Профилактика и развитие нарушений письменной речи.
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также  с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. СадовниковойР.И.Лалаевой, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logopedii.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Школа №2124( СП 28) «Центр коррекции и развития»

Рассмотрено                                                             Утверждено

на заседании МО учителей                                      решением МС учреждения

начальных классов                                        Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                                 Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                 И.О. директора __________

Рабочая программа логопедических занятий

2 класс

Срок реализации программы 2015-2016 год

   

                Ледовская И.В., учитель начальных классов

ГКОУ школа № 2124(СП 28)

                                                                              Первая квалификационная категория

 

Москва  2016

Пояснительная записка

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также  с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, , Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

Общая характеристика курса

        Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи, формирование у них предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и дальнейшей социализации. Также логопедические занятия  включают формирование коммуникативной компетенции обучающихся:  развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного и безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей детей;
  • развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;
  • овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
  • побуждение познавательного интереса к языку,
  • побуждение стремления совершенствовать свою речь.

        В основе создания программы лежат общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий:

-соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

-Непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям  непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности  –  учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода  –  опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;

системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

связи занятий с уроками русского языка: основой должны являться знания, поученные обучающимися на уроках русского языка, опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки;

занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к логопедическим занятиям: это достигается путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций.

     Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Обучающихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы.

Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений.

Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; сонор; твердых-мягких). В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Т и т.д. Недочеты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков (в отличие от недостатков, выражающихся в искаженном произнесении отдельных звуков), следует относить к фонематическим дефектам.

Школьники рассматриваемой группы, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (например: бочка - почка, басня - башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звуковою состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.

Третью группу составляют обучающиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи. Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение всех этих звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). При этом у всех детей остается недостаточная сформированность фонематических процессов, низкий количественный состав словарного запаса, обучающиеся данной группы допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций. Отставание в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование функций речи (или видов речевой деятельности). Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Первоклассники испытывают определенные трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. У детей еще нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Детям с НВОНР доступны более-менее развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.

Что касается обучающихся 2-3 классов с ОНР, то проявления несформированности языковых средств у них иные. Они могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако, при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий у таких детей возникают значительные трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие. А именно: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка (проявления аграмматизма, семантические ошибки). Звуковая сторона речи также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков. Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками: специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.

        Подготовительный этап: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи у детей с ФН, ФФН, НВОНР, ОНР (1 классы) и проведение специальной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии.

        Первый этап: формирование фонетико-фонематических представлений у детей с ФФН, НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным ФФН или НВОНР, ОНР (1-2 классы) и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий.

        Второй этап: восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с НВОНР, ОНР/ нарушением письма, обусловленным НВОНР, ОНР (2-3 классы) и проведение специальной работы по ликвидации аграмматической дисграфии.

        Третий этап:  восполнение пробелов в формировании связной речи у детей с НВОНР, ОНР/ нарушением письма, обусловленным ОНР (3-4 классы).

        Программа позволяет последовательно формировать у обучающихся языковые навыки и речевые умения в процессе коррекции письменной речи с учетом их речевой патологии. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что предлагаемая методика носит коррекционно-пропедевтический характер, то есть позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок, а не «бороться» с ними по мере появления их в письменных работах детей. Также в процессе логопедических занятий одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, память и формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Продуманная таким образом система программы обеспечивает хорошую основу для формирования навыков письменной речи младших школьников, решения многоплановых задач коррекции, развития и обучения, обучающихся в условиях логопедического кабинета при общеобразовательной школе.

Планируемые результаты

В результате прохождения логопедических занятий у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Методическое обеспечение программы

Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – учебно-развивающая деятельность детей под руководством учителя-логопеда.
Используются нетрадиционные формы проведения занятий:

  • игровые технологии
  • информационно-коммуникативные технологии (просмотры презентаций),
  • здоровьесберегающие технологии,
  • практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, тесты, анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельного составления кроссвордов, шарад, ребусов, стихов, текстов, рисование букв и слов, конструирование палочками, шнурком, камешками и мн. др.

Приемы и методы: словесные, наглядные и практические.

