Советы родителям первоклассников.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Власюк Татьяна Ивановна

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче  ему будет овладеть  чтением и письмом. Предлагаю родителям советы логопеда.mail

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_roditelyam_1kl_.docx269.97 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда родителям первоклассников.

             

Уважаемые мамы и папы!

       Однако то, что вы сегодня читаете  эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему ребёнку полюбить школу и успешно учиться. И это радует.

     Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче  ему будет овладеть  чтением и письмом. И так, первоклассники торжественно  расселись по партам , раскрыли  новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим. Один ученик  без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются в ряд, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, ребёнок  и вовсе теряется. «Не стараешься! Не внимательный! Лентяй!» - думаете вы. Какие только упреки не приходится выслушивать ребенку.

      Для того чтобы процесс  адаптации к школе у детей проходил легче,  к началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы:

  1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).

 

 2.Правильное звукопроизношение.

 

3.Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д

 звук в слове (фонетический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематическое представление). Не путайте  букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, то, что мы пишем.

 4.В предложении  первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?!», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении, 6-7-летний ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.

 5.Должна  быть развита мелкая моторика кистей рук.

 6.Умение ориентироваться в собственном теле и  окружающем  пространстве (право-лево).

 7.Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д).

    Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита  устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

   Проблема с почерком- довольно распространенная проблема в начальной школе. Обучение письму- сложный  вид работы для любого ученика. Исследования показали, что в начале обучения  первоклассники на уроке письма испытывают  физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

   Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае?

  • Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше. В настоящее время в книжных магазинах продаётся множество тетрадей, по которым можно учиться каллиграфии. https://spektr-tm.ru/wa-data/public/shop/products/39/88/8839/images/6967/6967.970.jpeg

  • Подбирайте интересные  и забавные задания, развивающие  зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь  между двумя извилистыми линиями. Не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны или наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится  детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»), увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

  • Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок  («паззлов»),  складывание узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц. Вырезание ножницами  по контору, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

  • Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа-забивание гвоздей, выпиливание, выжигание. C:\Users\Dom\Desktop\ФОТО ШКОЛА\Фото новые\TEJS9067.JPG

   Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом (деслексия и дисграфия). Дети с таким нарушением допускают ошибки при чтении: пропускают буквы. Добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.  Учащиеся часто страдают способностью четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различия близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «К-Г», «С-З», «Ж-Ш». Поэтому  такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

Они  могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроение, то почерк расстраивается окончательно.

    Нарушения встречаются у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают нарушениями чтения и письмом.

    Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

   Чтобы понять механизм развития дислексии, начну  издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха.

  Первый слух- физический. Он  позволяет нам различать шум листвы и дождя, легкий гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес, шуршание шин автомобиля.

  Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.

  Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

  Если у ребенка нарушен слуховой слух, то, понятно, ему очень трудно  научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно услышать уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в  быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом –сложная педагогическая проблема.

   А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков, меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка-галка». Замена глухого звука звонким, твердого - мягким, шипящего- свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

  Значит, для полноценного обучения ребенок должен  иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Успехов Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные советы родителям первоклассников

Вредные советы родителям первоклассников...

Советы родителям первоклассников

В статье даются ответы на вопросы, которые часто задают родители: есть ли в 1 классе домашнее задание, можно ли давать ребёнку карманные деньги, как помочь первокласснику в учёбе и др....

Советы родителям первоклассников"

Сообщение на родительском собрании по теме "Советы родителям первоклассников"...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...