Главные вкладки

    Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков л, ль".
    план-конспект по логопедии на тему

    Александрова Елена Алексеевна

    Закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях, обучение звуковому анализу, составление предложений по опорным словам, развитие связной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnaya_situatsiya.docx24.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте

    в подготовительной к школе группе

    Тип образовательной ситуации: тренировочная.

    Тема: «Дифференциация звуков л, ль».

    Цель: закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях.

    Цель для детей: сочинить новую сказку про Колобка и помочь Колобку расколдовать растения и животных.

    Задачи:

    Обучающие:  учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, продолжать учить звуковому анализу, составлять предложения по опорным словам.

    Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память.

    Воспитательные: создать условия для формирования навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

    Материал:

    Демонстрационный материал: изображения на экране Колобка, силуэт Злого волшебника, картинки животных и птиц (лиса, лось, лань, ослик, ласточка, галка, филин, аист) и мест их обитания (лес, дупло, гнездо, нора);

    Раздаточный материал: наборы-символы для обозначения звуков (зеленые, синие, красные), схемы предложений, набор букв.

    1. Введение в игровую ситуацию.

    Цель: создание интересной мотивации к игровой и тренировочной деятельности.

    - Ребята, послушайте загадку: Круглый, желтый, непослушный, есть глаза и рот, а еще он песенки поет. Кто его имя назовет? (Колобок). (На экране появляется Колобок, здоровается).

    - Здравствуй, Колобок!

    - Помните, что с ним приключилось? (его съела лиса).

    - Я предлагаю вам сочинить новую сказку «Приключения Колобка». Хотите? (Да).

    -А сможете? (Да). Почему вы так считаете? (мы уже сочиняли сказки, мы умеем правильно составлять предложения).

    - Для нашей сказки нам нужно повторить два звука и взять специальные символы и схемы. Готовы? (Да)

    1. Игровая деятельность.

    Цель: тренинг уровня сформированности представлений о звуках л, ль, выделение звуков л, ль  в словах.

     

    (Звучит песенка Колобка).

     «Я колобок румяный бок! Нет у меня ни рук, ни ног!

    Я просто круглый, как Земля, тра-ля-ля, тра-ля-ля!

    Я просто круглый, как Земля!»

    Упражнение «Найди слова со звуками л, ль».

    Цель: Дифференциация звуков л, л' в словах. Сравнение и характеристика звуков л, л' по акустическим и артикуляционным признакам.

    - Назовите слова со звуком л? (колобок, круглый). Какой это звук? (согласный, твердый). Каким цветом обозначается? (синим).

    - Назовите слова со звуком ль? (земля, тра-ля-ля). Какой это звук? (согласный, мягкий). Каким цветом обозначается? (зеленым).

    - Произнесите л, л'. Что используется при произношении? (Язык). Чем отличается? (л – плотно прижимается к нёбу и зубам, а л' прижимается к нёбу кончиком языка).

    - Скучно стало Колобку сидеть на подоконнике, спрыгнул он, и увидел …. (появляется картинка частокола) Что это? (забор, частокол).

    - Объясните значение слова частокол (забор из частых кольев).

    - Не обойти его, не объехать. Чтобы пройти, надо определить, на какой звук заканчивается слово частокол и показать нужный символ.

    Подитог.

    - Молодцы. Вы правильно выполнили упражнение, нашли слова, где есть звуки л, ль, правильно их произнесли и показали нужный символ.

    - За частоколом - лес. - Какой это был лес, как думаете? (Необычный, заколдованный).

    - В каком слове вы произносили звук л' (лес), где стоит звук? (вначале, показывают зеленый символ), а в каком слове — л (заколдованный), где стоит? (в середине, показывают синий символ).

     - Видит Колобок, летит огромная птица, в названии которой первый звук ф, последний - н.

    - Что это за птица? (Филин.) (звук ль стоит в середине, символ).

    - Колобок, помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц – просит филин.

    - Кто их заколдовал? – спрашивает Колобок.

    - Злой колдун. Какие звуки повторяются в этих словах? (звуки л стоят в середине). 

    - Что я должен сделать?

    Игра «Составь слово».

    Цель: тренировка по определению звуков л, л' в словах, по составлению слов из «рассыпанных» звуков, по составлению новых слов по первым звукам данных слов.

    -  Узнать название дерева по первому и последнему звуку.

    -Ребята, вы поможете Колобку? (Да.)

    Первый звук т, последний — л' (тополь) (звук ль стоит в конце) (схема).

    - Собрать слово из «рассыпанных» звуков л', и, а, п.  (липа). Обозначьте звуки в слове цветными фишками. (звук ль стоит в середине).

    - Восстановить слова из перепутанных слогов ха-оль (ольха) (звук ль стоит в середине), ка-ёл (ёлка) (звук л стоит в середине).

    (Дети вместе с Колобком выполняют задания).

    - Расступились деревья, а за ними - заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания.

    - Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)

    - Возьмите первые звуки из слов: лук, аист, небо (лань) (звук л стоит в начале) (схема).

    - Соберите «рассыпанные» звуки л', и, а, с (лиса). Обозначьте их цветными фишками.

    Физкультминутка для глаз.

    Глазки вправо, глазки влево,

    И по кругу проведем.

    Быстро – быстро поморгаем

    И легонечко нажмем.

    Глазки закрываем,

    Медленно вдыхаем.

    А на выдохе опять

    Глазки заставляй моргать.

     - Назовите ударный слог в словах лебедь (ле) (схема – зеленая и красная фишка) и ласточка (ла)(схема – синяя и красная фишка).

    Разделите слова на слоги (хлопками). Сколько слогов в слове лебедь? (2), в слове ласточка? (3).

     Подитог.

    Вы справились с заданием, потому что умеете определять первый звук в словах, умеете составлять слова из заданных звуков, знаете названия животных и растений нашей полосы.

    Звуковой анализ слова галка.

    Цель: тренировать умение делать звуковой анализ слов, разделять на слоги, выделять ударный слог.

    Физкультминутка «Зарядка для Колобка». (Видео на экране).

    Упражнение «Составь предложение».

    Цель: дифференциация звуков л, л' в предложениях.

    Развитие связной речи. Усвоение родительного падежа существительных.
    Кого мы освободили?
    (лося, лань, лису, лебедя, галку, ласточку.) В названиях каких животных есть звуки л, л'?

            

    - Обрадовались звери, что мы помогли Колобку освободить их! Что сделали звери? (обрадовались). Что делали раньше? (унывали, грустили). Как вы думаете, что они сделали, когда их расколдовали? (отправились домой). – Кто где живет? (Составление предложений со словами нора, дупло, гнездо, лес). Составить 2 схемы к любым выбранным предложениям.

    - Как нам выбраться из заколдованного леса? (Размышления детей)

    - Какие приключения могли бы ещё произойти с Колобком? (составление связного рассказа 3-4 предложения).

    Подитог.

    - Вы справились с заданием, молодцы! Вы умеете составлять предложения и схемы к ним.

    1. Осмысление (итог).

    Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей тренировочной деятельности.

    - Что понравилось? Запомнилось?

    - Мы сочинили новую сказку про Колобка? (Да). Мы помогли Колобку? В чем? (расколдовали деревья и животных).

    - Почему у нас это получилось? (Мы смогли выполнить задания. Мы знали, как это сделать. Мы были дружными).

    - Какие знания нам помогли? (мы умеем различать звуки л, ль, умеем делать звуковой анализ слов, умеем составлять новые слова из звуков, умеем составлять предложения и схемы к ним).

     - Ребята. Вы не остались равнодушными к просьбе Колобка, помогли ему, задания были трудными, но вы справились. Вы молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»

    Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация»)

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство с буквой П". На этом занятии дети в интересной форме знакомятся с новой буквой,составляют предложения, строют букв...

    Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Гармония" по теме "Звуки речи. Повторение"

    Презентацию можно использовать для проведения всего урока, а также можно взять фрагменты для этапов урока. Слайды содержат анимацию....

    Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

    Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

    Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

    Цель:закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове, упражнять в...

    Конспект урока обучения грамоте на тему: «Закрепление знаний о звуках [л] и [л’] и буквах Л, л с помощью приемов технологии развития критического мышления»

    Цель урока:·        повторить и закрепить знания о звуках [л] и [л’] и буквах Л, л;·        с помощью наблюден...

    Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

    Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...