Ресурсное обеспечение программы:

материально-техническое обеспечение: оснащение учебных занятий видео - и аудио-техникой, проектором и компьютером, принтером, СД дисками, флэш картой, раздаточным дидактическим материалом для детей.

Исследование эффективности программы:

  • диагностика речевых нарушений;
  • анкетирование (изучение интересов учащихся, запросов родителей);
  • педагогическое наблюдение;
  • индивидуальные беседы с обучающимися, родителями, педагогом-психологом о проблемах отдельных детей.

2 класс

Основной целью первого этапа является: коррекция нарушений устной речи обучающихся и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий, недопущение их перехода на дальнейшие этапы обучения.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения  этого этапа являются следующие:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.

6. Формирование и развитие зрительного восприятия и представления.

7. Развитие зрительного анализа и синтеза.

8. Формирование речевого средства, отражающее  зрительно-пространственные отношения.

9. Обучение дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

10. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей.

11. Коррекция   дефектов   произношения   (по необходимости).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь начало коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми.

Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие. Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Тема и цель занятий пронизывают все этапы работы. Занятия максимально насыщены изучаемыми звуками; происходит постоянный звукобуквенный анализ  и синтез на материале правильно произносимых звуков. В занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения, активизации словарного запаса детей, развития связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Выделяется время для формирования полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться  с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать педагога) к полноценной учебной деятельности. Также предусматривается включение игр и заданий на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, на воспитание слухового внимания и памяти, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации, навыков чтения и письма, применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных и здоровьесберегающих технологий. При определении форм работы с ребенком-логопадом учитываются его индивидуальные особенности.

Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.

Предполагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и соноры). Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К. В процессе дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить  в них  сходство и различие.

Предполагаемый результат

        Правильная организация комплексного коррекционного воздействия на детей с речевой патологией позволяет вовремя устранить нарушения письма и чтения (как вторичного дефекта) и не допустить отставания в усвоении программы обучения по русскому языку. Программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов).

Ребенок принимает активное участие в коллективном устном общении, вступает в диалог. Правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивает каллиграфическую сторону своей записи.

        Логопедическая работа имеет как ближайший, так и отсроченный результаты. Правильно она построенная и своевременно проведенная, позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопадов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.

В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся получат возможность научиться:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е и Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь,Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Будут знать:

- термины, используемые для обозначения для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по звонкости – глухости.

Произойдет развитие неречевых психических процессов:

- дыхания, артикуляционной, ручной и общей моторики;

- совершенствование способностей зрительного анализа и синтеза;

- развитие слухового и зрительного восприятия и способности узнавания;

- расширение объема зрительной и слуховой памяти;

- совершенствование психологических предпосылок к обучению;

- устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию;

- активизация навыков и приемов самоконтроля;

- развитие познавательной деятельности;

- совершенствование коммуникативных умений и навыков как одного из условий успешной социализации в обществе.

Таким образом, к концу обучения учащиеся:

  • должна быть сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены    первоначальные    представления    о    звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
  • поставлены и дифференцированны все звуки;
  • уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас;
  • уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • проведена работа по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической и оптической.

Содержание программы

Логопедические занятия  проводятся 7 часов в неделю, группа по 3- 4 человека согласно проведенному обследованию, по необходимости развитие фонетических представлений, постановка и закрепление поставленных звуков, выносится на индивидуальные занятия. Диагностика проводится два раза: вводная (в начале коррекционно-развивающего обучения) и итоговая (в конце).

Учебно-тематическое планирование

1.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я.

1

Закреплять знания о гласных А–Я, учить дифференцировать гласные А–Я в словах, закреплять знания о звуковом составе слова, развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.

2.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания о гласных А–Я, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и текстах.

3.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю.

1

Закреплять знания о гласных У–Ю, учить дифференцировать гласные У–Ю в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словообразования, фонематическое восприятие, тренировать в отгадывании кроссвордов, уточнять и обогащать словарь детей.

4.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания о гласных У–Ю, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными У-Ю, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, навыки работы с деформированным предложением, развивать связную речь, фонематическое восприятие.

5.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё.

1

Закреплять знания о гласных О–Ё, учить дифференцировать гласные О–Ё в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, уточнять и обогащать словарь детей.

6.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания о гласных О–Ё, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными О-Ё, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, навыки построения предложений, развивать логическое мышление.

7.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы.

1

Закреплять знания о гласных И–ы, учить дифференцировать гласные И–ы в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словоизменения, тренировать в образовании существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

8.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания о гласных И–ы, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными И-ы, тренировать в составлении описания по плану, развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное  внимание.

9.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е.

1

Закреплять знания о гласных Э–Е, учить дифференцировать гласные Э–Е в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словообразования, фонематическое восприятие, тренировать в отгадывании кроссвордов, уточнять и обогащать словарь детей.

10.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания о гласных Э–Е, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э-Е, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, связную речь, фонематическое восприятие,

11.

Итоговое занятие.

 (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда)

1

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление, профилактика нарушения зрения, формировать умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

12.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

1

Закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных ЯЕЁЮИ, навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова, знакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме, работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза, обогащать словарь.

13.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)

1

Закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака, навыки правописания слов с мягким знаком в середине слова, работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза, устранять нарушения фонематического слуха и восприятия, развивать логическое мышление.

14.

Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

1

Закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке, о нормах орфографии, учить дифференцировать слова с «ь» на конце и середине слова, слова с разделительным «ь» и мягким знаком в функции смягчения, развивать логическое мышление, фонематическое восприятие.

15.

Мягкий знак в функции смягчения и разделения.

1

Закреплять  знания о «ь» и его роли в словах; учить дифференцировать слова с разделительным «ь» и «ь» в функции смягчения, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения, развивать высшие психические процессы.

16.

Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы» (твёрдые и мягкие согласные звуки)

1

Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам.

1.

Дифференциация согласных Б-П, Бь-Пь в слогах и словах

1

Закреплять знания о звуках Б-Бь, П-Пь, учить дифференцировать согласные Б-П, Бь-Пь изолированно, в слогах и словах, развивать навыки слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, логическое мышление, проводить работу по предупреждению дизорфографии.

2.

Дифференциация согласных Б-П, Бь-Пь в словосочетаниях, предложениях и текстах.

1

Закреплять знания о звуках Б-Бь, П-Пь, учить дифференцировать Б-П, Бь-Пь в словосочетаниях, предложении и тексте, учить согласовывать прилагательные с существительными, формировать навыки работы с деформированным текстом, развивать логическое восприятие

3.

Дифференциация согласных В-Ф, Вь-Фь в слогах и словах

1

Закреплять знания о звуках В-Вь, Ф-Фь, учить дифференцировать В-Ф, Вь-Фь изолированно, в слогах и словах, сравнивать звуки, развивать навыки слогового анализа, логическое мышление, зрительную и слуховую память.

4.

Дифференциация согласных В-Ф, Вь-Фь в словосочетаниях, предложениях и текстах.

1

Закреплять знания о звуках В-Вь, Ф-Фь, учить дифференцировать В-Ф, Вь-Фь в  словосочетаниях, предложении и тексте, формировать навыки работы с деформированным текстом, развивать логическое восприятие

5.

Дифференциация согласных Г-К, Гь-Кь в слогах и словах

1

Закреплять знания о звуках Г-Гь, К-Кь, учить дифференцировать Г-К, Гь-Кь изолированно, в слогах и словах, закреплять нормы орфографии, развивать внимание, логическое мышление

6.

Дифференциация согласных Г-К, Гь-Кь в словосочетаниях, предложениях и текстах.

1

Закреплять знания о звуках Г-Гь, К-Кь, учить дифференцировать Г-К, Гь-Кь в словосочетаниях, предложении и тексте, развивать логическое восприятие, внимание, связную речь.

7.

Дифференциация согласных Д-Т, Дь-Ть в слогах и словах

1

Закреплять знания о звуках Д-Дь, Т-Ть, учить дифференцировать Д-Т, Дь-Ть изолированно, в слогах и словах, закреплять языковые нормы, развивать навыки слогового анализа и синтеза, высшие психические процессы.

8.

Дифференциация согласных Д-Т, Дь-Ть в словосочетаниях, предложениях и текстах.

1

Закреплять знания о звуках Д-Дь, Т-Ть, учить дифференцировать Д-Т, Дь-Ть в словосочетаниях, предложении и тексте, обогащать словарь, закреплять знания временных отношений, формировать навыки работы с деформированным текстом, работы на уровне словосочетания.

9.

Дифференциация согласных З-С, Зь-Сь в слогах и словах

1

Закреплять знания о звуках З-Зь, С-Сь, учить дифференцировать З-С, Зь-Сь изолированно, в слогах и словах, развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, словообразования, зрительное восприятие и оптические представления, умение оперировать в речи обобщающими понятиями, зрительное и слуховое внимание.

10.

Дифференциация согласных З-С, Зь-Сь в словосочетаниях, предложениях и текстах.

1

Закреплять знания о звуках З-Зь, С-Сь, учить дифференцировать З-С, Зь-Сь в словосочетаниях, предложении и тексте, обогащать словарь, развивать навыки слогового анализа и синтеза, словообразования, работы с омонимами, оптические представления, работать над предупреждением устного аграмматизма.

11.

Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах и словах

1

Закреплять знания о звуках и буквах Ж-Ш, учить дифференцировать Ж-Ш изолированно, в слогах и словах, уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, согласования слов в предложении.

12.

Дифференциация согласных Ж-Ш в словосочетаниях, предложениях и текстах.

1

Закреплять знания о звуках Ж-Ш, учить дифференцировать Ж-Ш в словосочетаниях, предложении и тексте, работать с деформированным текстом, над предупреждением аграмматизма,  обогащать словарь.

13.

Итоговое занятие. Тестовые задания.

Закреплять знания  по теме звонкие и глухие согласные.

14.

Объяснительный диктант по теме «Дифференциация парных согласных»

1

Проверять знания  по теме звонкие и глухие согласные.

15.

Дифференциация букв о-а в слогах и словах.

1

Учить детей сравнивать буквы о-а по начертанию, дифференциации букв о-а в слогах и словах, закреплять знания о правописании этих букв в слогах и словах, знакомить детей со словами-паронимами, развивать оптико-пространственные представления, словарь.

16.

Дифференциация букв о-а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах о-а, учить дифференциации букв о-а в словосочетаниях, предложениях и тексте, обучать навыкам слогового анализа и синтеза, развивать умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, тренировать в языковом и звуковом анализе, развивать зрительное восприятие.

17.

Дифференциация букв и-у в слогах и словах.

1

Знакомить с буквами и-у, учить соотносить звуки и-у с буквами и-у, различать буквы и-у изолированно, в слогах и словах, знакомить со словами перевёртышами, развивать навыки звукового анализа и синтеза, логическое восприятие, зрительное восприятие.

18.

Дифференциация букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах и-у, учить дифференциации букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте, навыкам звуко-буквенного анализа, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, тренировать в языковом и звуковом анализе, развивать умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, логическое мышление.

19.

Дифференциация букв б-д в слогах и словах.

1

Познакомить с буквами б-д, учить соотносить звуки б-д с буквами б-д, учить различать буквы б-д изолированно, в слогах и словах, развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

20.

Дифференциация букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах б-д, учить дифференциации букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте, грамматическому оформлению предложений, работать со словами-паронимами, развивать пространственные и кинетические представления.

21.

Дифференциация букв п-т в слогах и словах.

1

Познакомить с буквами п-т, учить соотносить звуки с буквами, различать буквы п-т изолированно, в слогах и словах, развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, умения конструировать и реконструировать.

22.

Дифференциация букв п-т в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах б-д, учить дифференциации букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со скороговорками, проводить работу на лексико-грамматическом уровне, развивать умения построения предложения, пространственные и кинетические представления, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

23.

Дифференциация букв л-м в слогах и словах.

1

Знакомить с буквами л-м, учить соотносить звуки с буквами, различать буквы л-м изолированно, в слогах и словах, давать сравнительную характеристику звуков и букв, уточнять знания об элементах букв, развивать умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие,  кинетические представления, логическое мышление.

24.

Дифференциация букв л-м в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах л-м, учить дифференциации букв л-м в словосочетаниях, предложениях и тексте, составлению связного последовательного высказывания по опорным словам, работать со словами-паронимами, устранять кинетические нарушения, проводить работу на согласование прилагательных с существительными в роде, развивать логическое мышление.

25.

Дифференциация букв к-н в слогах и словах.

1

Знакомить с буквами к-н, учить соотносить звуки с буквами, различать буквы к-н изолированно, в слогах и словах, работать с анаграммами, устранять кинетические нарушения, уточнять значения слов, расширить словарный запас, развивать логическое мышление

26.

Дифференциация букв к-н в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах к-н, учить дифференциации букв к-н в словосочетаниях, предложениях и тексте, развивать навыки звуко-буквенного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

27.

Дифференциация букв и-ц, И-Ц в слогах и словах.

1

Знакомить с буквами и-ц, И-Ц,  учить их сравнивать по начертанию, дифференцировать изолированно, в слогах и словах, развивать навыки словообразования, зрительное восприятие.

28.

Дифференциация букв и-ц, И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах и-ц, учить дифференциации букв и-ц в словосочетаниях, предложениях и тексте, построению словосочетаний и предложения, развивать навыки звукового, слогового  анализа и синтеза, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

29.

Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ в слогах и словах.

1

Знакомить с буквами ш-щ, Ш-Щ,  учить их сравнивать по начертанию, дифференцировать изолированно, в слогах и словах, образовывать существительные при помощи суффикса –ищ-, развивать навыки словообразования, зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глагола, кинестетические ощущения, устранять кинетические нарушения.

30.

Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Закреплять знания детей о буквах ш-щ, учить дифференциации букв ш-щ в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания, развивать навыки звукового, слогового  анализа и синтеза, зрительное восприятие и внимание, способствовать устранению кинетических нарушений.

31.

Дифференциация букв З-Е в слогах и словах.

1

Знакомить с буквами З-Е,  учить их сравнивать по начертанию, дифференцировать изолированно, в слогах и словах, закреплять знания детей о правописании имен собственных, развивать зрительное восприятие, кинетические, зрительно- пространственные представления, логическое мышление.

32.

Дифференциация букв З-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Итоговое задание «Тест на дифференциацию букв сходных по написанию».

1

Закреплять знания детей о буквах З-Е, учить дифференциации букв ш-щ в словосочетаниях, предложениях и тексте, способствовать преодолению устного аграмматизма, развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, закрепить полученные знания на предыдущих занятиях.

Календарно - тематическое планирование логопедических  занятий

1 четверть

63 часа

дата

Тема и содержание коррекционной работы

01.09-15.09.15

Логопедическое обследование

15.09.- 17.09.15

Родственные слова, подбор слов.

21.09 – 24.09.15

Приставки, подбор. Словообразование при помощи приставок

28.09 – 01.10.15

Суффиксы, подбор. Образование новых форм слов

05.10 – 08.10.15

Ударение. Фонетическая, форморазличительная и смысловая роль.

12.10 – 15.10.15

Выделение ударных звуков в словах, деление на слоги, выделение ударного слога

19.10 – 22.10.15

Безударная гласная в слове. Проверка, подбор слов


Календарно - тематическое планирование логопедических  занятий

  2 четверть

49 часов

дата

Тема и содержание коррекционной работы

09.11-12.11.15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я

16.11.- 19.11.15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю.

23.11 – 26.11.15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё.

30.11 – 03.12.15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы.

07.12 – 10.12.15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е.

14.12 – 17.12.15

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

21.12 – 25.12.15

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР посредством дидактических игр с детскими счетами.

Поиски эффективных приемов и методов коррекции устной речи, профилактики нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников не утратили своей актуальности.Опыт коррекционной работы по...

Презентация к методическому семинару "Развитие зрительно-моторных навыков, как профилактика нарушений письменной речи".

Консультация для педагогов начальной школы. В ней раскрываются разные подходы к пониманию причин нарушений письменной речи, и возможные пути их преодоления....

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи....