Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
статья по логопедии по теме

Шабалкина Любовь Александровна

В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 МОРШАНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад

на тему:

«Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»

                                                               Учитель-логопед: Шабалкина Л.А.

                

2017 г.

«Ученик не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь!»

«Новая школа – это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, детей сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени».

Д. Медведев

         В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

         Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Ребенок с умственной отсталостью, как нормальный ребенок, растет и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально-развивающихся детей.

        При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.

         Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ мы используем такие технологии как:

  • Объяснительно-иллюстративные технологии;
  • Технологии компенсирующего обучения
  • Индивидуальный и дифференцированный подход;
  • Игровые технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;
  • Технологии компенсирующего обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.  

Раскроем некоторые из них:

Объяснительно-иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся облегчение понимания сложных знаний.

Технологии компенсирующего обучения

 К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
    Я считаю, что не меньшее значение имеют 
различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  дополнительные упражнения;
•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как  общеразвивающий, так и специализированный характер.

М. А. Бекиш отмечал, что игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Информационно-коммуникационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладеть основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

        Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:

  • компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;
  • использование ИКТ побуждает ребенка к знаниям, содействует повышению речевой и познавательной активности;
  • способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций ;
  • повышается самооценка ребенка.

Здоровьесберегающие технологии. 

       Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.

      При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребенка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.

Этот вид технологий предполагает проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.

Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье детей.

       Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что он полностью заменяет традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Используемая литература:

  1.  Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
  2. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2004. – 440 с.
  3.  Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.
  4.  Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
  5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.
  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  7. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
  8.  Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.
  9.  Зверев А.Т. экологические игры. – М.: Владос, 2001. – 84 с.
  10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. ФЗ. от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ//Официальный интернет- портал http://www.pravo.gov.ru – 02.12.2013.
  11. Гилева Н.С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый – 2015 – №10.
  12. Кинош Е.А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: "Использование современных технологий в обучении английскому языку"

В данной работе идёт речь об использовании эффективных технологий в обучении английскому языку. В приложении к этой работе имеется разработанный алгоритм по теме: "В зоопарке"...

Современные педагогические стратегии обучения детей. Развитие речи.

Выступление на методическои объединении учителей начальных классов в рамках обмена опытом....

Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ"

Данный материал хорошо использовать для выступления на МО учителей начальных классов. Эта информация  необходима учителям при работе с детьми с оВЗ....

Современные технологии в обучении иностранным языкам

Презентация - обзор современных педагогических технологий в обучении иностранным языкам....

Доклад «Применение современных образовательных технологий при обучении детей обучающихся на дому».

Доклад «Применение современных образовательных технологий при обучении детей обучающихся на дому»....

«Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...

"Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

quot;Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ"...