«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.
консультация по логопедии по теме

Зубцова Тамара Николаевна

В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников».

Курс консультаций для родителей.

                                                         

                                                         Составители:

                                                                                     учитель-логопед Зубцова Т.Н.

педагог-психолог Мартынова Э.М.  

Быть готовым к школе - не значит

уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть

 готовым  всему этому научиться.

(доктор психологических Л.А.Венгер)

Данный курс лекций составлен с целью информирования  родителей,  раннего выявления, предупреждения нарушений в развитии ребенка.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни каждого ребенка, требующий  соответствующего уровня  готовности к этому  новому виду деятельности – учебному. Очень часто родители предполагают, что для успешности ребенка в школе необходим определенный уровень знаний, умений и навыков. Но понятие готовности к школе гораздо более многогранно, шире и многообразнее. Даже если ребенок  хорошо читает, пишет, считает, это еще не все. Переходя на качественно новую ступень – необходимо помнить, что фундаментом  успешной учебной деятельности  являются хорошо развитые психические и познавательные процессы: мышление, память, речь, воображение, и что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать полученную информацию.

Но для того, чтобы пойти в школу, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться там. А это будет ему по силам лишь тогда, когда рядом  будут находиться верные и надежные люди, которые в трудную минуту смогут всегда поддержать. Помощь родного человека – необходимая потребность, благодаря которой дети скорее станут «школьнозрелыми».

Ребенок должен «созреть» как плод, чтобы выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, постулатов, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и детьми, учителями и ребенком и даже между родителями.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу:

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные примеры каждого времени года, загадки и стихи о временах года)
  8. Домашних животных и их детенышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
  10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения  для детей.
  14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая- левая сторона, верх-низ и т.д.).
  16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
  18. Различать гласные и согласные звуки.
  19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов по количеству гласных звуков.
  20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «МАК», «ДОМ», «СУП», «ДУБЫ», «САНИ», «ЗУБЫ», «ОСЫ».
  21.  Хорошо владеть ножницами (резать полоски, круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  22. Владеть карандашом: без линейки проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  23. Свободно считать от 1 до10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
  25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Школа требует от ребенка максимальной мобилизации, интеллектуальных и физических сил.

Правильная речь является одним из важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Школьник с нарушениями речи - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма.

В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину. Статистические данные диагностирования показывают, что более 50 % детей, поступивших в школу,  имеют нарушения устной речи. На что следует обратить внимание родителям:

1.Звукопроизношение.

2.Фонематический слух и фонематическое восприятие.

3.Анализ и синтез звукового состава слова.

4.Произношение слов различной слоговой структуры.

5.Состояние словаря.

6.Состояние грамматического строя речи.

7.Состояние связной речи.

Все эти составляющие можно обследовать при помощи тестовой методики Фотековой Т.А.

Тестовая методика Фотековой Т.А. (для будущих первоклассников)

Направлена на определение  уровня сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.

Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

  • ба – па                                         па – ба
  • са – за                                          за – са
  • жа – ща                                        ща – жа
  • са – ша                                         ша – жа
  • ла – ра                                          ра – ла
  • ма – на – ма                                 на – ма – на
  • да – та – да                                   та – да – та
  • га – ка – га                                    ка  – га - ка  
  • за – са – за                                    са – за – са
  • жа – ша – жа                                ша – жа – ша
  • са – ша – са                                  ша – са – ша
  • ца – са – ца                                   са – ца – са
  • ча – тя – ча                                    тя- ча – тя
  • ра – ла – ра                                    ла – ра – ла

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное количество баллов за все задание - 15 баллов

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

  • надуй щеки;   надуй одну щеку;   надуй другую;    упри язык в правую щеку;
  • «Обезьянка» - помести язык между верхними зубами и верхней губой;

 Инструкция: повторяй за мной движения.

  • «Трубочка» (губы выдвинуты вперед трубочкой); «Лопатка» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт); «Маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью передвигается от одного уголка рта к другому);«Качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы);«Улыбка» - «трубочка» (чередование движений губами).

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 – невыполнение движений.

Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов

3. Исследование звукопроизношения.

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л – ль, р – рь, все остальные звуки..

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • собака, маска, нос;   сено, косить, высь;  замок, коза; зима, ваза;
  • шуба, кошка, камыш;  жук, ножи;
  • цапля, овца, палец; щука, вещи, лещ; чайка, очки, ночь;
  • река, варенье, дверь;
  • лампа, молоко, пол; лето, колесо, соль.

