Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе
статья по логопедии на тему

Филина Ольга Юрьевна

Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе. Понятие «речевой слух» и его нарушения. Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе. Полезна информация: звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно; звуки, которые всегда можно ставить одновременно. Дополнительные правила постановки звуков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе

Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у

ребенка речевой слух.

1. Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе

Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие

между собой по звучанию и способу произношения.

Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть

одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если ребенок

начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.

Звуки ставятся в следующей последовательности:

— Звуки [ф, в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, вероятно, вы

сделаете это уже при работе над речевым выдохом.

— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.

— Мягкие звуки [т'] и [д'].

— Звук [й].

— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться

очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время

работу над ним.

— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся [с'] и [з']

мягкие.

— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как правило, после

свистящих. Но если ребенок произносит свистящие, как неполноценные

шипящие (то есть, [с] у него больше похож на [ш]), тогда желательно

ставить сначала шипящие, включая [ч] и [щ], а потом — свистящие

звуки.

— Звуки [ч] и [щ].

— Звук [р] и его мягкая пара.

Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно, их произношение

желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.

2. Понятие «речевой слух» и его нарушения.

Речевой слух является речемыслительным процессом. Он включает в себя слуховое внимание и слуховую память. Термин «речевой слух» составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений. Это происходит у ребёнка в самом начале слышания речи и её распознавания. Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух.

Так вот, понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей. И то, что мы привыкли называть «фонематический слух», «фонетический слух», «фонематическое восприятие» -- это и есть  в совокупности «речевой слух».

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи; способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип. Как раз то, что было выше сказано о речевом слухе.

Механизм «фонематического восприятия» связан с акустическими и артикуляционными признаками речи. Если один из этих признаков оказывается деформированным, то страдает и дифференцированность соответствующих фонем.

В школьном возрасте это проявляется при овладении ребенком навыка чтения и письма, приводя к дисграфии и дислексии.

Основой речевого слуха служит тембровое восприятие, интонация. Развитию этого компанента речи способствует слушание, чтение стихов, наблюдение за актерской речью и имитирование эмоциональных отрывков речи.

Недоразвитие речевого слуха проявляется в специфических ошибках устной речи и на письме.

Происходит это вследствие того, что на культуру речевого слуха не обращали должного внимания в момент составления учащимися текстов, у некоторых учеников недостаточно укрепляется интонационный стереотип разных оборотов предложения. Важным является понимание, что речевой слух и его компоненты необходимо развивать целенаправленно.

3. Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе

• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой звуки,

принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой

по звучанию и способу произношения. Поэтому работу над этими звуками

нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить

один звук вместо другого.

• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одного звука

(например, [с]), можно переходить к постановке другого звука, из этой же

группы (например [з] или [ц]).

• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновременно, это

ускоряет формирование произношения.

• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последовательность, что и

при постановке звуков при нормальном речевом слухе.

4. Полезна информация

Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:

— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.

— Звуки из групп свистящих и шипящих.

Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произносятся похожим образом:

— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками (если они

произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож на [ф]).

— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом

([ш] похож на [х]).

— Свистящие и [т' — д'], когда в произношении [с] похож на [т].

— Заднеязычные и [т' — д'], когда [к] заменяется на [т].

— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

— Сонорные звуки ([л], [р], [й]) и заднеязычные, когда произношение

сонорных напоминает звук [г].

— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

— Звуки [т' — д'] и [ч — щ], когда произношение [т'] похоже на [ч].

— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук к'].

• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:

— Свистящие и заднеязычные звуки.

— Шипящие и сонорные звуки.

— Свистящие и сонорные звуки.

— Звуки [т' — д'] и сонорные звуки.

— Губно-зубные и звуки [р] и [й].

— Звуки [ш — ж] и [т' — д'].

Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую

очередь.

Дополнительные правила постановки звуков

Эти правила не являются обязательными, но их желательно придерживаться

для ускорения постановки звуков и для облегчения работы над ними.

Перед началом систематической работы над звуками нужно попытаться

выявить у ребенка те звуки, которые можно легко и быстро ему

поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребенку каждый из

звуков (в том порядке, в каком они приводятся в практикуме по

формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в

исполнении способом. Может получиться так, что какие-то звуки вдруг

пойдут у вашего ребенка очень легко, практически без особой работы

над ними.

Вы можете начать работу над одним звуком, например над [ж], а у

ребенка на каком-то этапе вдруг совершенно неожиданно выскочит

другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно воспользоваться —

довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы

первоначально работали.

Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребенка уже есть

французское произношение этого звука, ставить его нужно последним.

Но если ребенок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь

поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того,

чтобы предупредить формирование у ребенка грассирующего звука [р],

который потом будет достаточно трудно исправить.

Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, по тому что

звук действительно трудный. Но, если вам удастся поставить ребенку

промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно

будет закрепить и временно ввести в речь ребенка, а после постановки

остальных звуков поставить ребенку уже полноценное его

произношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение  изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С

Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»

В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....

Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Р]"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р] на тему: «Золотой ключик»

Цель: постановка и автоматизация звука [Р]: изолированно, в слогах и словах. Коррекционно-образовательные:- закреплять знания о правильном произношении звука [Р] и о его свойствах;- закрепля...