Главные вкладки

    «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
    учебно-методический материал по логопедии (3 класс) на тему

    Воронецкая Ольга Семеновна

    Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_v_sayt.docx22.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями,  имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

        Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Естественным пространством (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает ребенка с момента его появления на свет и оказывает решающее влияние на комплексное его развитие, является семья. Именно в силу приоритетной роли семьи, а в случае с ребенком с ОВЗ – уникальной, в процессе воздействия на его развитие учитель - логопед  старается максимально привлечь родителей в «союзники» в важном деле преодоления речевых нарушений.

         Задача учителя - логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

         Особенно, это важно для детей, посещающих коррекционно-логопедические классы, так как родители детей с ограниченными возможностями здоровья помимо педагогических знаний, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при общении вообще и проведении занятий со своим ребенком в частности.

         Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны специалистов школьного образовательного учреждения и родителей.

         В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого - педагогической и логопедической диагностики с родителями проводятся индивидуальные консультации, на которых в очень деликатной форме родителям разъясняется речевой диагноз ребенка; даются подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. Очень тактично, доходчиво родителям разъясняются, насколько важно привлечь к работе невропатолога, нейропсихолога и других специалистов, что в ряде случаев является крайне необходимым.

         В индивидуальных беседах с родителями учитель-логопед стремится не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Доступным языком родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения именно их ребенка, как нужно с ним общаться, заниматься, не копируя школьных занятий и на что следует, в первую очередь, обращать внимание. Анализ совместно проведенных мероприятий с родителями на конец учебного года показывает, насколько важно учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы учителя-логопеда не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности.

           Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Ошибочно мнение, что ребенок вырастет, и проблемы в его развитии уйдут. «Основой работы учителя-логопеда с родителями является понятие о развивающихся взаимодействиях в школе и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, повышения педагогической компетенции и культуры» [1, С.136].

         Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями школьников осуществляется в коллективной, индивидуальной формах работы. Рассмотрим данные формы работы подробнее.

    Коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей

    1.  Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в начальной школе уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

         Важная задача - включить родителей в ту или иную предложенную им работу. «Учитель - логопед и классный руководитель разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты, и в этом следует убедить родителей»[2, С.10].

        На первом собрании родителям обязательно разъясняется, что именно на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к речевым занятиям дома, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном давлении, массаж - при нарушениях мышечного тонуса и т.д.).

    2.     Консультации, семинары и практикумы выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов. Консультации выстраиваются таким образом, чтобы они были предельно четкими, содержали необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальными темами для консультаций, практикумов, семинаров и бесед, которые интересуют родителей, являются следующие:

    - «Артикуляционная гимнастика»;

    - «Пальчиковая гимнастика»

    - «Развитие мелкой моторики»;

    - «Выполнение домашнего задания»;

    - «Развитие внимания и мышления»;

    - «Речевые игры дома»;

    - «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и др.

         К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, организовывается выставка дидактических пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики (с последующим показом). В ходе этой консультации убеждает родителей в важности и необходимости развития у ребенка мелкой моторики рук. Учитель-логопед рассказывает родителям о разных видах работы с детьми: от пальчиковых игр до специальных сложных заданий на развития ручной умелости.

    3. Очень эффективными являются практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для проведения таких практикумов учителем - логопедом заранее готовятся «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

    4.  Наглядная форма работы учителя-логопеда  с семьей - игротека является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке учителя-логопеда есть все пособия, используемые на фронтальных занятиях в школе. Родители могут взять на время домой все необходимые пособия, чтобы использовать их на индивидуальных занятиях с детьми дома. Библиотека периодически пополняется новыми оригинальными пособиями, подбором практического материала на определенную тему, изготовлением дидактических пособий своими руками. В родительском уголке учителем - логопедом оформляется информационный стенд с ежемесячно обновляющейся информацией для родителей.

    5.   Организация совместной деятельности, когда участие родителей становится одним общим делом. Проекты разной длительности (краткосрочные, длительные, по темам) способствуют укреплению семьи и детско-родительских отношений, а совместные  мероприятия позволяют раскрыться всем участникам.

    Индивидуальные формы работы учителя-логопеда школы с семьей

         Проводимая индивидуальная работа с родителями позволяет учителю-логопеду установить более тесный контакт с родителями.

    1.  Учителями-логопедами школы разработаны анкеты для родителей. При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о вопросах воспитания своего ребенка. Важным для учителя-логопеда является выявление потребностей родителей в коррекционно-педагогических знаниях; выяснение трудностей, которые их волнуют – с тем, чтобы использовать полученную информацию при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьей.

    2.    Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях выясняются на проводимых учителем-логопедом в течение всего учебного года беседах, важнейшим признаком которых является двусторонняя активность. После каждого диагностического занятия родители приглашаются на индивидуальные беседы для ознакомления с результатами. Родители узнают о трудностях в развитии ребенка; получают советы, необходимые практические рекомендации.

    3.   Важной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий (оформление с помощью современных подходов). Она заполняется еженедельно, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. В зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка задания в тетради предусматривают работу по звукопроизношению, формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.

        Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Совместная работа с семьей строится через дифференцированный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, основывается на определении стратегии взаимодействия здесь и сейчас.

    Список использованных источников

    1. Баранова, Г.А. Подготовка учителя-логопеда к использованию логопедических технологий в процессе повышения квалификации [Текст] / Г.А. Баранова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». В 2 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.136.

    2. Баранова, Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.10.

    3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб. 2000. 178 – С. 9.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

    Ознакомление с музеями Санкт-Петербурга детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка эффективно и достигала поставленной...

    Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».

    В данной статье представлен опыт работы по формированию культурно-гигиенических основ. Методика работы позволяет воспитателю доступно и увлекательно в совместной деятельности с детьми младшего школьно...

    Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

    Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

    Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здо...

    Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом....

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...