Главные вкладки

    Статья по логопедии на тему:
    Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

    Сафина Маргарита Анатольевна

    Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией. В первую очередь это дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_neyropsih_opublikovana.docx31.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

     Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

    Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма.

    Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т.В.,  с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.

    Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:

    • Трудность поддержания оптимального уровня активности.

    Наблюдается  быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество  ошибок.

    • Отставание функций программирования и контроля деятельности.

    Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей                  памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое                                                 уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

    - пропуск или вставка букв, слогов, слов;

    - персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

    - контаминация двух слов;

    - нарушение границ предложения;

    - орфографические ошибки.

    То есть всё то, что относится к дисграфии обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза.

    • Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.

    В письменных работах наблюдаются следующие проблемы:

    - трудности нахождения и соблюдение строки;

    - колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

    - трудности запоминания букв и их искажение;

    - устойчивая зеркальность букв;

     - пропуск и замена гласных;

     - фонетическое письмо;

    - трудности запоминания словарных слов.

     Данные ошибки относятся к  артикуляторно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.

    Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

    В структуре логопедического занятия мною используются следующие упражнения:

    • Дыхательные упражнения 

    Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом.  Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки вверх, на выдохе - вниз.

    • Упражнения для нормализации тонуса

    Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к. гипо - или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения  и упражнения на стимуляцию тонуса.

    Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед   предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

    Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

    -«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

    -«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

    • Упражнения на развитие внимания.

    - «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

    - «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

    - «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

    - «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.

    - «Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

    - «Музыкальное  рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать  по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

    - «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

    • Развитие межполушарного взаимодействия

    Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

    - «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

    - «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз.

    -  Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

    - раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

    - письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

    • Развитие пространственных представлений

    Проводится в четыре этапа:

    1. Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;
    2. Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;
           - «Робот» - ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т.п.
            - «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная  с темой урока.
    3. Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
            -  «Продавец канцелярских товаров»  - просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т.д.        

          - «Очередь» - предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

               4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

         -   «Делай как я» - дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.

    • Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:

    - « Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

    -  «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

    - «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

    - «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.

    -  «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной  программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала  читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.

    -  «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

    БА – ПА            БЯ - ПЯ

    БО – ПО            БЁ - ПЁ

    БУ – ПУ            БЮ - ПЮ

    БЫ – ПЫ          БЕ - ПЕ

    По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

    БА – топнуть, ПА - хлопнуть          

    БО – топнуть, ПО - хлопнуть          

    БУ – топнуть, ПУ  -  хлопнуть    

     В упражнениях контролируется согласование процесса движения и                                           речи, тренируется внимание и память.

    - «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.

    - « Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

    - «Буква заблудилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.

    - «Знаток слов».Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.

    -  «Арабское письмо».Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.

    ТОК – КОТ, РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ.

    - «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.

    МЫШИ     М...Ш..., ...Ы...И

    КРЫША     КР...Ш...,  ......Ы...А

    -  «Стукачок»Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Ж. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.

    Ё(стук)ИК,  (стук)АБА.

    - «Связалочка».Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.

    ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

    ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

    ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.

    ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

    Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.

    Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

    Список использованной литературы:

    1. Ахутина Т.В. Трудности письма  и  их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001.
    2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008
    3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.
    4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
    5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
    6. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.. Пишу без ошибок.Русский язык с нейропсихологом. – М.: ПИТЕР. 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

    На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

    Мастер-класс на тему: «Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ».

    Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ЗПР. Задачи:1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ход...

    Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда

    Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда...

    Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

    Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

    Методы и приемы современного урока в коррекционной школе в рамках освоения ФГОС.

    Дети с умственной отсталостью характеризуются  выраженным  недоразвитием  мыслительной  деятельности, препятствующим  освоению  предметных  учебных  знани...

    Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"

    В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда....