Приключения звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект занятия на звук и букву Рр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_i_bukva_r.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»

Л.Т.Глуховская,  учитель-логопед

Логопедическое занятие

 

«Приключения звука [Р]»

(звук и буква [р])

1 класс

Тема занятия:  ЗВУК И БУКВА [Р]

(ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗВУКА  [Р])

Задачи:

Познавательная:  познакомить первоклассников со звуком  [р], его артикуляцией; дать характеристику звуку.

Обучающая:   закрепить навык слогового и звукового анализа.

Коррекционно-развивающая:  развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, закрепить правильное произношение звука, расширить словарь обучающихся.

Воспитательная:  воспитывать интерес к занятиям, любознательность.

Оборудование:   предметные картинки с изображением пса, вороны, кота;  разрезная азбука для составления слов.

Ход занятия.

1.  Орг. момент.   – Пропуском на занятие сегодня послужит любой согласный звук. Сядет тот, чьё имя начинается со звука ….  

2.  Сообщение темы занятия.   – Вы уже знаете много звуков и букв. Сегодня вас ждёт встреча с новым звуком, а подскажут вам его пёс Барбос, ворона Каркуша и кот Мурлыка.   – Когда пёс сердится, он рычит.  Как?

Когда ворона зовёт своих воронят, она каркает. Как?  Если погладить кота, он от удовольствия замурлычет. Как?

       - А теперь скажите, какой общий звук слышится в рычании пса, карканье вороны, мурлыканье кота? (Ответы детей.)

       -  Ну вот, вы сами назвали звук, с которым мы сегодня познакомимся.

3.  Артикуляция звука [р] и его характеристика.

       - Интересная история приключилась со звуком [р]. Хотите послушать? Ну, тогда слушайте.

       - В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил-был  звук [р]. Звук «р»  считал, что он согласный звук? Давайте проверим это.   (Рассматривание артикуляции звука:  губы приоткрыты, зубы сближены, язык поднят вверх, кончик языка прижат к альвеолам и дрожит.)

       - Как выходит воздух изо рта – свободно или несвободно? Что мешает воздуху выходить изо рта свободно? Значит, звук [р] какой? Почему?

       - Вы знаете, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Чем звонкие согласные отличаются от глухих? Как это можно определить? Определяйте.

4. Основная часть занятия.   

       - Я уже сказала, что звук [р] жил высоко в горах и было ему очень скучно одному, без друзей. Он решил подружиться с вами, но для этого нужно помочь ему перебраться через горы. Давайте отправим  на помощь гласные звуки. К звуку [р] прилетел звук [о]. Какой слог получился? Потом звук [у], [ы], [а].  Получилось волшебное заклинание:   Ро-ру-ры-ра, расступись, гора! 

Повторите это заклинание.

   А) Звуко-слоговой анализ слов.    - Расступилась, раздвинулась гора, а за ней  высокие ворота. Чтобы они открылись, надо слово ворота разделить на слоги и определить, в каком по счёту слоге звук [р].

       - Открылись ворота, а за ними много разных зверей. Хотел звук «р» спросить у них дорогу, да не знает, как их зовут. Может вы знаете?

       - В названии одного из них 1-й звук «ть», последний – «р», а всего 4 звука.  (Тигр).  Назовите все звуки по порядку. Сколько гласных звуков в слове «тигр»? Назовите его. А сколько слогов в этом слове?

       - Если соедините «разорванные» звуки, то узнаете название второго животного:  «ж…ы…р…а…ф».  На котором по счёту месте звук «р» в слове жираф?  А сколько всего звуков в этом слове? А слогов? Назовите слог со звуком «р».

       -  А теперь попробуйте отгадать названия животных в словах с перепутанными слогами.   Ра-зеб,  ру-кен-гу,  со-но-рог,  дил-кро-ко,  блюд-вер,  ка-мар-тыш.

       Вспомните и назовите животных, с которыми познакомился звук «р».  Как вы думаете, почему именно с этими?

Динамическая пауза.   – Интересно,  а какой длины был крокодил, с которым познакомился звук «р»? Сможете показать?  А какого роста был жираф?  Как качал головой верблюд?  Как прыгал кенгуру?  Как кривлялись мартышки? Как бегала зебра?

Б) Развитие фонематического восприятия.       - Пока вы отдыхали, звук «р» попрощался с животными и пошёл дальше. Идёт-идёт, видит красивый сад, а в саду много разных цветов и в названии каждого цветка есть звук «р».  Попробуйте определить, какие цветы росли в том саду: Это розы? Пионы? Астры? Ромашки? Лилии? Васильки? Нарциссы? Георгины? Фиалки? А клевер мог там расти?

Подбор слов-антонимов.        - Полюбовался звук «р» цветами и пошёл дальше. Видит, столб, а на нём надпись: «Направо пойдёшь, к Дракону попадёшь. Налево пойдёшь – в Рыжий город попадёшь».  Звук «р» пошёл направо.  Покажите направление. К кому он попал?  

       - Дракон был очень злой, сердитый, вредный и жадный. Он решил оставить себе звук «р» и ни за что не хотел его отпускать. Давайте скажем Дракону добрые и ласковые слова, может  тогда он отпустит звук «р».

       - Как можно Дракона назвать ласково? (Дракоша, дракончик, дракошечка.)

       - Дракоша, ты не злой, а …… добрый;  не плохой, а …….  хороший;  не сердитый, а ………  ласковый;  не жадный, а ……. щедрый.

       - Каким стал Дракон?  (Добрым, ласковым, хорошим, щедрым).  Он не только отпустил своего пленника, но и показал ему дорогу в нашу школу, но сначала загадал ему загадку:     Что за чудо-красота!

                                                      Расписные ворота

                                                      Показались на пути!

                                                      В них ни въехать, ни войти.     (Радуга)

       -  Давайте слово радуга выложим из букв.  Какой буквы не хватает?  

Букву Р писать не сложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

       - На что похожа буква Р?  А ещё на что?   Дрожу от страха до сих пор! - 

                                                                               Воскликнуло полено. –

                                                                               Похожа буква на топор!

                                                                               Расколет непременно!

       -  Ну вот, теперь можно и слово радуга выложить. Посмотрите внимательно, какое слово прячется в слове радуга?  Радуга и впрямь похожа на дугу.     

       -  По волшебной дороге-радуге звук «р» и прибежал к нам. Он как раз успел к концу занятия.  

5. Рефлексия.  

 –  С каким новым звуком вы сегодня подружились?

 –  Какую новую букву узнали?

 –  Чем отличается звук от буквы?

 –  Назовите как можно больше слов со звуком «р».

     

  - Спасибо, ребята! Вы сегодня очень порадовали меня своими ответами. Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. До свидания.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение в гороховом царстве или овощной базар

Приключение в гороховом царстве или овощной базар...

Сценарий Приключения у новогодней ёлки

Новогоднее представление для учащихся начальных классов. В постановке могут участвовать как сами дети, так и родители, и учителя....

Новогодний праздник в 3 классе "Новогодние приключения"

К участию в новогоднем празднике мне хотелось привлечь как можно больше родителей.Поэтому я придумала сценарий, в котором родители исполняют роли разных сказочных персонажей.Отправляясь вместе с Дедом...

Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)

В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе: "Новогодние приключения".

Ребята вместе со сказочными героями - Петрушкой и лесными зверятами помогают Снеговику доставить письмо Деду Морозу. Много сказочных приключений ждёт их на пути. Герои встречаются с Вюгой и Снежинка...

Урок литературного чтения Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Открытый урок по литературному чтению (в 3 классепо системе Л. В. Занкова) Тема урока «Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»....

Приключения деревянной куклы. А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.К. Коллоди «Приключения Пиноккио».”.

Урок внеклассного чтения в 3 класс по произведениям К. Коллоди и А. Толстого. К уроку создана презентация. Её можно найти на http://www.proshkolu.ru/user/strekalova65/file/2568798/...