Исследование сформированности речевой репрезентативной когнитивной структуры (внутренней языковой структуры)
статья по логопедии (1 класс) на тему

Дашкина Надежда Артуровна

Речевая репрезентативная когнитивная структура (РРКС), или внутренняя языковая структура - психическое образование, осуществляющее формирование и актуальное функционирование знания о языке в процессе речевой деятельности субъекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_06.06.2018.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сформированность речевой репрезентативной когнитивной структуры (внутренней языковой структуры)

Речевая репрезентативная когнитивная структура (РРКС), или внутренняя языковая структура - психическое образование, осуществляющее формирование и актуальное функционирование знания о языке в процессе речевой деятельности субъекта.

РРКС состоит из четырех плоскостей (фонемной, лексической, морфемной, синтаксической). РРКС является составной частью репрезентативной когнитивной структуры (РКС) как системы репрезентации (представленности) знаний, сложного психического образования, осуществляющего формирование и актуальное функционирование знания как психического отражения действительности в процессе теоретической и практической деятельности субъекта.

Методика исследования плоскостей речевой репрезентативной когнитивной структуры включает в себя 16 тестов, пять из которых представлены в данной статье.

1 тест. Свободные ассоциации по определенному слову.

Задание: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово - какое ты хочешь». Предлагаемые слова: кукла, медвежонок, шкаф, рисую, Маша, синий.

Задание направлено на исследование словарной плоскости речевой репрезентативной когнитивной структуры, в частности способности ребенка подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову. Это могут быть разные части речи, так или иначе логически связанные со словом-раздражителем. Все слова, подобранные ребенком, записываются напротив заданного слова. Два балла ставится в случае самостоятельного подбора ребенком по крайней мере трех адекватных слову-раздражителю ассоциаций. В случае затруднения в подборе слов экспериментатор проводит обучающий этап теста - подбирает пару к слову и объясняет критерий подбора. Если ребенок подбирает менее трех адекватных слову-раздражителю ассоциаций, то за первый тест ставится 1 балл.

2 тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных.

Задание: «Поиграем в игру? Я начинаю, а ты продолжай». Предложения для дополнения: «Мальчик катает...», «Мама варит ...», «Девочка читает ...», «Ребенок тянет ...», «Собака грызёт...».

Данный тест служит для выявления номинативного словаря ребенка и состояния грамматической плоскости речевой структуры (умения грамматически правильно употреблять существительные в винительном падеже). Ответы ребенка на каждый тест подробно записываются. Два балла ставится в случае пяти верных ответов, один балл - в случае четырех и менее верных ответов.

3 тест. Подбор и активное употребление глаголов.

Предлагаемые вопросы: «Что делает курица?», «Что делает ребенок?», «Что делает волк?», «Что делает папа?», «Что делает мама?».

Тест направлен на выявление глагольного словаря и состояния грамматической плоскости речевой репрезентативной структуры (умения согласовывать глагол с существительным в наклонении, времени и числе). Два балла ставится в случае пяти верных ответов, один балл - в случае четырех и менее верных ответов.

4 тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.

Предлагаемые вопросы: «Какой огурец?», «Какие деревья?», «Какая кошка?», «Какая весна?», «Какой лев?». Данное задание служит для выявления словаря признаков и умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Два балла ставится в случае пяти верных ответов, один балл - в случае четырех и менее верных ответов.

5 тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил образования и изменения слов.

Предлагаемые задания: «Как говорится о маленьком столе? А если их много? Много маленьких ...», «Как говорится о маленькой корове? А если их много? Много маленьких ...», «Как говорится о маленьком одеяле? А если их

много? Много маленьких ...».

С помощью данного задания выявляется наличие в речевой репрезентативной структуре ребенка модели словообразования, владение ребенком правилами словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и умение употреблять данные существительные во множественном числе родительного падежа. Два балла ставится за два верных ответа, один балл - в случае одного и менее верных ответов.

Таким образом, допускается обучающий этап, когда экспериментатор однократно показывает ребенку образец словообразования и словоизменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность школьного обучения - сформированность речевых процессов.

В данном материале расматриваются такие речевые нарушения, как несформированность фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, нарушения звуко-слоговой структуры слова, грамматическо...

Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников

Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников...

Методика исследования сформированности представлений младших школьников с умственной отсталостью о величинах и их измерениях в первом классе (второй год обучения).

Данные методические разработки позволяют провести исследование сформированности представлений младших школьников с УОо величинах и их измерениях, т.к. они разработаны на основании отмечнных Л. А. Каир...

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков обучающихся с РАС...

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков...

Статья по теме "Исследование сформированности целеполагания у второклассников"

Статья посвящена проблеме сформированности целеполагания у младших школьников. Рассматриваются теоретические аспекты определения понятия «целеполагание», сформулированы действия, составляю...