышления и воображения, опираясь на личный опыт и наблюдения.

Сочинять рассказ по наблюдениям с элементами описания. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

31

32

 Сочинение – описание «Дятел»

Работа над ошибками.

1

1

10.03

13.03

Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения.

 Составить текст-описание. Согласовывать слова в предложении.  Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их.

33

34

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Работа над ошибками.

1

1

14.03

15.03

Развитие речи, воображения, мышления через составление  предложений  по картине.

Составлять текст- натюрморт по репродукции И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

35

36

37

Устное сочинение по картине

Б. Кустодиева «Масленица».

Сочинение по картине

Б. Кустодиева «Масленица».

Работа над ошибками.

1

1

1

17.03

20.03

21.03

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Составлять текст по репродукции

Б. Кустодиева «Масленица». Сочинять рассказ по наблюдениям с элементами описания. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

38

39

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Работа над ошибками.

1

1

22.03

24.03

Формировать умения писать изложение по плану, опорным словам

Повторить признаки повествовательного текста. Устанавливать связь заголовка с темой текста. Составлять предложения по вопросам.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе.

40

Редактирование текста изложения

1

24.03

(за 24.02)

Коррекция и развитие связной письменной речи

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Конец 3 четверти: 40 часов.

4 четверть (32 занятия)

1

2

Связная речь. Тексты.

Сочинение  с элементами рассуждения «Мое любимое занятие»

Работа над ошибками

8 час.

1

1

03.04

04.04

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль,  подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).

3

4

Составление письма

 Работа над ошибками

1

1

05.04

07.04

Овладение умением писать письма. Познакомиться с особенностями текста письма.

Составлять письмо другу или кому-нибудь из родственников.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

5

6

Текст-рассуждение. Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Я. Надеждиной «Листопад»

Работа над ошибками

1

1

10.04

11.04

Овладение умением  определять части в тексте, составлять план, умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Определять последовательности частей в тексте. Уметь передавать содержание текста.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

8

Свободное сочинение «Весна идет».

Работа над ошибками.

1

1

12.04

14.04

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений.

Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Г. Скребицкого «В половодье»

Работа над ошибками.

1

1

17.04

18.04

Развитие связной и письменной речи в процессе составления текста. Коррекция и развитие связной письменной речи

Составлять устно текст – описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Письма. Деловые и частные письма.

Работа над ошибками.

1

1

19.04

21.04

Знакомство с конвертом, с его особенностями. Знание основных частей письма.

Составлять деловые и частные письма.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

Письмо-поздравление и письмо-приглашение.

Работа над ошибками.

1

1

24.04

25.04

Создание писем-приглашений и писем-поздравлений.

Составлять письма-поздравления и письма-приглашения.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

15

16

Изложение по коллективно составленному плану «Ласточки»

Работа над ошибками.

1

1

26.04

28.04

Развитие связной письменной речи в процессе  составления  предложений.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе.

17

18

Изложение –повествование по памяти. Свободный диктант «Умная галка»

Работа над ошибками.

1

1

02.05

03.05

Развивать объём слухоречевой памяти.

Формировать умение писать изложение по памяти. Устанавливать последовательность частей в тексте.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

19

20

Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным словам «Пожар».

Работа над ошибками.

1

1

05.05

10.05

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

21

22

Изложение –описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам «Морж»

Работа над ошибками.

1

1

12.05

15.05

Развитие связной и письменной речи в процессе составления текста. Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над сочинением- описанием животного)

Составлять устно текст – описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

23

24

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. «На реке»

Работа над ошибками.

1

1

16.05

17.05

Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа  

Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

25

26

Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам «Шарик»

Работа над ошибками.

1

1

19.05

22.05

Формировать умения писать изложение по плану, опорным словам

Формировать умение писать изложение по памяти. Устанавливать последовательность частей в тексте.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

27

28

Сочинение – описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)»

Работа над ошибками.

1

1

23.05

24.05

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

29

30

Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие»

Работа над ошибками.

1

1

26.05

29.05

Развитие мышления и воображения, опираясь на личный опыт и наблюдения.

Сочинять рассказ по наблюдениям с элементами описания. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

31

32

Изложение – рассуждение по памяти. Свободный диктант «Зачем нужен дождь?»

Работа над ошибками.

1

1

30.05

31.05

Формировать умения писать изложение по памяти

Формировать умение писать изложение по памяти. Устанавливать последовательность частей в тексте.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Конец 4 четверти- 32 часа

Конец года: 136 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения)

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения) (УМК "Школа Р...

Развитие логического мышления детей с тяжелым нарушениями речи

Аннотация. В статье раскрывается необходимость развития логического мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Показаны особенности  высказываний детей с нарушениями речи, выделен...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...