Оценка:

Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.

  1. балла - нормативное произношение всех звуков группы;

1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

  1. балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

    0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

Максимальная оценка – 15 баллов.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.   Оценка

1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;

0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,25 – искажение звуко-слоговой  структуры слова (пропуски, перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова)

0 – грубое нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, персеверации) или невыполнение задания.

Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов

Серия 2.  Исследование навыков языкового анализа.

Инструкция: подумай и ответь на мои вопросы.

  • Сколько слов в предложении «Около дома росла  высокая береза»?
  • Какое второе слово в этом предложении?
  • Какое слово получится из звуков  «р,а,к», «л,ы,ж,и»?
  • Какой первый звук в слове «аист», «шуба», «мост», «кот»?
  • Какой последний звук  в слове «окно», «бант», «лещ»?
  • Сколько звуков в слове «мак»?
  • Сколько звуков в слове «кран», «слон», «шапка»?
  • Какой третий звук в слове «труба»?
  • Какой звук после «ш» в слове «школа»?
  • (с инструкцией) Раздели слово по слогам «машина».

Оценка:

  1. балл - правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильный ответ со второй  попытки;

0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальный балл за серию — 10.

Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложений.

Инструкция: послушай предложения и постарайся повторить его как можно точнее.

  • Наступила золотая осень.
  • Птичка свила гнездо.
  • Над водой летали белые чайки.
  • В саду было много красных яблок.
  • Земля освещается солнцем.
  • Ранней весной затопило весь наш луг.
  • Дети из снега лепили снежную бабу.
  • Медведь под большим деревом сделал себе берлогу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, за рекой, паслись лошади.

Оценка:0 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла -  пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла  - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

2. Верификация предложений.

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик.. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Телега везет лошадь. Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов);

0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • мальчик, открывать, дверь
  • девочка, читать, книжка
  • доктор, лечить, детей
  • рисовать, карандаш, девочка
  • в сад, расти, вишня
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, зеленая, косить, трава
  • Миша, дать, собака,  кость
  • Мама, купить, шар, Петя

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

 1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла – нарушен порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов;

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

  • Лена наливает чай…чашки.
  • Почки распустились…деревьях.
  • Лодка плывет…озеру.
  • Чайка летит…водой.
  • Птенец выпал…гнезда.
  • Деревья шумят…ветра.
  • Последние листья падают…березы.
  • Щенок спрятался…крыльцом.
  • Пес сидит…конуры.
  • Большая толпа собралась …театром.

Используется два вида помощи:

- стимулирующая («неверно, подумай еще»);

- в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?)

Оценка:

  1. балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи,  как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

При выполнении этого задания можно использовать картинки.

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома., а много чего? – Домов.

  • один стол, а много – это…,  а много чего?
  • стул - …
  • окно - …
  • звезда - …
  • ухо - …

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0, 5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение.

Серия 4. Исследование словаря и  навыков словообразования.

1. Называние детенышей животных.

Инструкция: у кошки – котята, а у

  • козы –
  • утки –
  • льва -
  • курицы –
  • коровы –
  • лошади –
  • лисы –
  • собаки -  
  • свиньи –
  • овцы –

2. Образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол, стул, дом, снег, дерево.

3. Образование прилагательных от существительных.

а) Относительных

Инструкция: сумка из кожи - она кожаная  

  • варенье из вишни –                                  кисель из клюквы -
  • варенье из яблок –                                   салат из моркови -
  • варенье из сливы –                                   суп из грибов -
  • варенье из малины -                                 лист дуба –
  • гора из снега       -                                    лист осины -
  • кольцо из серебра-                                     сок из огурца -                                            
  • кукла из соломы –                                     горка изо льда –
  • кораблик из бумаги -                                 

б) Качественных  

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …   

  • волка за жадность -  
  • зайца за трусость –
  • медведя за силу –
  • льва за смелость –

Инструкция: если днем жарко, то день – жаркий, а если -

  • мороз -
  • снег -
  • дождь -
  • солнце -
  • холод –
  • ветер -

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …

  • кошки –                                  зайца -                              гнездо орла -
  • медведя –                             белки -                                клюв птицы -
  • волка –                                                                              ружье охотника -
  • льва –                                    лисы -

Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неверно образованная форма;

0 баллов – невыполнение.

Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений

  1. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.
  2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест под кругом.
  3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной.
  4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
  5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка:

  1. Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
  2. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
  3. Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

  1. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Горошины.

В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

   Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка;

  1. Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
  2. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
  3. Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса); 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

Рекомендации родителям по развитию

артикуляционной и  мелкой моторики пальцев рук

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Взаимосвязь развития мелкой моторики  пальцев рук с речью ребенка.

В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х годах XX  века  было около 17% детей  с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцевой), то в конце ХХ, и в начале ХХI века  их стало 52,5%. Учеными доказаны важные положения, касающиеся  взаимосвязи  между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки. Движения пальцев рук, являясь  совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой,  влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка, интеллектуального развития. Около трети  всей площади двигательной  проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,  расположенной рядом с проекцией речевой моторной зоны. Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС,  что проявляется в ускорении развития речи ребенка.

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Влияние импульсов  мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится  к детям и с нормальным, и с нарушенным  речевым развитием.  По мнению М.М. Кольцовой  «систематические упражнения  для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются  мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Все упражнения на развитие  мелкой моторики можно разделить на несколько групп.

Самомассаж  и  массаж кистей и пальцев рук. Это один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на ЦНС, улучшающий функцию рецепторов. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.  Для массажа используются различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки, маленькие мячики, грецкие орехи, карандаши, колючие  колечки. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Такие упражнения как «Очень холодно зимой» разогреют мышцы тыльной стороны рук, а  упражнение «Мы – индейцы» - мышцы ладоней. Эффективен для развития  тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики «пальчиковый бассейн»: в небольшую  чашку, наполненную сыпучими материалами с необычной текстурой (крупа, пшеничные хлопья, фасоль и т.д.) помещают  предмет, необходимо найти  и отгадать его. Для  растяжения мышц, снятия напряжения и скованности используют упражнения «Дотянись до…», «Вот шагает великан». Для расслабления мышц – упражнения «Погладь котенка», «Маляры». Они помогут из упражнений совсем не интересных, но необходимых, например, многократно повторять слог с автоматизируемым звуком, сделать увлекательные и занятные.

 «Вот шагает великан» - пальцами рук «шагать» по поверхности стола, одновременно произнося,  например, слоговую  разминку.

Ша-ша-ша-ша-ша-ша

Шо-шо-шо-шо-шо-шо

Кшу-кши-кша-кшо          и т.д.

Сопряженная гимнастика. Упражнения, направленные на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики, вызывающие, как правило, наибольшие затруднения. Например, «Змейка»: выполняются волнообразные движения руками, а языком выполняется упражнение «Змейка» - губы в улыбке, «острый» язычок высунут  вперед.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

К развивающим  силу мышц кистей и пальцев  рук  относятся игры и упражнения с мелкими предметами (теннисные или каучуковые шарики, грецкие орехи, резиновые мячики, игрушки для прорезывания зубов и т.д.)

Упражнение «Кулачки». Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать небольшие резиновые мячи  кистями рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости, после чего руки расслабляются и встряхиваются. (сжимать мячи можно двумя руками одновременно или попеременно - сначала правой, потом –левой).

           В ручки мячики возьмем,

Кулачками их сожмем.

Упражнение «Мячик». Сжимать обеими руками мелкие резиновые мячи - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Эта ручка – правая, эта ручка – левая,

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной  левая,

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Упражнение «Орех». Ребенок катает орех ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

(Можно перекатывать в ладони два небольших шарика.)

А взяв шарики разных цветов (красного - для гласных, синего - для твердых согласных, зеленого – для мягких согласных звуков), при этом посыпав каждый мячик  ванилином или другим пищевым ароматизатором, с тем чтобы речевые звуки   ассоциировались у ребенка с каким-нибудь конкретным образом (например - гласный звук, в момент произнесения которого ребенок ощущает клубничный запах, ассоциируется у него с душистой клубникой) параллельно можно отработать понятия гласных, твердых и мягких согласных звуков. Используя такие задания, мы получаем возможность опираться  на совместную работу различных анализаторов в сочетании с реализацией пространственного фактора и развития у детей чувства ритма.

Я заметила, что традиционно любимыми у детей являются статические упражнения, удерживающие  определенную позу – развивающие кинетический компонент двигательного акта – это такие как «Зайцы», «Коза», «Собака», «Цветок», «Лучики» (упражнения из нашего детства), они способствуют формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию наблюдательности и внимания, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

втри (80)

Самой большой группой упражнений является группа на развитие динамического компонента двигательного акта, на развитие  умения переключаться с одной позиции на другую, умения противопоставлять большой палец остальным, динамической координации. Перечислю некоторые упражнения: «Пальчики здороваются», «Скакалка», «Моя семья», «Кулак-ребро-кулак» и другие. 

Упражнение «Заяц бьет в барабан» - указательный и средний пальцы выпрямлены и соединены - это «уши зайца». По очереди соединить подушечки большого пальца с мизинцем, затем с безымянным пальцем и опять с мизинцем - получится движение «бить в барабан». То же упражнение повторить , начиная с безымянного пальца. То же с закрытыми глазами с проговариванием действий и названий пальцев. Разученное упражнение повторять от 4 до 16 раз, постепенно увеличивая количество повторений. Темп медленный, средний, затем быстрый. Способствуя положительному эмоциональному настрою, повышению работоспособности и речевой активности ребенка, упражнения развивают эластичность мышц и связок суставов пальцев, кисти.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Следующая группа упражнений направлена на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями, копирование геометрических форм, соединение контура рисунка по точкам, раскрашивание  внутри контура, уменьшение или увеличение объекта  по контуру или без него.

Использование таких виды работ,  как лепка букв из пластилина, рисование на крупе в пальчиковом бассейне, ощупывание букв, вырезанных из наждачной или из бархатной бумаги, выкладывание букв из разных материалов: крупы, бусинок, гороха, фасоли, несомненно, подойдет для развития тонких движений пальцев рук и будет интересна  ребенку.

В последнее время стремительно развивается кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет формировать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики, предотвращение и коррекцию дисграфии. Самый благоприятный период для их использования - возраст до 10 лет, пока кора полушарий еще  окончательно не сформирована.

Приведу примеры общеизвестных нам кинезиологических упражнений: «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальцы рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем  указательный, средний и т.д. В прямом и обратном порядке.

«Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на поверхности стола поочередно сменяют друг друга.

«Лезгинка» - левая ладонь сжата в кулачок, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью вниз в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. Потом положение рук одновременно меняется.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу или фломастеру, рисовать зеркально симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положения рук.

«Змейка» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить  пальчики в замочек, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, на который укажет ведущий.

Не забывайте, что такие упражнения  необходимо выполнять в комплексе и чем интенсивнее нагрузка, тем  значительнее положительные структурные изменения в организме.

        Моя практика показывает, что дети с большим удовольствием выполняют задания,  связанные с движением пальцев рук и речью, а учебный процесс становится для ребенка увлекательным и полезным. Скрупулезная и  систематическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук детей, повышает работоспособность  за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; тонкие дифференцированные движения пальцев оказывают мощное влияние на развитие артикуляционного аппарата, на  развитие речи и психических процессов, а также устранит нарушение письменной речи.

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе возникает не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками, в непосредственно образовательной деятельности.

В подготовке к школе необходимы составляющие психологической готовности или предпосылки к учебной деятельности, которые необходимо развить, чтобы быстрее превратить в реальность.

Прежде всего, это интеллектуальная готовность к школе совместно с мотивационной, эмоциональной, социальной и личностной готовностью, а также физическая готовность, главным показателем которой обычно является состояние здоровья ребенка.

Развитие умственных способностей необходимы для обучения и приобретения определенных навыков и знаний. К шести годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.

Мышление должно приближаться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать и классифицировать предметы и явления, выделять в них главное, второстепенное, улавливать многие закономерности и связи.

Но для того, чтобы хорошо учиться в школе, одних познавательных мотивов недостаточно.

Все задания нужно выполнять охотно без принуждения, сосредоточенно выслушивая объяснения взрослого, следуя его указаниям.

Необходимо развивать способность к произвольному запоминанию, обладать образным мышлением, развитой речью с большим запасом слов. К началу обучения в школе ребенок имеет достаточно большой словарный запас. Если в 3 года ребенок имеет в запасе 500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов, в 7 лет -7000 слов, в 9 лет -10000 слов и более. То есть с годами словарь растет стремительно.

Эмоционально-волевая готовность предполагает способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно, умение сосредоточиться и управлять эмоциями.

Проблемы адаптации первоклассников к школьным условиям

Начало обучения: радость,  тревога,  восторг,  растерянность, удивление,   напряжение.

Адаптация-это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Адаптация к  школе -  это процесс привыкания   к новым школьным условиям, который каждый  первоклассник  переживает и осознает  по-своему.

Цель адаптационного периода:

Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

  • Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
  • Школа требует от ребёнка максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
  • Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
  • Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий еще не сформированы, они сформируются к 13 годам.
  • Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
  • Период приспособления к требованиям школы, существует у первоклассников. У одних он длится 1 месяц, у других 1 четверть, у третьих растягивается на весь учебный год.

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации

личностная

 волевая

интеллектуальная

мотивационная

Личностная готовность

  • умение строить отношения с учителем
  • умение общаться со сверстниками, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу;
  • отношение к себе

Волевая готовность

  • Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
  • Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого.
  • Действовать в соответствии с правилом.
  • Использовать образец.

Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени.

Интеллектуальная готовность

  • Определённый запас знаний;
  • Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений;
  • Способность  слушать, уметь сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

Еще один фактор, влияющий на успешность школьной деятельности - социальная зрелость, которая определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Признаки успешной адаптации:

  • Ребенок легко справляется с программой.
  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причинами школьной незрелости и дезадаптации могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком).
  • Проблемы соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
  • Социально-бытовые условия семьи.
  • Внутрисемейные отношения.
  • Режим дня.
  • Коммуникативные особенности личности.
  • Невротическое развитие характера (необходима консультация психолога, с последующей коррекцией поведения).
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (необходима консультация  невропатолога и лечение).

Чем можно помочь первокласснику?

  • Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.
  • Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям. Ребенок может ошибаться, это нормально.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка –  все это поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Рекомендации, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться

  • Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Помните, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность формируются постепенно. Ребенок пока ещё учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача родителей запастись терпением и помочь ребенку.
  • Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех!
  • Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во всё, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
  • Первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка, и по мере необходимости, обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
  •  Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать очень легко. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Психоэмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

Количество проблемных детей возрастает с каждым днем, но, как это ни странно, проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, супружеских отношений в семье, личностных проблем. Формирование личности зависит от стиля отношений родителей к ребенку, для него семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать.

Все мы родом из семьи и, конечно, каждому взрослому очень важно знать как можно больше и точнее о детско-родительских конфликтах; что  такое семья и семейное счастье, почему многие родители не могут построить взаимоотношения со своими детьми, почему многие из этих детей на долгие годы остаются со своей тревожностью наедине. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Теоретический и статистический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что тревожность, агрессивность, страх - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка, что в детском возрасте одна из основных причин возникновения эмоциональных нарушений кроется в нарушении детско-родительских отношений. Нарушения эмоциональной сферы личности развиваются вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, и является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода, и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям.

Анализируя данные экспериментальных исследований, можно говорить о недостатке эмоционального благополучия в семьях, дети недополучают эмоционального тепла, испытывают в нем постоянную потребность. Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Уровень детской тревожности связан с родительским программированием и детско-родительскими отношениями, так как некоторые факторы тревожности можно рассмотреть с точки зрения родительских запретов. Например, фрустрация потребности в достижении успеха – это «Запрет на успех»; проблемы и страхи в отношениях с учителями – «Держи дистанцию!».

Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и эмоционального состояния детей любого возраста.

Каждый человек знает, что такое беспокойство, тревога, раздражительность, плохое настроение, а иногда – непонятный страх и депрессии. Обычно эти ощущения связаны с какими-то причинами, которые не всегда понятны и не всегда решаются самостоятельно.  В таких случаях Вам может быть необходима помощь психолога. Психолог – это не врач, а специалист, который знает, как помочь, и человек, который поможет, сохранив полную конфиденциальность.

Уважаемые родители, в заключение хочется сказать, что младший школьник – человек удивительный: оптимистичный и любознательный, подвижный и эмоциональный. Он любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроений. Это вполне самостоятельная  личность, имеющая свои взгляды и суждения. А при благополучном педагогическом воздействии он останется «почемучкой», только его вопросы, по сравнению с дошкольниками, более серьезные. Будьте внимательнее к своим детям, и они вас за это отблагодарят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

Советы для родителей будущих первоклассников

Содержит полезные советы для родителей будущих первоклассников...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Советы психолога помогут вам и ребенку перестроится на новый жизненный этап - обучение в школе....

Советы для родителей будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников, которые помогут в дальнейшей адаптации в школе....

Советы учителя родителям будущих первоклассников.

Уважаемые родители! Очень скоро ваш ребёнок  пойдёт в школу в первый класс. Как хочется, чтобы у него всё было хорошо!Краткие рекомендации от учителя с тридцатилетним опытом работы в начальной шк...

Советы психолога родителям будущего первоклассника. О чем необходимо помнить родителям?

В статье даются советы родителям будущего первоклассника...