Развитие фонематического слуха на уроках обучения грамоте.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Анна Константиновна Иванова

Статья о развитии фонематического слуха у первоклассников на уроках обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему не всем детям легко дается грамота? Дело здесь в природе нашего письма. Всякая письменная речь – это надстройка, своеобразное отображение, кодирование устной речи. И чтение есть ничто иное, как «озвучивание» графических значков. Видя такой знак, ребенок должен произнести то, что этот знак обозначает. А для этого в устной речи должны быть выделены соответствующие единицы. Наше современное звуко-буквенное письмо отображает звуковой состав устной речи. Чтобы пользоваться буквами, ребенок должен ясно представлять, что зашифровано в каждом из 33 графических значков.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работе по развитию фонематического восприятия, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Велика роль усвоения фонематических знаний для формирования устной и письменной речи младших школьников: а) с опорой на фонематические знания уч-ся овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте; б) фонематические знания составляют основу правильного произношения слов; в) фонематические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными, создают базу для правописания ряда орфографических навыков, в частности для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов; г) фонематические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз и т.д. Без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонематические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом лексики, грамматики, словообразования, не говоря уже о том, как это сказывается на обучение правописания.
Ещё К.Ушинский писал «Хороший ясный выговор, такой чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания». «Чуткое ухо» – это то, что теперь называется фонематическим слухом».

Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс, особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к анализу и синтезу как мыслительным действиям.

Работая в данный момент в первом классе я начала уделять особое внимание развитию фонематического слуха сразу с первого урока по обучению грамоте. Каждый звук (точнее  - каждая фонма) должен иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда, что есть звуки, которые вообще не имеют своей буквы, а обозначаются сочетаниями букв или одной и той же буквой ( звук [j], твердые\мягкие согласные), некоторые звуки могут обозначать разными буквами, например [а] – буквами А,Я..

Произносительные умения подразделяются на уже сформировавшиеся до школы; частично усвоенные и требующие улучшения; формируемые в школе на основе новых знаний. Новые умения – четкое артикулирование звуков, интонации, соотнесение звуков и букв, звукослияние, деление слов на слоги, определение места ударения и пр. – формируются на основе теории, а также имитативным способом «делай как я».

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строем речи, Это не означает, что без специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников перечисленных выше умений, что в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнении с буквами.

На уроках обучения грамоте работа со звуками и буквами будет рассматривается одновременно, и такая работа называется звукобуквенный анализ .На своих уроках я уделяю  много внимания этой работе.

С первых уроков мы с ребятами решили строить свой Буквоград. В каждой программе есть понятие звуко-буквенной ленты, куда вывешиваются пройденные буквы, вот и в программе по которой работает наша школа («Школа 2100) тоже есть такая лента букв, но ребятам у меня в классе не понравились графические изображения  (звонкий звук в шапке колокольчике, а глухой в черной шляпе) и они предложили изменить изображение звуков. У нас звуки живут в домиках с разными крышами, а так как это сказочный город, то у домиков есть ножки в ботиночках  и звуки могут переходит друг к другу в гости и общаться составляя слова.

Я на своих уроках  стараюсь использовать различные игровые задания для развития фонематического слуха. Постоянно консультируюсь с логопедом, курирующим нашу школу Вашему вниманию представляю некоторые задания, используемые мной на уроках обучения грамоте:
1. Слуховой диктант.

2. Найди букву У. Соедини одной линией все найденные буквы. Соедини другим цветом цепочку: у – о – у – а – у – у.



Ы



Р



У



М





А



У



О



У



У



Г



Н



И







Э



У



А


3. Назови предметы первым звуком, которых является звук У.

4. Назови предметы, в которых есть звук У.

5. Разучивание и чтение стихов и скороговорок с данным звуком.

Ползёт улитка по дорожке,

Как буква У её два рожка.

Куда же торопиться ей?

Ведь дом её всегда при ней.

6. Скороговорка.

- У ужа - ужата, у ежа – ежата.

7. Задания на распознавание графического изображения звука (буквы У).

* Найди все буквы У (по образцу).


У/ П Р О Ш Л У Н Е О У Ы В П Д Л У У Е П Т Б У Ы У В П У Г Р


*
Из данных слов найдите и подчеркните слова, в которых есть буква У.

уха собака домик проснулись удивление Анастасия Петрушка алфавит аквариум мышка силуэт игрушка карман ручей сорока барсук осьминог звук

Но в период обучения грамоте есть трудности в самом содержании материала и трудности его усвоения:

  1. осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче вопринимают буквы на зрительной основе;
  2. дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, жи, ши и т.п.);
  3. дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный , понятный им смыл, например слово и его значение;
  4. трудности письма, его техники; неустойчивость внимания.

На уроках мы постоянно анализируем слова, что слышим, что пишем, доказываем (т.е. учимся подбирать такие слова, которые доказывают написание, иными словами – проверочные слова).

Вот как это делается на уроках в нашем классе. Хочу сразу сказать, что дети совершенно без стеснения выходят к доске, т.к. полностью уверены, что их ошибки или недочеты помогут исправить товарищи.

В заключение хочу сказать, что именно учителя в первом классе должны научить детей хорошему звукобуквенному анализу слов, текста, ведь это залог правильного, безошибочного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:1)...

«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

В разработке представлен апробированный комплекс упражнений по развитию фонематического восприятия первоклассников....

Курсовая работа. Тема: "Развитие фонематического слуха на уроках китайского языка"

Выполнил слушатель группы ИЯ-4/2 Лазарева Татьяна Леонтьевна, учитель китайского языка ГОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М»Куратор: Майдонова С. В.   Москва, 2010 год...

Развитие фонематического слуха на уроках обучения грамоте.

Развитие фонематического слуха - одна из важнейших задач , которые стоят преред учителями начальной школы в первом классе....

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу...